Дела? Проблемы? Всё пустое...
Душа ребёнка-вот святое!
Цветок в душе ещё так мал,
Успей полить, чтоб не завял!
«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.» Вудро Вильсон[1]
Каждый родитель вольно или невольно задумывается о том, какие же правильные и действенные методы воспитания применить на практике, развивая своё ненаглядное чадо, чтобы они принесли свои плоды вовремя и с толком. А на выходе получился бы вполне себе зрелый человечище с огромным багажом определенных позитивных характеристик и достоинств, с когнитивной гибкостью, обладающий внушительным набором определенных умений и навыков, который будет стопроцентно востребован на рынке труда, способный создавать вокруг себя исключительно мир и красоту. Было бы идеально, если бы ещё дитятко само собой воспиталось, не принося особых беспокойств и неудобств окружению.
Да, чудеса конечно случаются, и надо в это верить, но это точно не тот случай. Прежде всего, воспитание должно рассматриваться как глагол, как действо, как совместный процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личности, с которой взаимодействует воспитатель. В качестве воспитателей могут быть кто угодно; будь то родители, педагоги, наставники, тренеры-преподаватели, сам коллектив, администрация, те же друзья и даже наши недруги, как бы странно это ни звучало.
Несомненно, художественная литература, поэзия, фильмы, музыка, живопись, тот же интернет, оказывает также огромное влияние на умственное, эмоциональное и эстетическое развитие ребёнка, а значит также выполняет свою роль в процессе воспитания.
Воспитание в школе
Процесс воспитания - сложная динамичная система. Воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата и стимулирование позитивных изменений в личности. Давайте вспомним, как в 2012 году в «Законе об образовании» слово – «воспитание» на какое-то время было почти полностью исключено, а акцент делался в основном на «развитие детей», «качество образования», а само воспитание шло за кадром, как некая второстепенная категория. Возможно, это делалось с определенной целью, чтобы формирование и совершенствование качеств личности детей происходило бы не в результате прямых действий педагогов, а опосредованно, через организацию их совместной деятельности, через общие мероприятия, представляющие интерес для обеих сторон, в процессе межличностного или профессионального общения, постоянного налаживания условий для их развития. А точнее говоря, между делом.
Попытки отдельных педагогов напрямую, волевым усилием изменить или усовершенствовать те или иные качества детей или как-то вмешаться в их внутренний мир, бесперспективны и вызывают естественное сопротивление, а то и явный протест. Необходимо выделить, если воспитание проводится как открытый процесс перестройки и изменения личности детей, противостояние действиям воспитателей неизбежно.
За свою школьную жизнь ученик проходит через тысячи уроков — разных: по предмету изучения и области знаний, по содержанию и методике. Происходит решение задач всестороннего развития — умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического. Любой школьный урок — это частичка учебно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы он проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и эстетических переживаний, основанный на доверии и принятии.
Потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения не знает границ; - всевозможные совместные творческие мероприятия, игры, беседы, дискуссии, викторины, посещение культурных мест, групповая работа, проектирование, элементы театрализации, анализ проблемных ситуаций и т. п. Ну а если дополнить мультимедийным контентом, то это найдет отражение и отклик в детской душе достаточно быстро. Но и это не главное, здесь важен сам контакт и заинтересованность обеих сторон. Человеческие и эмоциональные составляющие играет значимую роль.
Но обучение направлено на приобретение конкретных знаний, а воспитание всё-таки – на выработку принципов, ценностей, установок, черт характера, отношения к природе, жизни, труду, обществу, другим людям, а главное к самому себе. Но воспитать человека достойного может только личность, которая принимается воспитанником. И это главная особенность методики воспитания. То есть, важно не только то, что мы делаем, но и то, какие мы, каковы наши взгляды на мир, наши текущие ценности, наше отношение к самим себе и детям. Учителю следует часто задавать вопросы: «Интересен ли я детям?», «А что полезного я могу сегодня им дать?», «Правильно ли я буду понят ими?». И тогда ученик легче впитает не только необходимые знания, но и будет стараться развить в себе что-то духовное, доброе.
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.»
Локк Джон[2]
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.
Важной задачей современного воспитания является определение склонностей и способностей, соотнесение их с реальными возможностями и развитие ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Воспитательный потенциал обучения реализуется в полном объёме, если обучение построено на диалоге учителя и ученика, если учитель стимулирует развитие индивидуальности каждого ребенка, признает его самобытность и самоценность и выстраивает траекторию развития на равных. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации. К ученику нужно идти вместе с ним. Но никак не над ним. Доверие возникает при открытости педагога. Будьте самим собой, это честнее. А дети чувствуют фальшь как никто другой и не приемлют её.
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Ж.Руссо[3]
Чем в большей степени носят скрытый характер педагогические влияния воспитателя на воспитанников, тем эффективнее воспитательный процесс в целом.
Воспитание в семье
Семья является одним из древнейших институтов воспитания. Именно пример родителей будет формировать у детей желание творить добро или строить козни, вести здоровый образ жизни или предаваться тем или иным порокам, любить свою родину и предков или быть вечно критикующим, недовольным, лицемерным типом. Ведь дети по своей натуре исследователи, они познают мир, оценивая и сравнивая поступки других людей и определяя границы собственных возможностей. Они чувствуют любой обман и не приемлют притворства. Дети хотят быть любимыми и чувствовать уважение к своей личности, как, впрочем, и мы, взрослые.
