Найти в Дзене
Мусагет о звёздах

Наследство Догилевой: и ожидаемо, и предугадано

Оглавление

Сценарист Эмиль Брагинский написал интересный и нестандартный сценарий. В 1982 году по литературному материалу режиссер Геннадий Мелконян снял на Мосфильме комедийную мелодраму. Зрители отмечают, что в картине много забавных моментов. Финал получился романтичный и жизнеутверждающий. Но почему печальное ощущение сохраняется от увиденного? Неужели от того, что наследство героини Жанны Капустиной все-таки исчезло?

И так, звалась она Татьяной

Артистке Татьяне Догилевой, сыгравшей в фильме главную роль, на момент съемок 25 лет. Позади учеба в ГИТИСе на курсе Всеволода Порфирьевича Остальского, «студенческий» брак и роли второго плана в кино («Отдать швартовый», «Представление начинается», «Вакансия» и др.).

Девушка служит в Московском театре Ленинского комсомола. Ей повезло с недавней крупной работой в «Покровских воротах» (премьера 1982 г.). Родилась Татьяна в подмосковной деревне. В семье рос старший брат, инвалид детства. Родители работали на местном мукомольном комбинате.

Татьяна Догилева в «Покровских воротах»
Татьяна Догилева в «Покровских воротах»

Если активная героиня Догилевой в «Покровских воротах» занималась спортом, то Жанна Капустина – скромная сотрудница сберкассы в Москве, мало чем интересуется. Общается она, в основном, с начальницей Валентиной Сергеевной (актриса Галина Польских), и пользуется ее мудрыми советами. У взрослой дамы переменчивое настроение, поэтому взгляды на мир тоже все время разные.

Сценарист Брагинский и режиссер Мелконян хотели внешне и внутренне подчеркнуть непохожесть главных героев. Илья Петрович (актер Юрий Богатырев) – тяжеловесный, обремененный собственный разводом, нотариус, актеру тогда было 35 лет, и не наполненная знаниями, наивная Жанна. У актера, Лауреата премии Ленинского комсомола (1978 г.), имелся опыт создания комедийных образов, за плечами работа в фильме «Родня» (1981 г.).

-2

Дядюшкино наследство

Получив в наследство обставленную антикварной мебелью и предметами искусства квартиру в Куйбышеве, Капустина не осознает, что дальше делать. Персонаж бывшего жениха Алексея (актер Леонид Ярмольник) тоже характеризует саму Жанну. Тогда девушка обращается за помощью к специалисту Илье Петровичу. В их взаимоотношениях чувствуются социальные и культурные отличия.

К богатой «невесте» косяком потянулись потенциальные женихи, живо интересующиеся искусством, антиквариатом (актеры Александр Ширвиндт, Сергей Мартынов, Игорь Ясулович). К слову, востребованный Брагинский, успешно сотрудничавший с Эльдаром Рязановым, сначала удивился, когда сценарий оказался в руках малоизвестного режиссера.

-3

Эмиль Вениаминович и Мелконян сразу нашли общий язык. На пробах они отбирали актеров известных, с чувством юмора. Ширвиндт и Ярмольник сыплют афоризмами с экрана. Хотя, режиссер тщательно придерживался сценария, не позволял артистам импровизаций.

Основная идея фильма заключается в том, чтобы зрители пришли к выводу – «счастье не в богатстве». В ту пору советские граждане жили, в основном, стандартно. Гротескно показано как вокруг имущества кружат сомнительные личности, авантюристы и проходимцы. Наивная хозяйка тоже представлена ни в лучшем свете.

Капустина не знает русского художника-живописца Алексея Кондратьевича Соврасова. Может «накинуть» вместо халата дорогую шубу, убрать шедевр изобразительного искусства за шкаф или применять в качестве орудия обороны старинный поднос. Дальнейшая судьба произведений искусства и предметов роскоши в руках несведущих людей ожидаема и предугадана…

И хотя, фильм заканчивается кадрами, где Жанна и Илья Петрович остаются вместе. Внешняя и внутренняя разница между ними никуда не исчезла. Можно предположить, что героиня Догилевой займется самообразованием и тогда в ней привлекательно будет не только обладание дядюшкиным наследством. Судьба предоставляет ей уникальный шанс.

-5

Впереди, после выхода фильма «Нежданно-негаданно», у Догилевой и новый брак/развод, и звездные роли. В 90-е многие актеры из-за проблем с получением работы, неинтересными сценариями обучались на режиссеров. В 1998 году у Татьяны Анатольевны состоялся режиссерский дебют. Через 2 года она получит звание Народной артистки РФ. Сейчас Догилева занята на телевидении, озвучанием, новыми творческими проектами. С удовольствием и теплотой Татьяна Анатольевна в интервью вспоминает доверчивую кассиршу Жанну Капустину.