Гитара-цитра 23-струнная (11 + 7 + 5).
Мастер Михаил Штрянин. 1934 год. Колхоз «Гигант», деревня Бессоновка Куйбышевского края, РСФСР.
Этот необычный музыкальный инструмент хранится в Москве в Музее
музыкальной культуры имени М. И. Глинки.
Эта гитара — единичный экземпляр экспериментального характера — демонстрирует недоведённую до логического завершения попытку создания электрогитары. В итоге получился гибридный инструмент, сочетающий в себе признаки гитары, арфы и цитры. Наличие большого числа струн (23) определило сугубо индивидуализированные причудливые очертания несимметричной формы, свойственной цитрам.
Основой послужила семиструнная гитара, располагающаяся в центральной части многосоставной конструкции инструмента. По обе стороны грифа семиструнной гитары находятся группы дополнительных струн, значительно расширяющих диапазон инструмента: слева — 11 басовых струн над отдельной длинной шейкой без ладов (по типу басовых струн теорбы, торбана или бандуры); справа — пять дополнительных дискантовых струн над коротким грифом с ладами. Дополнительная шейка вдвое короче — а значит, струны над ней предназначены для звучания октавой выше основных семи струн (по принципу восьмифутового регистра органа или клавесина). Звук дискантовых струн очень слабый — а значит, был рассчитан на электроусилитель. Завиток левой части колковой пластины заимствован у арфы. Вес инструмента значительный — около 4,5 кг. При изготовлении инструмента мастер использовал деку фортепиано для улучшения акустических свойств. Эта дека проходит внутри корпуса.
Художественное оформление инструмента отличается эклектикой. Элементы модерна присутствуют в верхней части инструмента. Дека изначально могла быть более светлой, так как лак со временем темнеет. Слабые акустические свойства инструмента не дают ему шансов быть использованным в современном концертном исполнительстве, но гитара‑цитра остаётся ценным музейным артефактом, свидетелем эпохи.
Инструмент поступил в музей из Всесоюзного дома народного творчества имени Н. К. Крупской (ныне — Государственный российский дом народного творчества) в составе большой коллекции, в которую вошло свыше 800 музыкальных инструментов народов СССР. В этом собрании находились как традиционные инструменты, так и реконструированные, усовершенствованные, модернизированные и даже экспериментальные. Среди экспонатов долгое время и находилась загадочная 23‑струнная гитара, очертания корпуса которой имели весьма странный вид.
В биографии этого инструмента было слишком много белых пятен — и, вероятно, поэтому более полувека — до 2013 года — эта гитара ни разу не экспонировалась в музее.
После прошедшей в 2012 году в Государственном политехническом музее выставки «Поколение Z. Эпоха 1910 – 30‑х годов» прояснились обстоятельства рождения гитары М. Штрянина: на выставке экспонировались архивные письма, раскрывающие историю ходатайства мастера перед вышестоящими организациями с просьбой оказать материальную помощь для завершения 23‑струнной гитары.
Инструмент был задуман М. Штряниным в 1932 году как электрогитара. В тяжёлых условиях тех лет (шла коллективизация) в одном из первых колхозов «Гигант» в посёлке Бессоновка мастер изготовил гитару, однако ему не хватило средств на приобретение задуманного микрофонного усилителя. 6 августа 1935 года М. Штрянин написал партийному деятелю Воскобойникову, что «очень тронут вниманием к моему творчеству — особенно возможной материальной помощью в доведении до конца конструирования 23‑струнной гитары». Это была смелая попытка, независимая от аналогичных поисков в США. М. Штрянин вряд ли мог знать, что в 1924 году в Каламазу (штат Мичиган) инженер гитарной фабрики Gibson Ллойд Лоэр сконструировал первую гитару с магнитным звукоснимателем и что в 1931 году появились первые электрогитары производства Electro String Company. Запатентовать новый инструмент компании удалось лишь в 1937 году, поскольку в патентном бюро сомневались в целесообразности применения звукоснимателей.
Аналогичная участь непонимания постигла и изобретение М. Штрянина. Оно осталось незамеченным, непонятым и не получило должного резонанса. Материальной поддержки мастер так и не получил. И, вероятно, поэтому гитара так и не обрела окончательного вида электроинструмента. Тем не менее целью мастера было не только завершить создание новой разновидности гитары, но и сыграть на ней концерт в деревенском клубе, что и было осуществлено в 1936 году: М. Штрянин дал акустический концерт на незавершённом (без микрофонного усилителя) инструменте.
Нина Милешина «Гитара Штрянина» (Мир Музея. 2016. № 5. С. 22.)
Музей музыки
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2016 #Москва #музеймузыки #гитараштрянина #настоящиеценностибудущего #мастерство
Гитара-Цитра из коллекции Московского Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки
25 сентября 202325 сен 2023
11
3 мин