В нашу редакцию постоянно обращаются люди, которые хотят передать российским военным, участвующим в СВО, какую-то весточку. Нередко свою поддержку куряне выражают с помощью творчества. Один из таких - Алексей Демченко, он посвятил военным песню. Тема спецоперации особенная - почти всю жизнь герой нашего репортажа прожил в Луганске. И когда-то тоже боролся с врагом - только невидимым. Алексей Алексеевич - ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС. О его истории и обращении к нашим бойцам - Алена Пучнина.
Сейчас Припять на Украине — один из самых известных городов-призраков, который даже спустя столько лет после катастрофы покрывает смог радиации. Но Алексей Демченко помнит его совсем другим: живым и процветающим промышленным городком, где смеялись и трудились люди. Именно таким Припять навсегда остался в его песнях. Туда семья перебралась из Луганска. Алексей Алексеевич был старшим оператором реакторного цеха, его смена работала в ночь рокового взрыва. Несмотря на облучение, которое дало о себе знать сразу, в Припять он еще вернется — меньше чем через год после аварии.
Алексей Демченко, ликвидатор аварии на ЧАЭС:
- Сказать, чтоб какой-то патриотизм — да нет, просто была вера в то... ну должны вернуть этот город. Ну не может быть, как это — нас на 3 дня эвакуировали и вдруг оказалось, что навсегда. Я осознавал: доза радиации, зараженность и так далее. Настолько это было все больно.
— Ну как вы вот не боялись?
— Да только дурак не боится. Конечно, боялись. Но подспудно мы понимали, что... ну мы же, ну кто сегодня кроме?! Это вот мой город — здесь дети родились.
Вокруг Чернобыльской АЭС до сих пор 30-километровая зона отчуждения. 4-й энергоблок накрыт бетонным саркофагом, под которым около 200 тонн спекшегося ядерного топлива и высокорадиоактивных отходов. Но самое главное, что похоронила в себе земля — здоровье и жизни тех, кто пытался укрыть мир от последствий катастрофы.
Алексей Демченко, ликвидатор аварии на ЧАЭС:
Валера Ходемчюк, который остался под завалами ГСНа, когда смену принимал, ходил в 01:23:47, когда взрыв произошел, он остался там. Супруга его ездила, работала на станции. Ездила работать вахтой, мы все время говорили: "Она ездит на свидание к мужу". И таких много, понимаете, тех случаев, о которых никто не знает, нигде не упоминается. И Саша Нехаев. О нем почему-то умалчивают, а я все время его вспоминаю. Это старший инженер-механик нашей пятой смены. Он стоял на откачке грязной, "тяжелой" воды. Он остался без обеих ног. Но в 92-м году у него родился ребенок. Хотя он получил 520 рентген — и был жив!".
Радиация ударила и по семье Демченко — последствия того взрыва сказываются даже на третьем поколении.
Алексей Демченко, ликвидатор аварии на ЧАЭС,
- Я вот фотографии смотрю... с болью. Но в то же время с благодарностью. Это тот отрезок жизни, который я вспоминаю — это самое золотое время было.
— Несмотря даже на то, как на здоровье дало?
— Да. Самое прекрасное. И так больно, несмотря на то что Украина-не Украина — как бы она ни называлась. Ну это ж была нормальная республика. Прекрасная цветущая страна была. Откуда эти идиоты взялись, эта фашизня, бандеровщина недобитая?! Есть прекрасные люди, но настолько их мало! Почему?! Я понять не могу. Люди, наши ребята там жизни отдают!
Российским бойцам, которые сейчас на передовой, сын Алексея Алексеевича Виталий посвятил песню, а исполнить попросил папу. Немного резковато, говорит ликвидатор, записывали на телефон. Но получилось искренне — хочется, чтобы ребята услышали эти строки.
Алексей Демченко, ликвидатор аварии на ЧАЭС:
"Сегодня я только об одном и Бога молю, и прошу и власть нашу, и всех... Люди, одумайтесь, дорогие мои. Живем в такое время тяжелое... держаться друг за друга надо".
Флаг надежды поднят — за страну, за ребят,
С нами строятся в ряд наши деды
Мы Отчизны сыны, ведь мужчинами мы
На Руси рождены не напрасно.
Нам с тобою опять за Россию стоять,
Не гореть, но сгорать ежечасно!