Многие называли его человеком-глыбой и титаном. За то, что он ввёл моду в СССР на масштабные картины с гигантскими массовками, которые до этого снимались только в Голливуде. А ещё за то, что наглядно доказал: он может быть и выдающимся режиссёром, и блестящим актёром.
Актёром Сергей Бондарчук решил стать ещё в детстве. Хотя, в то, что такое возможно, тогда мало кто верил. Он родился там откуда мир театра и кино, о котором мечтал мальчик, казался чем-то недосягаемым - в крестьянской семье села Белозёрка, окруженного бескрайней украинской степью.
Вскоре семья Бондарчуков переехала в Таганрог, где Серёжа пошел в школу и попал в драмкружок. А затем поступил на актерский факультет в Ростовское театральное училище. Но из-за Великой Отечественной войны учебу пришлось прервать. В 1942-м Бондарчук оказался на Кавказе, где сражался под Армавиром, Грозным и Моздоком. К учёбе смог вернуться лишь в 46-м. Поступил во ВГИК на легендарный актерский курс Сергея Герасимова, который снял своих студентов, в том числе и Бондарчука, в знаменитом фильме «Молодая гвардия». А в 31 год Сергей Фёдорович сыграл свою первую звездную роль Тараса Шевченко. Именно с этого героя начался его стремительный взлёт в кино.
За роль Тараса Шевченко Сергей Бондарчук получил сталинскую премию и звание народного артиста СССР. После этого режиссёры наперебой стали предлагать ему ведущие партии, каждый раз убеждаясь в широте его актёрского диапазона. В «Попрыгунье» по Чехову он сыграл подкаблучника Самсона Самсонова. А в «Отелло» предстал в облике ревнивого мавра со всей мощью шекспировских страстей.
Когда Бондарчук решил перейти в режиссуру, не все коллеги это приняли. Но его дебютный фильм «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова отбросил все сомнения. Сергей Бондарчук лучше, чем кто-либо смог показать: даже обожжённого войной человека можно вылечить любовью.
Благодаря пронзительной «Судьбе человека» Бондарчук получил режиссёрское кресло и в своей главной картине - «Война и мир». Сергей Фёдорович боготворил Льва Толстого и давно мечтал об этой работе, поэтому за дело взялся с рвением. Только подготовка к съемкам, включая написание режиссёрского сценария, поиск натуры и актеров заняла у него несколько лет. Потом была ежесуточная работа на площадке. Бондарчук, буквально, проживал каждый кадр.
«Есть фильм про то, как они снимали Войну и мир. И он в сцене бала бегает вместе с оператором. Он кстати сам говорил еще такую вещь я помню, что мне то как солдату легче, а у меня молодой оператор говорил он и ему трудно. Я могу выдержать смену, а ему трудно, потому что много движений и камеры были тяжелые, все физика была»
Так же плотно Бондарчук работал и с актерами. Например, перед съемками самого масштабного 30-минутного эпизода картины- «Бородинской битвы» –у него даже статисты несколько дней вживались в образ: строились и ходили в атаку. Массовка была из 120 тысяч человек, и все отработали блестяще. При этом у Сергея Бондарчука не было привычки хвалить актеров, а вот ради правдоподобной игры он мог обойтись с ними довольно жёстко. И этот прием он использовал во всех своих фильмах.
«Когда он снимал «Ватерлоу» с европейцами он их просто замучил. Некоторые собирались в суд подавать, например, СКЛ исполнитель роли Наполеона, он, не рассчитывая на то, что он это сыграет, он поставил рядом с ним СКЛ человека с ружьем и тот выстрелил. И так сказать актер пришел и сказал я уйду, я так не умею работать. Чем это объясняется? Это объясняется тем, что он сам тратился, и от актеров требовал того же.»