Дети очень часто копируют поведение родителей, вот почему взрослым важно в первую очередь тщательно следить за собой. И стоит словам начать расходиться с поступками, родительский авторитет тут же обнуляется, после чего процесс воспитания становится безрезультатным.
Мы прекрасно понимаем, что личность воспитывают не догмы, нравоучения и безукоризненный авторитет взрослого. И личный пример, на первых порах, неплохо работает, но до поры, пока это не наскучит. Ведь воспитание, это такой же живой процесс, который может состоять из проб и ошибок, взлетов и падений. Пожалуй, самое действенное в этом процессе, это когда объект воспитания не чувствует прямого давления и контроля. А тем более субъект воспитания не может быть безупречен во всём, - так попросту не бывает. Воспитатель, такой же живой человек, который может быть в чем-то не правым, где-то не совсем дальновидным, и сам в чем-то заблуждаться, - это как раз нормально. И вот если воспитатель, будь то учитель или родитель, это признает и сумеет обозначить свою ошибку, неправоту, объяснив это доходчиво ребенку, это будет работать только во благо. Это даст пространство для развития ребенка на основе сотрудничества, искренности и доверия.
К сожалению, во многих семьях большая часть родителей, ввиду занятости или в силу каких-то других причин, стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, развлечениями, той же няней, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки и общения. Зависимость детей от гаджетов, это проблема не детей, это проблема нас, - взрослых. Ребенок будет общаться с тем, что ему более доступно, что ему предоставили родители. И если не налажена коммуникация с родителями, он будет «зависать» в мессенджерах. И если в собственной семье старшими не была выстроена система и не сформированы воспитательные ценности, то наша молодежь будет опираться на внешние ресурсы и мнения, изобилующие в интернете. И с этим мы всё чаще сталкиваемся.
Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Понятно, что без девайсов человек в современном мире просто потеряется. Они во многом облегчают всем нам жизнь, и это наша действительность. Хорошо, если их «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. Но гаджеты могут навредить как физическому здоровью, так и психике ребенка, если ими злоупотреблять. Родители это должны держать под контролем и четко дозировать их использование. Но и желательно, чтобы сами родители не «зависали» часами в соцсетях или компьютерных играх.
Никто в этом мире несовершенен. И в этом случае авторитарный стиль воспитания далеко не самое лучшее, что мы можем унаследовать от предков. И это сегодня не сработает. Нужно учиться всем нам договариваться, чтобы каждая сторона смогла донести до другой свою позицию относительно того или иного явления, не причиняя вреда ни себе, ни другому.
Время, которое мы сейчас проживаем, - историческое. Никто не знает точно, что будет на самом деле завтра. Мы не можем планировать на много лет вперед, да что там лет, месяцев. Единственное, что мы можем делать, это каждый день просыпаться утром и делать то, что делаем, только еще лучше. Если с детских лет ребенку прививать чувства любви к своей семье, родине, своим предкам и истории, открыто говорить правду, то мы были бы куда сговорчивей по отношению к друг другу и последовательней в своих мыслях и делах.
Нежелательно при воспитании использовать такую терминологию, как - «должен», «обязан», без объяснений для чего и зачем. Давайте попробуем сегодня руководствоваться не тем как «надо» и «должно быть», а посмотрим исключительно с той стороны, как быть точно «не должно». Если мы, взрослые, хотим, чтобы наши дети были достойными людьми, то попробуем НЕ БЫТЬ: - эмоционально закрытыми; - непоследовательными в мыслях и поступках; - лицемерными - самая жестокая ошибка; постоянно критикующими «всё и вся»; - недоверчивыми; требовательными только к объекту воспитания, но не к себе; равнодушными к миру ребенка; - ханжами, которые вечно контролирует и не дают возможность совершить ошибку, а за каждый промах порицают. Словом - теми, кто только себя считает правым во всём, не зорким к внутренним переживаниям подрастающего поколения. Задумаемся над этим. Ведь нам не хочется быть врагом своему ребенку. Поймем и услышим мы наших детей, услышат и нас.
Было бы желательным на государственном уровне помогать развиваться сертифицированным психологам, специалистам по детскому социальному развитию. В каждом учебном заведении должна быть полноценная ставка психолога и социального педагога, в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ОВЗ. Министерству образования будет не лишним поддерживать хороших специалистов, выстраивать программы, создавать центры, где педагоги и родители могут изучать возникшие вопросы и совместно решать проблемы и понимать, как это делать эффективно и правильно для всех. А в идеале ввести в школьную программу предмет, который бы учил школьников правильно выстраивать отношения не только с внешним миром, но и с самим собой, обретать уверенность, адекватное отношение к себе и окружению. Может и проблем в обществе стало бы поменьше, а мы сталкиваемся с тем, что напряженная обстановка продолжает набирать обороты. И с этим нужно считаться.
«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». Л.Н. Толстой [4]
Чем естественней в воспитательном процессе происходит целостное влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы, лежащие в основе сознания, чувств и практических действий наших детей, тем эффективнее гармоничность умственного, духовного и физического развития детей.
Ведь учиться и нравственно совершенствоваться — естественная человеческая потребность. Никто не вправе её обесценить.
[1] itaty.info/man/tomas-vudro-vilson
[2] https://ru.citaty.net/avtory/dzhon-lokk/
[3] https://ru.citaty.net/avtory/zhan-zhak-russo/
[4] https://aforisma.ru/citaty-lva-tolstogo/
Возможно вас заинтересует
Моя почта: ovbugrova@mail.ru