Фанковый грув A Certain Ratio. История еще одной группы с Factory records.
A Certain Ratio - теневые герои Манчестера, они возникли на волне панка в конце 70-х гг. Этот коллектив вообще заслуживает того, чтобы о нем вспоминали. На фоне панка, а затем и пост-панка эта группа сделает шаг в другую сторону, а именно в сторону фанка, латинской музыки. Да, эта группа разительно отличается от своих современников-земляков, хотя на первых порах они и играли пост-панк все в той же холодной мрачной манере. Но элементы они вносили специфические в музыку. Существует мнение, что именно они были любимцами Тони Уилсона среди групп, записывающихся на Factory.
Их раннее творчество – это такая смесь пост-панка с электроникой, джазом, «фанкующим» басом и латинской музыкой. Это как еcли бы скрестить холодный минималистический пост-панк Joy Division и Section 25 с другими жанрами и стилями. Это будет портрет ранних A Certain Ratio. Голос наполнен туманности и отстраненности.
Группа сформировалась в 1977 году. Изначально состав был следующим: Питер Террелл – гитара, Саймон Топпин – вокал, труба, Джез Керр – бас-гитара, вокал, Мартин Москроп – труба, гитара, Марта Тилсон – вокал. Название было взято из строчки песни Брайана Ино The True Wheel.
Практически сразу они попали в поле зрения Тони Уилсона, с лейблом которого они заключат договор.
В 1980 г. коллектив выпустит свой первый альбом – The Graveyard and the Ballrom. В следующем году – To Each. Запись велась с продюсером Мартином Хэннетом. На первых порах их музыка была эклектичной – каркас «фанкующего» баса и латино-бита, на который нанизывались духовые; холодный и загадочный, словно далекая планета, голос вокалистки Марты Тилсон и при всем при этом пост-панковое "северное" звучание. И все это дело обволакивают синтезаторы.. И снова рука гения Мартина Хэннета. Особняком стоит длинная психоделическая Winter Hill с альбома To Each – монотонная и гипнотическая вещь, ведущая слушателя по туманной дороге в неизвестность. Группа на ранних стадиях экспериментировала с психоделичностью, создавала странные образы через музыку и пение.
В 1981 году группа выпустила танцевальный сингл Shake up! Этот сингл сразу вошел в различные американские r’n’b чарты. На лицо опять же фанковые ритмы гитары и бас-гитары. Звучит это все так, будто эту композицию исполняет группа вроде американского джаз-фанк коллектива Earth, Wind and Fire.
В следующем, 1982 году A Certain Ratio выпускают свой третий альбом Sextet. Хочу выделить пару песен с этой пластинки: песня Gum c этого альбома – такой авангардный латино-джаз. Очень интересная их другая песня с альбома – Knife Slits Water, как и Winter Hill, длится долго и как будто звучит из другой галактики.
Группа в 80-е гг. еще выпустит ряд альбомов – I’d Like To See You Again в 1982 году, Force в 1986 году, Good Together в 1989 году. После выхода пластинки Good Together их популярность пошла на спад. В 90-егг. они выпустят пластинки, такие как acr:mcr в 1990 году, Up in Dounsville в 1992 г., Change the Station в 1997 году. Кстати, что касается альбома Change the Station, стоит отметить, особенно интересный саунд этой пластинки. На этом альбоме есть эфирное звучание синтезатора, к которому аккуратно примыкают фанковая гитара и медные духовые. В целом, этот альбом, с музыкальной точки зрения, - смесь эмбиента, фанка, латинской музыки и лаунжа. Работа достойная всяческих похвал. Группа стала записываться на лейбле Rob’s Records Роба Греттона, менеджера New Order и одного из акционеров Factory Records. В 2008 группа выпускает пластинку под названием Mind Made Up. Надо сказать, что на этом альбоме участники группы не растратили свою способность сочинять песни на стыке рок-музыки и джаз-фанка.
В нулевые и десятые A Certain Ratio еще дадут концерты, будут выступать на фестивалях. Будут издаваться сборники песен с би-сайдами к ним.
Их песни звучали и в фильмах. Если не брать в расчет «Круглосуточных тусовщиков», то их трек Wild Party был использован в саундтреке к фильму Letter to Breznev 1985 года, а песня Shake Up! звучала в эротическом фильме Intimacy 2001 года.
Этот коллектив занял свое место среди плеяды манчестерских групп, пускай их культ сравнительно ниже тех же The Smiths или Joy Division. Но меломан, интересующийся этой темой и музыкой в целом, обязательно должен послушать их вещи. Музыка их пускай и звучит порой как «дитя» постиндустриального Манчестера – холодного и мрачного, но их эклектика, мультикультурность не могут не оставить равнодушным человека, знающего, скажем, что такое фанк, а также знакомого с латинской или африканской корневой музыкой. И, конечно, A Certain Ratio повлияли и на танцевальную музыку, ибо сами были ее представителями. Не надо забывать, что Манчестер с музыкальной точки зрения – это столкновение противоположностей: мрачного пост-панка и танцевальной культуры. В любви к группе признавались такие группы, как The Killers и Franz Ferdinand.