Он и к себе, как к актеру, предъявлял не меньше требований. Для того чтобы выглядеть правдоподобно в роли Пьера Безухова он специально набрал 10 килограммов. И если за пределами кадра Бондарчук всё держал в своих руках как полководец на поле брани, то перед камерой он моментально преображался в своего героя с мечущейся тонкой душой.
Но ни жёсткость, ни требовательность не мешали ему оставаться человеком с большим сердцем. Супруга Сергея Федоровича - Ирина Скобцева, которая тоже снималась в «Войне и мире» в роли Элен Безуховой, рассказывала, что для Бондарчука вся съемочная группа стала одной большой семьей. И это относилось не только к людям.
«Самое интересное и трогательное то, что был организован кавполк такой он работал на картине «Война и мир», а потом понаехали разные люди выкупать этих лошадок. Люди из разных стран, где нужна конина и Бондарчук вот с такими слезами говорит ни одной! Чтобы из полка ни одна лошадка не ушла, и чтобы законсервировать и пусть это будет полк, который будет обслуживать Мосфильм»
На создание 4 серий фильма-эпопеи «Война и мир» ушло 7 лет титанического труда. И внутреннее напряжение в конце концов дало о себе знать. Во время съемок Бондарчук перенес два тяжелых сердечных приступа.
«Все что делал Сергей Фёдорович в кино, как режиссер и как актер это было состояние одержимости. Но, а Война и мир я даже не могу сказать какое это было состояние - с ним действительно произошла трагедия и когда Бондарчук пришел в себя и меня впустили и первое, что он сказал «знаешь князь Андрей должен не в темноту уходить, а в свет.»
В 1969 году «Война и мир» получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. После этого Сергей Бондарчук мог бы вообще ничего не снимать. Но он и не думал останавливаться и снял ещё несколько картин, среди которых был ещё одно сложное кино, и тоже про войну и мир - «Они сражались за Родину».
Во второй половине 80-хх страна взяла новый курс. Многие кинематографисты стали отторгать всё старое. И Сергей Бондарчук оказался одним из тех, в кого полетели все стрелы. Кульминацией этого процесса стал 5 съезд кинематографистов в 1986 году, где за Сергея Федоровича открыто заступился только Никита Михалков.
«Когда на 5 съезде Меньшов обвинил стариков там Кулиджанова, им даже не дали мандата на вход, это просто оскорбительно и тем более для таких солидных генералов кинематографа, конечно это была пощечина очень сильная, несравнимая ни с чем»
От всех невзгод у Бондарчука была мощная защита – семья. С Ириной Скобцевой они прожили вместе больше 30 лет. Рядом с ней он и старел красиво. Писал картины, ходил на рыбалку и занимался детьми.
«Они как-то с Федей решили меня накормить варениками с вишнями. В общем они там кулинарили-кулинарили- принесли вареники. Это то ли распростертые пироги красного цвета, ну мы эти вареники съели они были очень вкусные. Он очень любил рыбалку и даже больше не рыбалку, а вот это вот покупать крючочки, он любил карандашики, красочки.»
Но жить без кино он просто не мог. И в конце 80-хх, несмотря на полосу неудач, загорелся идеей воплотить на экране еще одно произведение Михаила Шолохова - роман «Тихий Дон». Однако фирма зарубежных продюсеров картины прогорела, и банк арестовал все отснятые материалы. Эта неудача сильно подкосила Сергея Фёдоровича, и 20 октября 1994-го его не стало. Ему было всего 74 года. «Тихий Дон» спустя 12 лет закончил сын режиссёра, Фёдор.
Сергей Фёдорович в одном из своих последних интервью говорил, что снял гораздо меньше, чем мог бы. Действительно, после себя он оставил всего 13 картин. Во многом потому, что тщательно готовился, выверяя каждую мысль и деталь, не признавал компромиссов и делал свои картины на пределе сил, не щадя свое здоровье. Но оставил после себя произведения такого высокого уровня, что пересматривать их будет ещё не одно поколение зрителей.