Вам бывает сложно разобраться в невнятной речи Ивана Охлобыстина, Гоши Куценко, Сергея Маковецкого, Саши Петрова, Сергея Гармаша, Данилы Козловского?
Вы не одиноки. Англоязычные зрители тоже жалуются на плохую дикцию актеров. Многие с трудом понимают речь Тома Харди, Бенедика Камбербэтча, Идриса Эльба и других.
Аналитики стриминговых платформ заметили, что зрители массово смотрят кино и сериалы с титрами. Даже если это кино снято на их родном языке. Почему? - спросили они у зрителей. И услышали тривиальный ответ - они просто-напросто слишком часто не могут разобрать что сказал актер, пока не включат субтитры.
Работающие со звуком специалисты подтверждают наличие проблемы - это не иллюзия ленивых зрителей и не единичные исключения.
У плохого звука в современном кино четыре главные причины:
1) Натуральность
История кино - это история перехода от театральности к реалистичности. Раньше актеры нарочито и неестественно двигались перед камерой. Сейчас многое из снятого в начале прошлого века невозможно. Манерная речь появилась в кино позже и продержалась дольше. Сейчас для кинематографистов всего мира норма - это натуралистичность. В настоящем мире люди говорят по разному и герои в кино говорят также.
2) Озвучка
Одна из сторон стремления к реалистичности, совмещенная с потребностью экономить средства, - это массовая запись звука прямо на съемочной площадке. Чтобы актер пошел в студию переозвучивать свои собственные слова - это исключительный случай.
3) Зрелищность
Кино - это все-таки то, что мы в первую очередь смотрим, а потом уже слушаем. Кино должно быть зрелищным. Поэтому когда звукорежиссер работает над проектом, в котором есть какие-то взрывы, крики и прочие громкие звуки, ему не остается ничего другого, как создавать контраст. Он не может врубить речь героев очень громко, так как тогда необходимые громкие звуки не будут достаточно громкими. Поэтому так... Когда герои говорят, нам нужно навострить ушки, чтобы расслышать их слова. В разговорных драмах таких проблем нет - наверняка вы не сможете припомнить проблем с такими фильмами. Это проблема экшенов.
4) Дорожки
Для того, чтобы кинотеатральные зрители сумели ощутить эффект присутствия, компания Dolby долгие годы работала над совершенствованием технологий объемного, иммерсивного звука. В кинотеатрах оснащенных Dolby Atmos объемный звук создается с помощью более сотни звуковых дорожек. Создаваемые для кинопроката фильмы имеют десяток звуковых дорожек. И когда эти фильмы готовят для показа в домашних условиях, звук обрабатывается снова. Даунмиксинг предполагает создание упрощенных версий звуковых дорожек. Поэтому сидя дома и смотря новый экшен на своем смартфоне, вы никогда не услышите и половины тех звуков, которые были записаны изначально.
А вы замечали проблему плохой слышимости и неразборчивости слов в кино и сериалах? Делитесь в комментариях.