🐈
Кошка Пилюлька живет в Елизаветинском детском хосписе в Подмосковье уже три года. Одинокого полосатого котенка-подростка подобрала директор хосписа около своего дома.
Пилюлька — сотрудник хосписа на ставке игротерапевта с полным содержанием. Кошка ходит с врачами на утренние обходы и заглядывает в палату к каждому ребенку. Все ее очень любят, причем не так, как обычно в семье: один погладил, второй погладил, кто-то угостил вкусняшкой, кто-то прогнал. В хосписе к ней относятся как к коллеге, с уважением.
Как-то в хоспис приехал мальчик Кирюша. Он был в состоянии острого стресса: боялся незнакомой обстановки, врачей, не хотел ни с кем общаться, кричал и плакал. И тогда всех выручила Пилюлька. «Кошка помогла команде врачей наладить контакт с ребенком — Кирюша понял, что, раз мы с Пилюлькой, с нами можно дружить, — рассказывает детский психолог хосписа Светлана Исаева. — Мы с Пилюшей пришли к нему в гости — знакомиться. Оказалось, Кирюша очень любит кошек: сначала с осторожностью, потом все смелее и смелее он гладил Пилюшу, а потом расслабился, успокоился и смог довериться персоналу».
Клинический психолог Лариса Пыжьянова утверждает, что Пилюлька — яркая личность. «Для меня показатель личности — это наличие четких границ. У Пилюши с границами все хорошо. Обычно она соглашается, чтобы ее почесали за ушками и погладили, но только когда ее это устраивает. Она никогда не шипит, но иногда ставит блок — вытягивает лапы, упирается в грудь — типа “все, оставь меня”. И Пилюша сама выбирает семью для психологической поддержки».
В основном территория кошачьей ответственности — это первый этаж хосписа, там семьи находятся по программе «Помощь в конце жизни» — когда активное лечение не принесло результата и у ребенка нет ни исцеления, ни ремиссии. В тот момент, когда ребенок начинает умирать, Пилюша приходит в его палату.
«Недавно у нас был мальчик, его привезли в хоспис в очень тяжелом состоянии, он прожил у нас пять дней, — рассказывает Лариса. — Первые дни Пилюша не заходила в его комнату — постоит на пороге и уходит. Но в его последнюю ночь зашла. Я спросила родителей: “Ничего, что кошка в комнате?” — “Все хорошо, мы кошек любим”. Вдруг Пилюша резко из палаты выскакивает… Села в коридоре и долго смотрела в темноту в направлении палаты».
Она кошка смелая, отчаянная, отмечает психолог. «У нас на территории живет собака, так Пилюша ее гоняет. Кошка никогда ничего не боится, но именно в тот момент, когда ребенок умирает, Пилюша начинает вся выгибаться: шерсть топорщится, хвост пушится. Однажды на зеркало бросилась. Жутковато было. И тут она просто пулей выскочила из палаты, тоже хвост распушила, уши прижала, я думаю: “Все, значит, мальчик скоро умрет”. Через несколько часов он умер».
Пилюлька не просто «работает», а очень привязывается к подопечным и после их смерти тоскует. Замдиректора Елизаветинского хосписа Ольга Хозяинова рассказывает о четырехлетней девочке: «Мы все удивлялись ее набожности: она много беседовала с нашим священником, часто причащалась. Пилюша ее очень полюбила, много времени проводила с ней и после смерти девочки заболела. Мы повезли кошку в ветеринарную клинику, там ее обследовали и пролечили. Нас поразило, что ветеринары не взяли с нас денег, просто сказали: “Она же ваш сотрудник, не обижайте нас деньгами. Если потребуется помощь, привозите, мы поможем”. И иногда звонят, спрашивают, как Пилюша себя чувствует».
Мальчик Ибрагим из Дагестана, который неоднократно приезжал в Елизаветинский хоспис со своей семьей на социальную передышку, сказал о Пилюше: «Там, где есть кошка, никогда не бывает скучно. Она очень хорошая кошка. С ней здесь уютно».
А к одной семье Пилюлька привязалась особенно сильно. В палате Георгия кошка прожила полтора года, пока он был в хосписе. Именно Пилюша, по словам мамы, давала им ощущение дома, тепла и заботы. Она всегда была в их комнате. Когда мальчику было плохо, Пилюша находила способы его отвлечь.
«У меня кабинет рядом с их комнатой, и, когда я приходила на дежурство, Пилюша прибегала ко мне поздороваться, могла у меня полежать пару часов, но потом обязательно возвращалась в семью, — рассказывает Лариса Пыжьянова. — Как-то она запрыгнула на полку и ухватила вязаного мишку — мне подруга подарила. Я говорю: “Ну хорошо, Пилюша, поиграй”. Она мишку в зубы — и бегом в палату к Георгию. Ко мне игрушка вернулась уже после его смерти…»
Когда Георгий умирал, кошка сидела на руках у Ларисы и очень внимательно смотрела на него. Потом какое-то время полежала в сторонке и ушла. Когда на следующий день Лариса пришла на дежурство, Пилюша ее встретила и быстро побежала к комнате Георгия, постоянно оглядываясь, как бы приглашая идти за собой. Лариса ей сказала: «Пилюша, дорогая, там уже никого нет». Кошка постояла на пороге комнаты, посмотрела внимательно вглубь, потом развернулась и ушла. Недели две она подходила к этой палате…
Постепенно Пилюша снова стала есть в столовой на третьем этаже, где у нее всегда стоят еда и вода. И снова стала ходить по хоспису — то полежит в холле на диване, то у администратора на подоконнике в корзиночке. Но было очевидно, что со смертью Георгия она потеряла семью и тосковала.
Зоопсихолог Елизавета Крисман поясняет, что в зоопсихологии есть понятие «социальная боль». Исследования подтверждают, что животные переживают такую боль не менее мучительно, чем физическую. Зоопсихолог уверена, что кошки могут испытывать чувство, аналогичное горю у людей: уходят в себя, теряют аппетит, бесконечно ищут любимого человека.
«Кошки — загадочные существа, — подчеркивает Елизавета, — но они внимательно следят за людьми. Считывают наше настроение, изучают привычки, оценивают движения. Когда значимый для кошки человек нездоров, она это заметит».
Лариса Пыжьянова говорит, что кошка часто ходит с ней в малый храм, который находится в здании хосписа: «Иногда садится и смотрит задумчиво на большой храм, который видно в окно. Я говорю: “Пилюша, и ты помолись. От тебя молитва, может быть, быстрее до Господа дойдет, чем от меня”.