Найти в Дзене
Роккульт

«Музыку я всегда писал на интуитивном уровне»: цитаты Вячеслава Бутусова

15 октября 1961 года родился Вячеслав Геннадьевич Бутусов – лидер и вокалист рок-групп Nautilus Pompilius, Ю-Питер и Орден Славы. В честь его дня рождения собрали несколько интересных цитат музыканта.

  • Интерес к музыке у меня проявился еще в седьмом классе, когда я начал слушать пластинки. Слушать не просто, а с трепетом. Тетя моя родная подарила мне пластинку «Мелодии зарубежной эстрады», на которой среди прочего была битловская The Girl.
    Так вот, когда я пришел в институт, случился просто бум какой-то – все увлекались рок-музыкой. И я в этот водоворот попал. Помню, услышал в студенческом клубе Led Zeppelin и замер. Я испытал такой восторг, такой всплеск, что у меня просто… не знаю, как точнее описать это чувство… Это когда ты кругами ходишь вокруг чего-то, тебя туда направляет, ведет, и в один момент ты это обретаешь… Обретаешь полноценность, радость жизни.
  • Я самоучка, и мне очень нравилось что-то разбирать, познавать. Сочинять я пытался еще в школе. Я с трудом запоминал стихи, которые задавали по литературе, и пошел на хитрость: начал писать свои. Мне позволяли не учить Пушкина, а прочесть какое-нибудь свое стихотворение. И в общем, на этом баловстве я начал писать тексты и музыку.
Школьная фотография из личного архива. Сургут, 1978 г. «Группа Биг Вирус, потому что: БутусовИГнатенко ВИноградовРУСаков».
Школьная фотография из личного архива. Сургут, 1978 г. «Группа Биг Вирус, потому что: БутусовИГнатенко ВИноградовРУСаков».
  • Каким я бы хотел быть? Я категоричный человек, брутальный, грубый. В общем-то, пижон по натуре. И заносчивый в каком-то смысле. И много ещё таких искажений во мне. Так вот я бы хотел быть даже не добродушным, а именно великодушным человеком. Чтобы из меня исходила энергия, которая бы людей, пришедших на концерт, чем-то облагодетельствовала. Потому что иначе я просто не вижу смысла.
  • Дети просвещают нас и учат многим полезным вещам. А сын занимается музыкой исключительно для общего развития. Он уже знает, что музыка обладает целебными свойствами. Но самое главное – он показывает нам пример праведности.
  • Выходя на сцену, я себя чувствую слабым и ничтожным – как на исповеди перед покаянием. Но после хорошего выступления всегда чувствую прилив сил и большую благодарность тем людям, которые поддерживают нас своим доброжелательным настроем.
  • О счастье:
    Если говорить служебным языком, то счастье – это когда мы себя ощущаем как частичку Бога. В нас заложена от рождения частичка Бога, и мы ее должны хранить, развивать и преумножать. То есть человек, чувствующий себя сопричастным Богу, – это и есть счастье.
    А если в бытовом смысле, счастливый – это человек, который сохраняет бодрость духа, невзирая на все сложности, которые происходят. И, конечно, счастье — это любовь. Главный показатель человека — это проявление любви.
  • Молитва нужна, чтобы открыться. Мы открыться не можем! Я раньше очень грубо, с пренебрежением относился к тому, что люди утыкаются лбом в иконы, бьют поклоны, в общем, всю ритуальную сторону воспринимал со скепсисом. А ведь это как натирание какое-то. Трешь-трешь – и тепло становится. Все эти проявления незаметны, но очень важны. Развивается внутренняя наша составляющая – душа.
  • Сквернословие – это очень страшная, опасная вещь. Филолог Дмитрий Лихачев, будучи в лагере, изучал язык с точки зрения жаргонизмов. Там он сделал вывод: когда в язык проникает определенное скверное слово, то язык как составляющая нашего быта, как часть жизни начинает формировать вот эту отравляющую атмосферу. Это вредно как для физиологии, так и для психологии человека.
