На форуме лидеры Ozon рассказали, что до конца года компания планирует более чем в 3 раза расширить сеть пунктов выдачи заказов для покупателей. Новые пункты будут открываться по всей Беларуси, что позволит маркетплейсу существенно расширить географию доставки внутри страны. Жители даже самых отдаленных регионов смогут быстро и удобно получать товары из многомиллионного ассортимента маркетплейса.Ozon увеличил финансовую и маркетинговую поддержку белорусским предпринимателям, которые планируют открыть собственную точку выдачи заказов. По программе гарантированного дохода франчайзи смогут получить до 40,1 тыс. белорусских рублей за каждый новый открытый пункт в приоритетной локации.В планах Ozon также запуск рассрочки для покупателей из Беларуси. По опыту маркетплейса в других странах, подключение финтехрешений позволит компании увеличить средний чек и повысить продажи в регионе.Как быстро растут маркетплейсы и что в них покупаютАлексей Сапон, директор по операциям и развитию Ozon:– Хочу сказать слова благодарности правительству Республики Беларусь за подтверждение намерения продвигать в стране формат маркетплейса.Пару слов о том, что такое маркетплейс. Это место, где встречаются продавцы и покупатели. Ключевое отличие маркетплейса от классического формата интернет-магазина – у нас нет своего товара, а есть предприниматели, которые регистрируются и продают эти товары.Давайте посмотрим на то, как развивался рынок электронной торговли в Беларуси. За 2022 год в стране потрачено в интернете $1 млрд 700 тысяч. Это серьезная сумма, сопоставимая с бюджетами небольших стран.Но в то же время в России в интернете в 2022 году было потрачено $84 млрд. Почему же так происходит? В первую очередь потому, что в России проживают 140 млн человек, 100 млн имеют доступ к интернету и 73% используют его для онлайн-покупок. То есть люди покупают много, часто и каждый 6-й рубль тратят в сегменте интернет-продаж, это 17% доли рынка.Покупки многих категорий товаров в интернет-магазинах уже сопоставимы с покупками в классических розничных магазинах. Традиционные сегменты электроники, одежды, детских товаров растут, и уже почти половина этих товаров покупается онлайн.У потребителей происходит изменение каналов поиска товаров. Если изначально все использовали для этого поисковики, то сейчас доля поисковиков составляет порядка 20%, при том что почти 50% товаров ищется на различных маркетплейсах. Именно поэтому за три последние года доля покупок на маркетплейсе выросла до 73% – она уже в два раза больше, чем в 2019 году.Основная причина – в маркетплейсах доступны различные способы доставки. Количество пунктов выдачи заказов в России уже сопоставимо с количеством розничных магазинов: 70 000 пунктов выдачи заказов различных маркетплейсов и 70 000 традиционных розничных магазинов.В 2022 году в топе-5 ритейлеров России два места заняли представители маркетплейса.Из 72 млн покупателей Рунета 40 млн покупают в Ozon. Причем наши покупатели не только из России – до 30 млн покупателей Ozon проживают в странах присутствия маркетплейса в СНГ. Сейчас, помимо России, это Казахстан, Армения, Кыргызстан. Ну и, конечно же, в Беларуси, и люди покупают все больше и больше.Каждый покупатель делает 15 заказов в год в интернет-магазине – это в 4 раза больше, чем в 2019 году. Люди покупают в маркетплейсах все больше, в том числе и нетрадиционных для интернета товаров. Кто бы мог подумать, что одной из самых быстрорастущих категорий в интернет-магазине и на маркетплейсах станет, например, мебель.Рост наблюдается не только в крупных городах-миллионниках и столице. Наибольший рост идет в регионах, практически в 14 раз с 2019 года.