Найти тему
Энергия+

Зачем автору научной идеи грант? Объясняем на реальных примерах

Оглавление

Поэт Лев Озеров писал: «Талантам надо помогать». Трудно не согласиться, особенно когда речь идет о талантливых ученых, инженерах и юных исследователях. Успешная реализация их идей делает жизнь других людей комфортнее, двигает вперед целые отрасли и порой рождает новые, еще более амбициозные идеи. К сожалению, одного таланта для реализации сегодня недостаточно: часто нужна команда, не хватает определенных знаний, почти всегда нужны деньги. Решить эти задачи помогают гранты. Вот лишь несколько примеров, когда классные идеи превратились в крутые проекты благодаря грантовым конкурсам.

«Микроскоп на колесиках»

Грант на проект с забавным названием «Микроскоп на колесиках» выиграла команда педагогов-волонтеров из Омска во главе с заместителем директора Омских муниципальных библиотек Надеждой Кузнецовой. Преподаватели-энтузиасты создали мобильную лабораторию, которую привозят в районные библиотеки города, и с ее помощью проводят занятия с детьми 5–8 лет.

Взгляд на песчинки через микроскоп, диалоги с интерактивным глобусом, наблюдение за химическими опытами открывают перед детьми новый загадочный мир. Авторы проекта верят, что кто-то из малышей на всю жизнь вдохновится желанием разгадывать тайны природы, вырастет и станет ученым.

Организатор гранта: «Родные города» — программа социальных инвестиций «Газпром нефти». Программа поддержала грантом закупку оборудования для мобильной лаборатории и обеспечила информационную поддержку занятий с детьми.

«Пощупать» будущее

Получить грант можно не только на реализацию идеи: в 2022 году стартовал проект «Профессионалитет», призванный изменить систему среднего специального образования.

На гранты проекта колледжи и техникумы совместно с предприятиями — будущими работодателями выпускников — создают образовательно-производственные центры. К примеру, Иркутский энергетический колледж сотрудничает с энергетической компанией «ЕвроСибЭнерго», Стерлитамакский химико-технологический колледж — с химическим предприятием «Башкирской содовой компании», Улан-Удэнский авиационный техникум — с местным авиазаводом.

«Профессионалитет» помогает студентам попрактиковаться, пощупать будущую профессию изнутри и познакомиться с потенциальным работодателем, а предприятиям — рассказать молодым специалистам о своих нуждах и получить подготовленные кадры. С начала 2023 года гранты получили 70 учебных заведений из 40 регионов страны.

Организатор гранта: Министерство просвещения России. Организаторы выделяют субсидии из федерального бюджета. На них победители грантовых конкурсов «Профессионалитета» проводят капремонт учебных зданий, закупают оборудование, программное обеспечение, учебную и методическую литературу, формируют преподавательский состав, разрабатывают и внедряют обазовательные программы.

«Одеяло» для атомной станции

Благодаря гранту группа молодых ученых из Мордовского университета имени Огарева под руководством Александра Родина разработала и запатентовала необычный стройматериал — пористую стеклокерамику, которую можно использовать при утеплении атомных станций.

   Под «покрывалом» из пористой стеклокерамики АЭС точно не «замерзнет» Анна Послянова
Под «покрывалом» из пористой стеклокерамики АЭС точно не «замерзнет» Анна Послянова

Разработка может заменить пеностекло, 95% которого поставляется сегодня из-за рубежа. Пористая стеклокерамика проще, дешевле и безопаснее в изготовлении. К тому же в Мордовии есть большие запасы минерального сырья для ее производства.

Организатор гранта: Российский научный фонд. Победителям предоставили субсидии на проведение научно-исследовательской работы.

«Лекарство» для труб

После победы в грантовом конкурсе группа ученых во главе с Антоном Семеновым, ведущим научным сотрудником Университета нефти и газа имени И. М. Губкина, изучила свойства гидратов, которые в холодное время года образуют пробки в нефте- и газопроводах и мешают транспортировке углеводородов. Команда исследователей предложила использовать новое «лекарство» на основе диметилсульфоксида (C2H6OS). В промышленности это вещество применяется в качестве растворителя, пятновыводителя и даже обезболивающего средства.

Диметилсульфоксид снижает температуру образования гидратов в трубопроводе с шести до минус 31 градуса. «Лекарство» более эффективно, чем применяемые обычно ингибиторы образования гидратов — метанол и этиленгликоли.

Организатор гранта: Российский научный фонд. Организаторы предоставили деньги на исследование свойств гидратов. На выделенные средства ученые закупили оборудование и провели нужные эксперименты.

Установка для расщепления воды

Специалисты Южно-Российского политехнического университета имени Платова во главе с Александрой Куригановой разработали улучшенную установку для фотоэлектролиза воды — расщепления ее на кислород и водород под действием электротока, который вырабатывается за счет света солнца.

Под солнечными лучами установка вырабатывает водород, а ночью генерирует электроэнергию, используя водород как топливо. Такую задачу в мире пытались решать и ранее с помощью системы «солнечная батарея — электролизер — топливный элемент», однако новочеркасские химики создали одно устройство вместо трех. Сейчас, благодаря гранту, специалисты работают над масштабированием и повышением мощности установки.

Организатор гранта: Российский научный фонд — профинансировал научные исследования и дал возможность ученым продолжить работу по улучшению устройства.

«Инженерное метро»

Многопрофильный лицей в ямальском городе Муравленко выиграл грант на проект «Инженерное метро». Его придумали учителя математики Ирина Салатова и Марина Карташова, чтобы определить среди детей будущих технарей.

Проект двух педагогов строится на конструкторе Cuboro — наборе деревянных кубиков с желобами и отверстиями, из которых можно возвести сооружения с замысловатыми наружными и внутренними ходами для движения стеклянного шарика.

   Если правильно применить детский конструктор, можно развить у ребенка инженерное мышление Анна Послянова
Если правильно применить детский конструктор, можно развить у ребенка инженерное мышление Анна Послянова

Авторы организовали мастер-классы, игры, фестивали и даже соревнования — кто за отведенное время построит более крупную и замысловатую конструкцию так, чтобы шарик прошел ее насквозь. По мнению педагогов, такие занятия развивают у детей пространственное воображение, инженерное мышление, навыки конструирования и моделирования.

Организатор гранта: «Родные города» — программа социальных инвестиций «Газпром нефти». Организаторы поддержали грантом закупку конструктора и обеспечили информационную поддержку мероприятиям.