  • Мат – язык бесов и молитва сатане. Об этом говорят многие святые отцы, просветители, великие писатели и ученые – апостол Павел, Иоанн Златоуст, Федор Достоевский, Дмитрий Лихачев, Иван Ильин. По слову преподобного Макария Великого: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».
  • У меня нет потребности регулярно высказывать свое мнение в народ. Потому что я ведь ничего нового не скажу, а создавать повод для грызни какой-то... Знаете, те, кто грызутся, они и без меня найдут повод.
  • Пессимизм в чистом виде – нечто фантастическое. В каждом из нас живет и пессимист, и оптимист, а в итоге мы все реалисты. Чтобы быть совсем пессимистом, нужно беспробудно пить месяца два. И тогда в тебе будут преобладать плесень и кислота, и эта проекция к худшему станет доминирующей.
  • Мы вообще стараемся не баловать зрителей. Мы их не то чтобы в ежовых рукавицах держим, но мы не фамильярничаем с нашими почитателями. Мне кажется это правильная практика, потому что как показывает история, это может довести до ненужной экзальтации, которая навредит всем - и нам, и нашим почитателям.
  • Про название группы Орден Славы:
    Название – это игра слов. А вообще, проект нужно воспринимать как сообщество людей, которые своим творчеством прославляют Господа Бога.
  • Я очень осторожно использую религиозную тематику, даже в меньшей степени, чем это было в Ю-Питере, когда я часто цитировал в текстах Евангелие. Все, что мы делаем, делаем осмысленно, во славу Божию. Это может быть на подсознательном уровне, просто общее отношение.
  • Про Петербург:
    Я понимал этот брутальный и прекрасный город. Он мне нравился, но, чтобы жить в нем, нужно пройти какую-то почти индейскую инициацию. Я очень долго заслуживал право жить в Петербурге и быть его гражданином и в какой-то момент ясно ощутил, что город мне разрешил чувствовать себя его жителем.
  • У меня очень часто создается ощущение, что я не заслуживаю того, что в результате получил. Долгое время я жил с мыслью о том, что это такой аванс, чтобы поддержать человека. Потом понял, что за это нужно расплачиваться, но всё равно у меня такое чувство, что я должен еще много, очень много сделать, для того чтобы отблагодарить и людей, и Господа Бога за то, что он меня привел к какому-то делу. Дай Бог, чтобы это дело было кому-то полезно, но я до сих пор расплачиваюсь за этот аванс.
  • Я не обидчивый. Обидчивость – это болезнь. Обидчивость – это значит, что за тобой какие-то хвосты: на твой хвост кто-то наступил, и тебе очень горько. Не просто так ведь сравнивают с ослами людей, которые обижаются.
  • Мне казалось, что это неправильно – обижаться на человека, который, может быть, даже и не понимает, что натворил. Обида демонстрирует наш эгоизм. А эгоизм – это наша слабость. Я не терплю слабостей своих, и я страдаю от этого…
  • Просто рок стал непопулярным форматом. Это не значит, что он утратил свою актуальность и ценность. Популярность – всего лишь степень распространения в массах. Есть исполнители популярные, но неизвестные. А есть известные, но непопулярные.
  • Давно пришел к выводу, что я прежде всего должен ощущать себя человеком. А все остальное – специальность, увлечения, профессия – это уже второстепенно, способ добывания хлеба.
  • Мне приятно работать с любым материалом, я как гончар – леплю массу и даже не знаю до конца, что получится, какая форма ее ожидает. Для меня этот процесс увлекательный, но в этом и опасность – можно начать упиваться процессом, и ты тогда впадаешь в состояние экзальтации, восторга, опьянения. Неизбежен момент отрезвления, иногда похмелья. Поэтому всегда важно соблюдать какой-то определенный момент бдительности.
  • Музыку я всегда писал на интуитивном уровне, на уровне ощущения, настроения. Я не концептуально подходил к этим вещам.

Собирала цитаты: Лапенкова Ольга

А какие у вас любимые песни, исполненные Бутусовым?

Читать также: