Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Якутск 22 мая 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту ветеринарии Республики Саха (Якутия), Окружной администрации городского округа «Жатай» об обязании создать приют для безнадзорных животных,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к Окружной администрации городского округа «Жатай» об обязании создать приют для безнадзорных животных. В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой города Якутска проведена проверка исполнения органами государственной власти республики законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено следующее. Деятельность по обращению с животными без владельцев на территории городского округа «Жатай» в настоящее время никто не осуществляет, муниципальные контракты на отлов и содержание безнадзорных животных до сих пор не заключены, кроме того, на территории городского округа «Жатай» отсутствует приют для безнадзорных животных. Проверкой установлено, что на территории п. Жатай не принимаются должным образом меры к отлову безнадзорных собак, в связи с чем, их численность не уменьшается, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С учетом климатических условий на территории городского округа «Жатай», низких температур, вечной мерзлоты, отсутствия кормового питания в естественной среде обитания у безнадзорных животных (собак) фиксируется агрессия выраженная на фоне вышеуказанных обстоятельств, что, в свою очередь, вызывает животный инстинкт самосохранения, в следствии чего безнадзорные животные проявляют агрессию и нападают на людей. С учетом уточнения просил возложить на Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), Окружную администрацию городского округа «Жатай» создать приют для безнадзорных животных в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-3 № 131- V в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения силу.
Определением от 12.05.2022 по данному делу в качестве административного соответчика привлечен Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Судебное заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Якутска Малюта Е.И. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить.
Представители Департамента Республики Саха (Якутия) (далее – Департамент) Семенов В.В., Пахомова Н.Е. возражали против удовлетворения иска, указав, что закон не возлагает обязанность на Департамент производить строительство приютов для животных без владельцев, Департамент правомочиями по созданию приютов не наделен, действует в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Просили отказать в удовлетворении иска в части возложения создать приют для безнадзорных животных на Департамент.
Представитель Окружной администрации городского округа «Жатай» (далее – Администрация) Еникеев Р.А., действующий на основании доверенности, поддержал письменные возражения на иск. Полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 41 Основного закона в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Частью 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Подпунктами 49, 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, а также осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными урегулированы Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.12.1018 N 498-ФЗ).
В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в числе прочего, установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 7 этого Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 1 и 3 ст. 20 данного Федерального закона).
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 1 ст. 21 этого Федерального закона).
Из приведенных норм законов следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено осуществление полномочий в области обращения с животными, а также решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные полномочиями в области обращения с животными, вправе передать эти государственные полномочия в области обращения с животными органам местного самоуправления, но лишь при условии передачи последним необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Исходя из ч. 1 - 4 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях и могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 13 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).
Исходя из п. 2 Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1504, под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.
Как следует из ст. 17 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ предусмотрена организация конкретных мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Таким образом, законодатель установил, что деятельность по обращению с животным - по их содержанию (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация) должна осуществляться после отлова животного и до его возвращения владельцу, в среду обитания или до естественной смерти животного только в соответствующих приютах, которые могут быть государственными, муниципальными или частными (находиться в собственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).
При этом на момент передачи органом государственной власти субъекта полномочий по обращению с животными (по их содержанию) органам местного самоуправления в пределах муниципальных образований, субъекта должны быть созданы приюты для животных, соответствующие требованиям закона, принадлежащие любому лицу, а при их отсутствии - уполномоченный орган государственной власти субъекта должен вначале обеспечить их создание, после чего уже только имеет право передачи полномочий по обращению с животными органам местного самоуправления.
В противном случае, в отсутствие созданных на территории субъекта приютов для животных, передача полномочий от органов государственной власти субъектов органам местного самоуправления исключает возможность последних исполнять эти переданные полномочия с момента такой передачи до создания приютов, влечет за собой неисполнение данных государственных полномочий какими-либо органами, что противоречит требованиям вышеприведенных норм законов, создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную эпидемиологическую обстановку, причинения вреда здоровью, имуществу людей, объектам животного мира, среды их обитания.
В Республике Саха (Якутия) вопросы, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований республики государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V).
Согласно преамбуле настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 года N 41-З N 417-II "О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями" наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях муниципальных образований (далее - отдельные государственные полномочия).
Под деятельностью по обращению с животными без владельцев понимается деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.3 ст.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V).
Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.
В силу статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение указанных полномочий за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций; принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления указанных полномочий; дополнительное использование собственных финансовых средств для осуществления указанных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования; получение от уполномоченного органа разъяснений по вопросам осуществления указанных полномочий. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий обязаны: осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий; соблюдать законодательство в части финансирования расходов, связанных с осуществлением указанных полномочий; своевременно представлять в уполномоченный орган отчетность об осуществлении указанных полномочий; исполнять письменные предписания уполномоченного органа по устранению нарушений, допущенных при осуществлении указанных полномочий.
Статьей 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок
Согласно ч. 4 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является Департамент по ветеринарии Республики Саха (Якутия), осуществляющий функции по реализации государственной политики в области ветеринарии, а также по контролю за организацией и эффективностью реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий обязан: обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий; осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления указанных полномочий, а также за целевым использованием органами местного самоуправления переданных им на эти цели финансовых средств; оказывать содействие органам местного самоуправления в разрешении вопросов, связанных с осуществлением указанных полномочий; давать разъяснения и оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления указанных полномочий; взыскивать в установленном порядке использованные не по целевому назначению финансовые средства, предоставленные органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий.
Как следует ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются бюджетам муниципальных районов (для распределения указанных средств между бюджетами поселений) и бюджетам городских округов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Передача материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется в соответствии с перечнем подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (далее - перечень материальных средств), и в порядке, установленном законодательством. Предложения по формированию перечня материальных средств вносятся органами местного самоуправления в уполномоченный орган в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона. Уполномоченный орган на основании предложений по формированию перечня материальных средств определяет перечень материальных средств в течение трех месяцев со дня внесения органами местного самоуправления указанных предложений. Использование материальных средств на иные цели запрещается (статья 7 Закона).
В силу ст. 8 этого Закона органы местного самоуправления обязаны представлять в уполномоченный орган отчетность об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий. Отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий, представляются в уполномоченный орган в соответствии с законодательством.
Статьей 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V установлено, что контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется уполномоченным органом в пределах его полномочий не менее двух раз в год.
Следовательно, на территории Республики Саха (Якутия) государственные полномочия по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев переданы органами государственной власти субъектов органам местного самоуправления на неопределенный срок, то есть по настоящее время. При этом уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления республики данных государственных полномочий обязан обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами, осуществляя контроль за целевым их использованием.
Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия) утвержден Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 N 389.
Указанный Порядок разработан в целях защиты животных, обеспечения регулирования и снижения численности животных без владельцев наиболее безопасными и гуманными методами для животных, а также укрепления нравственности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Согласно п. 2.1 уполномоченным органом является Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), осуществляющий организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Также в пункте 2.1 указано, что деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, Правительством Республики Саха (Якутия) от 29.09.2021 N 397 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Саха (Якутия)"
Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований в области обращения с животными, установленными Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 19 Федерального закона N 498-ФЗ.
Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия).
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них Правительством Республики Саха (Якутия) постановлением от 27.12.2019 N 419 утверждены Правила организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Республики Саха.
В силу п. 1.1 Положения о Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.12.2021 N 561, Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики в области ветеринарии, регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
На основании п. 1.6 данного Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на содержание Департамента ветеринарии и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с пунктом 1.7 положения финансирование Департамента ветеринарии осуществляется по смете доходов и расходов в пределах средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (средств от оказания платных услуг, средств, поступающих в связи с выполнением полномочий органов местного самоуправления по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и других источников, не запрещенных законодательством).
В силу п. 3.44 Положения Департамент наделен рядом полномочий в области ветеринарии, в частности: осуществляет контроль за организацией и эффективностью реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно статье 8 Устава ГО «Жатай» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из бюджета Республики Саха (Якутия). Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства (кроме предоставленных из Федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия)) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом: на мероприятия при осуществлении деятельности, включающей в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия в размере не более 600 000 (шестьсот тысяч) рублей ежегодно; на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан дополнительно к мерам, установленным в федеральных законах и законах Республики Саха (Якутия). Органы местного самоуправления муниципального образования несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случаях наделения федеральным законом или законом Республики Саха (Якутия) органов местного самоуправления муниципального образования ГО «Жатай» отдельными государственными полномочиями, субвенции на осуществление указанных государственных полномочий местному бюджету предоставляются из создаваемого в составе бюджета Республики Саха (Якутия) регионального фонда.
Как следует из п. 6 ч. 1 ст. 35 Устава ГО «Жатай» окружная администрация, в том числе осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия).
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что Департамент, являясь в силу закона уполномоченным органом и главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета в сфере обращения с животными без владельцев, при передаче полномочий органам местного самоуправления, в том числе Окружной администрации ГО «Жатай», по обращению с животными - по их содержанию обязан был в момент передачи удостовериться в наличии на территории ГО «Жатай» приютов, а при их отсутствии обеспечить их создание на дату передачи государственных полномочий, либо в последующем вплоть до настоящего времени.
Проведенной прокуратурой г. Якутска проверкой установлено, что на территории ГО «Жатай» отсутствуют созданные приюты для содержания животных без владельцев, отвечающие требованиям закона. Отсутствие приютов для животных не позволяет отлавливать и содержать животных без владельцев в количестве, отвечающем складывающейся на территории муниципального района ситуации, что влечет за собой нападение собак без владельцев на граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего спора доказательств создания на территориях ГО «Жатай» приютов для содержания животных без владельцев (безнадзорных животных), принятия Департаментом исчерпывающих мер по обеспечению их создания не представлено.
При этом на территории ГО «Жатай» сложилась неблагоприятная обстановка с количеством бездомных собак, имелись случаи нападения собак на людей, что также было подтверждено представителями Департамента.
Представитель Администрации в судебном заседании пояснял, что выполнять переданные полномочия Администрация лишена возможности по причине отсутствия на территории округа приютов для животных без владельцев.
Учитывая изложенное, Департамент, передав государственные полномочия в сфере обращения с животными без владельцев органам местного самоуправления, в том числе Администрации, при отсутствии на территории округа приютов для животных, отвечающих требованиям закона, находящихся в собственности любого лица, в нарушение приведенных выше норм законов не обеспечил их создание в данном муниципальном образовании. При этом отсутствие данных приютов для животных на территории ГО «Жатай» влечет за собой неисполнение Администрацией полномочий в сфере обращения с животными.
Нельзя согласиться с доводом Департамента о необоснованности предъявленных исковых требований по причине того, что закон не возлагает на Департамент обязанность по строительству, созданию приютов. В рамках рассматриваемого дела судом разрешается требование не о возложении обязанности на данного ответчика построить приют, а о возложении на Департамент обязанности обеспечить создание приютов, при этом способ такого обеспечения создания приюта Департамент вправе определить самостоятельно, исходя из требований закона и своих полномочий (путем разработки проектной документации, заключения государственных контрактов, проведения аукционов, привлечения частных инвесторов, волонтеров, необходимого финансирования, самостоятельного строительства приютов, направления предложений о внесении изменений в законодательство, иным способом).
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту о возложении обязанности на него обеспечить создание на территории ГО «Жатай» приюта для животных, отвечающего порядку организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, подлежащими удовлетворению.
Оснований для возложения данной обязанности на Окружную администрацию «Жатай» суд не усматривает по вышеприведенным основаниям.
В исковом заявлении прокурор просит установить ответчикам 3-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения вышеуказанных возложенных обязанностей.
Вместе с тем, принимая во внимание характер выявленных нарушений и необходимость проведения соответствующих организационных мероприятий, изыскание финансовых средств, суд считает возможным установить следующий срок для обеспечения создания приюта для животных на территории городского округа "Жатай" – в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд разъясняет, что Департамент не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
С учетом установленных судом обстоятельств дела, требования прокурора города Якутска подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Возложить обязанность на Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить создание приюта для животных на территории городского округа "Жатай" в соответствии с Методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 года N 1504 и Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 N 389 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия)".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.И. Новикова