Найти тему
МИР (Море История Россия)

«Мухи» и прочие «насекомые» британского флота.

История та начинается в феврале 1915 года, когда британское адмиралтейство заказало серию из 12 совсем маленьких (всего 98 тонн водоизмещением), но достаточно «кусачих» «канонерских лодок». Несмотря на очень скромные размерения: 38х6х0,6 м, они несли на борту одно 102-мм орудие, одну 12 фунтовую (76-мм) пушку, 57-мм пушку Гочкиса, 2-3 шт. 47-мм пушек Гочкиса, один автомат 40-мм, и 5-7 пулеметов.

Двигатель типа VTE, мощностью 175 лошаиных сил обеспечивала скорость хода в 9 узлов. Что такое VTE? Это поршневой двигатель с клапанами, из-за чего ряд авторов зачем-то указали, что это двигатель внутреннего сгорания. Нет, в данном случае это обычная паровая машина тройного расширения, у которой вместо золотников используются клапана. Котел Ярроу имел два вида отопления: угольное и нефтяное.

Корабли, спроектированные фирмой «Ярроу», и строившиеся на верфи в Скотстауне (Глазго) имели упрощенные обводы и делились на пять частей.

Они получили наименования: Blackfly (Мошка), Butterfly(Бабочка), Caddisfly (Ручейник), Cranefly (Клювокрылка), Dragonfly (Стрекоза), Firefly (Светлячок), Gadfly (Овод, Гадфлай, мило, неправда ли?), Grayfly (Серая муха), Greenfly (соответственно,зеленая муха), Hoverfly (Летучая муха, видимо, у англичан есть и нелетучие), Mayfly (Поденка), Sawfly (Пилильщик, о, он оказывается тоже муха, я думал жук), Sedgefly (Осоковая муха),Snakefly (Змеиная муха), Stonefly (Веснянка), Waterfly (Водяная муха).

Вот уж не знал, что их столько, думал муха – она и есть муха, ну, кроме стрекозы и овода (если что я шучу, не кидайтесь с нравоучениями).

-2

Заем они были нужны? Официально (для отвода глаз) их строили, вроде бы как, для Китая. В реальности, канонерки в разобранном виде, морским транспортом были доставлены в иранский порт Абадан на границе с Ираком. Там их собрали в объем и вооружили для патрулирования рек Тигр и Ефрат. Про них мало что известно. Отмечают, что турки захватили в 1917 году «Светлячка», но двигатель его ввести в строй не смогли, и корабль служил у них плавбатареей Suleiman Pak.

Обратно, в битве при Нахр-эль-Калеке (название –то какое!) ее отбила канонерка «Тарантул». Потом этих малышей передали армейцам, потом, в 1923 году, сняв вооружение начали распродавать частникам. Три «мухи» ходили по Ефрату еще в 1940 году. Жаль данных по этим корабликам мало.

Описывая события, мы упомянули «Тарантула» или «HMS Gunboat „Tarantul“». Это тоже «насекомое» и тоже «китайское» (но немного побольше). И история у этих канонерок пообширнее (они и во Второй Мировой поучаствовали)

Все дело в том, что одновременно с «мухами» заложили еще несколько канонерок, водоизмещением около 600 тонн. Их планировали использовать в другом регионе. Но, обо всем по порядку.

-3
-4

В феврале 1915 года британским Адмиралтейством в рамках Чрезвычайной Военной программы заказало две серии мелкосидящих речных канонерских лодок. Про первую серию «для Китая» мы уже рассказали, но, одновременно, был выдан заказ на 12 канонерских лодок, с нормальным водоизмещением 645 тонн. Их планировали применять в другом районе.

-5

По замыслу британского морского командования, разобранные большие канонерки нужно было доставить в разобранном стоянии, морским транспортом в Салоники, и оттуда, железнодорожным транспортом на Дунай, где их собрали бы заново. На Дунае канонерки должны были оказать помощь Сербии в борьбе с сильной австро-венгерской Дунайской флотилией. Про автро-венгерские мониторы мы уже рассказывали, и даже давали фото одного из них сохранившегося в Сербии («Сава», бывший «Бодрог»). Эти мониторы имели на вооружении два 120-мм орудия и 120-мм гаубицу.

«Насекомые» британской постройки имели дину 72 метра, ширину 11 метров, осадку 1,22 метра (размерения почти те же, но британцы были на 20 метров длиннее). Мощность энергетической установки у британцев была больше 2 тыс. л.с. (против 1400 у австро-венгерских мониторов). С двигателем ситуация та же паровая машина тройного расширения клапанного типа (VTE). Две машины, два треугольных котла «Ярроу», два винта. Котлы имели смешанное отопление: их можно было топить как нефтью, так и углём. Помимо котлов уголь использовался в камбузных печах.

Скорость у британцев была 14 узлов (на 1 узел больше). «Вики…» пишет, что австрийцев «… главные силы состояли из бронированных мониторов, вооруженных 120-мм орудиями. Борьба с таким противником вынудила британцев сделать ставку на превосходство в артиллерии и численном составе». Ну, насчет артиллерии достаточно спорно. Главный калибр «насекомых» состоял из двух 152-мм орудий Марк VII ВL. Первое орудие 152-мм/45 BL Mark VII было собрано в Вулвиче 21 июля 1897 года и отстреляно через два дня. Дальнейшее производство продолжалось на заводах Vickers и Elswick Ordnance Company.

Орудие со стволом скрепленным навитой лентой. Орудие картузное со скорострельностью 5 выстрелов в минуту. Его проектировании для линкоров, но к началу 1-й Мировой орудие считали уже устаревшим, и пустили его на вооружение канонерок. Кроме 6-дюймовок, «насекомые» имели еще два 12-фунтовых (76-мм) орудия. И, (на начальном этапе все…

Проблема в том, что у британцев орудия стояли в носу и в корме, а у австрийцев два орудия смотрели вперед. (в корме стояла еще и гаубица). Так, что насчет более мощного вооружения тезис- спорный. Это потом на них стали ставить по три 76-мм зенитки, 7.7-мм пулеметы и зенитные автоматы (6-7 пулеметов, один «пом-пом», но все это потом).

Кроме того, канонерки были небронированными (в отличие от австрийцев). Канонерские лодки этого проекта конструктивно были типичными речными кораблями, имевшими плоскодонный корпус с упрощенными обводами. Конструкция корпуса предполагала разборку его на секции. Бронирование корпуса отсутствовало, 16-мм бронёй были защищены только щиты орудий и рубка. Днище корпуса на всем протяжении кроме форпика имело двойное дно. Корпус делился на 19 отсеков, при этом, отсеки были изолированными, попасть из любого из них в соседний отсек можно было только через люк в верхней палубе.

Так, что в целом британские канонерки были слабее. Насчет количества, то да. Сразу заказали 12 канонерок. Строили их на разных верфях. Частная шотландская компания Ailsa Shipbuilding Company строила канонерки Aphis (Тля, весьма поэтичное название) и Bee (Пчела). Компания Barclay, Curle & Co (Глазго) строила Cicada , (Цикада), Cockchafer (Майский жук), Cricket (Сверчок), Glowworm (Светлячок). Шотландская компания Lobnitz строила Gnat (Комар) и Ladybird (Божья коровка). Верфь Wood Skinner, Ньюкасл строила «Скарабея» и «Тарантула». Верфь Сандерленда строила «Богомола» (Mantis) и «Мотылька» (Moth)

История их службы более насыщенная, но это тема отдельного рассказа)