Мы анализируем устоявшиеся рынки и такие маркетплейсы, как Amazon. Мы видим, что более 100 заказов делает покупатель на продвинутых маркетплейсах. О чем это говорит? Что каждый покупатель делает два заказа в неделю. Что же будет дальше? А дальше онлайн продолжит расти. Мы будем приближаться к количеству заказов, которые делаются в «продвинутом» интернете.Ждем трехкратный рост в 2027 году, и доля покупок в интернете составит 32%.При этом в регионах рост также не остановится. Мы помним, что он вырос на 14% с 2019 по 2022 год. Прогнозируем, что до 2027 года вырастет до 13 триллионов рублей.Доля продаж онлайн таких любимых для интернета категорий, как электроника, одежда, обувь, вырастет и составит более 80%. Товары для детей и косметика будут занимать больше 50%, и все будет продолжать расти.Сокращение времени доставки в разы повышает продажиПри этом мы не забываем о наших покупателях. Покупателям важны три вещи: скорость, комфорт и цена. Анализируя данные того периода, с которым работаем в интернете, мы видим четкое влияние того, как сокращение сроков доставки влияет на продажи. Сокращая сроки с 7 до 2 дней, мы увеличиваем продажи более чем в 4 раза. Даже сокращение доставки с 4 до 2 дней наращивает продажи вдвое.Именно поэтому мы инвестируем в скорость. У нас 20 складов полного цикла, 1 700 000 квадратных метров и более 100 сортировочных центров в крупных городах. При этом инфраструктура у нас не только в России, но и в Минске, в Астане, в Алматы.Мы инвестируем в комфорт и доступные пункты выдачи заказов для того, чтобы покупателю было удобно. Пункт выдачи заказа – это любимый канал для получения заказов, 8 из 10 покупателей выбирают его. Мы делаем так, чтобы 80% пунктов выдачи находились в 10 минутах ходьбы от покупателя.Растущей категорией на маркетплейсе является одежда, рост категории составил 135%. А что важно для покупателя одежды? Конечно, возможность ее примерить! Именно поэтому 99% наших пунктов выдачи оборудованы примерочными, чтобы покупатель мог выбранный товар померять и оценить, как он ему подходит.Кроме комфорта, мы продолжаем инвестиции в цену. За счет самых дешевых товаров рост продаж составил 40%. 7 из 10 товаров, присутствующих на маркетплейсе, охвачены нашими скидками. Как получить скидку? Все просто: нужно просто дать низкую стоимость, которая будет подсвечена в личном кабинете зеленым фонариком, а мы сами дадим скидку. А чтобы покупатель получил дешевый товар, мы инвестируем в распродажи. У нас каждый месяц проходят большие распродажи, и 16 с половиной миллионов клиентов купили хотя бы один акционный товар за прошедшую акцию.Более 50% товаров маркетплейсов участвуют в различных распродажах, впереди высокий сезон – близится День холостяка 11.11 и Новый год. По статистике предыдущих высоких сезонов мы видим, что в это время оборот вырастает в 5 раз.В целом история простая: мы инвестируем в сроки, инфраструктуру привлечения покупателей, в их комфорт, используем распродажи и высокий сезон. Продавцам нужно просто дать хорошую цену, локализовать товар максимально близко к покупателю и участвовать в распродаже.Планы на БеларусьАлександр Абрамов, коммерческий директор Ozon в Беларуси:– Мы планируем в 2,5 раза увеличить оборот Ozon в Беларуси до конца года. Для поддержки местных предпринимателей мы будем запускать инструменты внутри маркетплейса, которые уже доказали свою эффективность на других рынках. Одним из таких продуктов считается рассрочка, которая пользуется большой популярностью среди наших покупателей. Мы надеемся, что с запуском этого сервиса покупатели будут чаще оформлять покупки на маркетплейсе, а местные продавцы смогут нарастить оборот на площадке.
Ozon запустит рассрочку для белорусов и в 3 раза увеличит количество пунктов выдачи заказов
25 сентября 202325 сен 2023
4
6 мин