Сформировалась ситуация политического цугцванга с малопредсказуемыми последствиями.
15 октября в Польше стартует процедура парламентских выборов, которые могут стать серьезным фактором не только местной, но и общеевропейской политики. Парламентские выборы 2023 года могут привести к смене правительства и лишить партию власти «Право и справедливость» (PiS) правящего статуса, который она сохраняет с 2015 года.
Общественные опросы указывают на возможный успех оппозиционных партий. Основную конкуренцию правящей партии составляют либеральная Гражданская коалиция, возглавляемая дважды председателем Европейского совета и экс-председателем Европейской народной партии, бывшим премьер-министром Польши Дональдом Туском. Поддержка коалиции в обществе составляет примерно 30 %.
Кроме Гражданской коалиции в оппозиции к PiS находятся социал-демократическая коалиция «Левые», центристская коалиция «Третий путь» и ультраправая «Конфедерация свободы и независимости».
Для выборов в Сенат оппозиция, за исключением Конфедерации, заключила «Сенатский пакт 2023», по которому партии договорились о выдвижении единого кандидата в каждом округе.
Фактор украинского зерна является стратегическим, во всяком случае для PiS. Фермеры остаются очень важной электоральной группой, обоснованно воспринимающих поставки зерна с Украины как подрыв своей экономической базы. Усредняя все известные данные, можно говорить о примерно 10 миллионах тонн украинских зерновых разного качества, которые хранятся на территории Польши. Этот огромный объем обвалил закупочные цены по меньшей мере вдвое.
В борьбе за голоса, PiS пошел на беспрецедентные по европейским меркам действия. Еврокомиссия, поддавшись давлению Польши и других стран Восточной Европы с сильным аграрным сектором, ввела мораторий на поставки украинского зерна в регион – срок действия эмбарго истёк 15 сентября. Правительство Польши инициировало запрет национального уровня, к которому присоединились другие граничащие с Украиной восточноевропейские страны.
Эскалация с ускорением
Сугубо электоральная логика PiS понятна. Возможно, самое умное, что мог бы сделать Киев в такой ситуации – это промолчать до ноября, когда эмбарго без особого шума прекратило бы свое существование по причине окончания выборов. Но Киев не смог удержаться, и ситуацию усугубил.
Замминистра экономики Украины Тарас Качка обещал встречно блокировать импорт некоторых польских овощей и фруктов – наложить запрет на ввоз в «Незалежную» из Польши лука, помидоров, капусты и яблок. Министр сельского хозяйства Польши Роберт Телюс дал гневную отповедь, что его страна справится с возможным украинским эмбарго на овощи и фрукты, а Украина с польским запретом на ввоз агропродукции – вряд ли.
Президент республики Анджей Дуда заявил, что не может допустить бесконтрольные продажи украинского зерна на польском рынке, поскольку должен заботиться об интересах собственных граждан.
К 19 сентября Украина подала официальный иск против Польши, Венгрии и Словакии в ВТО, тем самым спровоцировав новые уровни и глубину конфликта. Дело в том, что по правилам ЕС высшая бюрократия объединения должна отстаивать интересы стран-членов в таких ситуациях. Европейские обозреватели пишут, что история просто абсурдна. В данном случае Евросоюзу придется защищать Польшу из-за того самого национального запрета, который Евросоюзом одобрен не был.
Президент Украины Зеленский, чей приуроченный к Генассамблее ООН вояж в Нью-Йорк оказался крайне неудачным, ещё больше усилил негатив, обрушившись с трибуны ООН с обвинениями в адрес Польши.
Польский премьер Моравецкий (PiS) заявил, что Польша расширит свое эмбарго в отношении украинских продуктов, если Киев будет обострять конфликт. И добавил, что Польша не будет поставлять оружие Киеву – что сразу же вызвало острую реакцию Вашингтона, потребовавшего разъяснений у Варшавы.
Уже упомянутый польский министр сельского хозяйства Роберт Телус добавил, что Польша не пустит Украину в Евросоюз, если не будет решен вопрос экспорта зерна.
Эта угроза направлена Брюсселю в той же степени, что и Киеву. ЕС как организация в последние месяцы ведет активную работу по подготовке расширения союза до 30 и более членов к 2030 году, Украина же видится Брюсселю как политический приоритет.
Европейское измерение польского зерна
Оппозиционер Туск тоже заинтересован в голосах фермеров, но в данном случае его бэкграунд евробюрократа явно взял верх. Лидер оппозиции Польши раскритиковал запрет на импорт украинской агропродукции, заявив, что «нет никакой логики в действиях и президента, и премьер-министра, и вице-премьера страны, когда речь идёт об Украине».
«Я уже не говорю о моральном и геополитическом скандале, который является ударом в спину Украине, когда они (польские власти) устраивают эти битвы на украинском фронте только потому, что это должно окупиться для них в предвыборной кампании», – заявил Туск.
ЕС заинтересован в победе Туска на польских выборах. Потому что при неблагоприятном сценарии, сразу в трех странах Европы – Польше, Словакии и Нидерландах – могут прийти к власти правые или националисты. Но Польша наиболее критична, даже на фоне Словакии, где с большой вероятностью премьером станет требующий славянского единства и дружбы с Россией Роберт Фицо.
Польша выступает стабильным раздражителем для ЕС и уже сформировала свой лик в виде «гиены Европы», ориентирующейся на Вашингтон, а не Брюссель. Своим геополитическим оппонентом Варшава видит Германию. От которой не только требует по второму кругу репарации за Вторую мировую и разнообразные субсидии из европейского бюджета, но и пытается вытеснять ФРГ с Украины, где идет противостояние за подряды по «восстановлению». Все это усугубляется тяжелой степенью русофобии, которой одержим польский истеблишмент.
Если Туск не сможет набрать нужное количество голосов, то PiS может остаться у власти ещё на одну каденцию. Кроме того, значительную роль в парламенте получит «Конфедерация», сопредседатель которой – Славомир Ментцен – однажды сказал, что его партия выступает против «евреев, гомосексуалистов, абортов, налогообложения и Евросоюза». Правда, добавил, что пошутил.
Внутренний раскол в Европе в ближайшее время только усилится, как и попытки вытеснить Германию с позиции «первой, среди равных». Украинское зерно, может быть, и вернется в Польшу после выборов. Но начавшийся с украинского зерна политический кризис в Европе закончится неизбежным переформатированием баланса сил в ЕС.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!