Один из самых популярных у посетителей стендов на выставке «Нева 2023» принадлежал компании «Интехком». Там всегда было много людей, часто образуются очереди из желающих опробовать на практике какую-либо из представленных новинках. Вот об этих новинках «Медиапалуба» и поговорила с Алексеем Овяном, директором компании по инновациям.
П: Что вы привезли на выставку, какие новинки?
— Расскажу про наш главный проект – дистанционное управление техникой в виртуальной реальности. Это первая выставка, на которой мы его демонстрируем. Разработка уникальная, не имеющая аналога в России и очень редкая на мировом уровне, а если брать именно применение в крановой сфере, то таких примеров мы не видели нигде.
П: Чем это решение уникально?
— Преимуществ дистанционного управления в нашей технологии на самом деле много — здесь и защита от столкновений, и отслеживание людей в опасных зонах. Но самое главное, это, собственно, полное погружение в рабочий процесс с помощью очков смешанной реальности и камеры нашей разработки (импортным является лишь модуль матрицы). Человек, надевая очки, погружается в рабочий процесс, у него обзор на 360 градусов. Такой обзор позволяет свободно отслеживать разные направления. Можно замечать людей в опасных зонах, можно посмотреть наверх – на смотку тросов, если там появилась какая-то проблема.
Испытания показали, что в таких условиях операторам работать комфортнее, чем через мониторы. Управление в смешанной реальности позволяет ускорить процессы, сделать их более безопасными.
П: Монтируете на любые краны?
— Да, и на портальные, и на мостовые. В ноябре проект будет уже полноценно запущен на НЛМК, у нас запланировано несколько пилотных внедрений в этом году в портах на севере.
П: Сколько требуется оператору времени, чтобы подготовиться?
— Это очень хороший вопрос, потому что сроки подготовки являются одним из важных преимуществ нашего дистанционного управления. Изначально мы делали тренажеры и демонстрировали их в качестве одного из наших проектов на прошлой «Неве» два года назад. Теперь мы их интегрировали в новый проект, поэтому оператор может очень просто проходить освоение системы, всего лишь переключив тумблер в режим тренажера. Это позволяет подготовиться к работе в считанные часы.
П: Вы сказали, что все комплектующие отечественные, кроме камеры?
— Да, все делается в России, вплоть до кресел и джойстиков. Здесь, на выставке многие к нам подходят и узнают свою продукцию, которую мы у них закупали. Камеру мы тоже производим сами, разрабатываем платы. Исключением является только сам модуль камеры, матрица – она китайская. Но пока заменить ее не можем, поскольку нам требуется 4К-камера для передачи в очки изображения максимального качества.
П: Судя по стенду, интерес у посетителей большой, все подходят…
— Интерес очень большой, как и в прошлый раз. Мы представляем на выставке именно те проекты, которые можно потрогать, с которыми можно поработать. Это и тренажер, и дистанционное управление, и стенд дополненной реальности. Все даем пробовать, предоставляем возможность досконально погрузиться в продукт. И такой интерактив, конечно, привлекает людей. Мы считаем, что это важно.
П: Расскажите про ваш стенд дополненной реальности, который здесь представлен.
— Это удаленная поддержка в дополненной реальности. В чем заключается решение? Наладчик надевает очки дополненной реальности, а эксперт подключается удаленно из другого города или даже из другой страны. Он через компьютер видит то, что видит наладчик, и удаленно, чужими руками, ликвидирует проблему. Таким образом, от человека, который едет в командировку ремонтировать или ставить оборудование, ставить его, не требуется экспертной квалификации. Это облегчает задачу, ведь эксперты, которым по пятьдесят-шестьдесят лет, не всегда готовы ехать в сложные командировки куда-то на север, в Магадан. А молодежь все-таки не имеет такого солидного опыта. При помощи этого решения мы их объединили.
Разработку мы начали делать во время ковида, потому что это было очень актуально – рейсов мало, на предприятия трудно попасть. А сейчас мы, протестировав продукт у себя, продвигаем его в массы, предлагаем остальным нашим партнерам, нашим заказчикам.
Этот стенд тоже интерактивный. Мы не просто рассказываем о его особенностях, мы предлагаем опробовать систему в деле. Сделали электрическую схему, где светится лампочка аварии. Посетителю предлагается произвести ремонт оборудования с помощью нашего эксперта. Чаще всего посетители не разбираются в электронике настолько глубоко, но с помощью дополненной реальности, они могут произвести починку.
П: И как, успешно чинят?
— Да, успешно чинят. К сожалению, нам пришлось немного упростить ошибки, которые мы здесь изобразили, потому что изначально процесс починки занимал минут десять – это достаточно длительный процесс, не все готовы тратить столько времени. Поэтому в итоге мы сделали буквально две ошибки, которые нужно исправить: надо переставить провод и переключить предохранитель. Но в любом случае человек может своими руками попробовать, насколько наше решение функционально. Это очень показательно.