27 сентября Церковь празднует двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Крест, на котором был распят Спаситель, был утерян, первосвященники, распявшие Господа спрятали Его. Всё ещё осложнилось разрушением Иерусалима. Римские войска в 70 году разрушили город, уничтожили его, срыли с лица земли в прямом смысле этого слова.
Впоследствии на некоторых местах связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа были построены языческие храмы.
Христианство стремительно распространялось по всему миру, но первые два века были наполнены гонениями. Так длилось до начала 300-х годов.
В римской империи начинается борьба между восточной и западной частью империи. Будущий император Константин начал войну за власть с Максентием. У Константина было малочисленное войско, хотя своим полководческим талантом он одерживал победу за победой. И вот, настало время решающей битвы с основными силами Максентия.
Перед битвой во сне Константину было видение Креста, и он услышал голос произносящий «Hoc vince», «Сим победиши». Константин приказывает изготовить Лабарум.
Лабарум Константина Великого, образованная из первых двух греческих букв слова «Христос», по греческий ΧΡΙΣΤΟΣ. Альфа и Омега связано с наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова. Это символы Бога как начала и конца всего сущего.
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» Откр.22:12,13.
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» Откр.1:8.
Поместив этот знак на щитах своих воинов, он одерживает победу. Это склонило Константина к христианской вере.
Одним из важнейших событий в его правлении был Миланский эдикт. В 313 году Римские императоры Константин и Лициний (Восточная и Западная часть империи) провозгласили религиозную терпимость. У христиан появилась возможность свободно исповедовать свою веру.
Вот как начинался миланский эдикт.
«С давних пор, считая, что не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору, мы издали повеление как всем другим, так и христианам хранить свою веру и свое богопочитание».
Этот эдикт направил мир по новому пути развития. Зародилась новая цивилизация.
Сам равноапостольный Константин крестился перед смертью, но свою мать, святую равноапостольную Елену (ок. 250 – ок. 330), убедил принять крещение. Она была уже в преклонном возрасте, ей было за 60.
В 326 году, уже в более чем в преклонном возрасте, ей было под 80, она предприняла паломническое путешествие в Иерусалим. Как пишет один из церковных историков: «это старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на Восток».
Вы можете спросить, почему в таком возрасте она отправилась в такое далёкое путешествие? Церковный историк Феофан в своей Хронографии пишет, что она имела видение, в котором ей повелевалась отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественные места закрытые нечестивыми.
В Иерусалиме равноапостольную Елену встретил Иерусалимский патриарх Макарий, и они предприняли поиски Животворящего креста.
Кстати, во время пребывания в Иерусалиме царица Елена построила несколько храмов. Ранние историки Сократ Схоластик сообщает, что были основаны три храма:
· на Голгофе – храм гроба;
· в Вифлееме – базилика Рождества Христова;
· на Елеонской горе – церковь над местом Вознесения Христова.
Более позднее житие VIII века говорит о бо'льшем количестве храмов, например,
· в Гефсимании – церковь Святого Семейства;
· в Вифании – церковь над гробницей Лазаря;
· у Мамврийского дуба;
· у Тивериатского озера – храм 12 апостолов;
· на месте. Вознесения – пророка божьей Ильи;
· на горе Фавор – храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра. Иакова, Иоанна;
· у подножия горы Синай – возле Неопалимой Купины.
До нас дошли три предания, повествующие как происходило обретение Креста Господня.
Первая, наиболее древняя, IV века. Она приводится у церковных историков Руфина, Сократа и Созомена. Крест находился под языческим храмом Афродиты. Когда он был разрушен, то под ним обнаружили 3 креста и также табличку, на которой было написано по-еврейски, по-гречески и по-римский «Иисус Назарянин, царь иудейский». Также найдены гвозди, которыми был прибит Спаситель. Как же узнать, какой из крестов есть тот, на котором был распят Спаситель? Иерусалимский епископ Макарий приложил поочерёдно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Прикосновение первым и вторым крестом ничего не дало, но когда приложили третий крест, то, женщина излечилась. Тогда епископ Макарий поднял этот крест высоко для всеобщего обозрения.
Вторая версия более позднее конец IV начала V веков.
Некий престарелый Иерусалимский иудей по имени Иуда сказал, что крест находится под языческим храмом Венеры. Храм этот был разрушен, место было раскопано. Была найден Гроб Господень и недалеко было найдено три креста.
Истинный Крест Господень был явлен чудесным воскрешением мертвеца, которого несли мимо.
Bпоследствии Иуда принял христианство с именем Кириак и даже стал епископом Иерусалим, потом принял мученическую кончину.
Третья версия говорит о том, что было два обретения Креста Господня. Первое было в I веке. Крест был найден женой императора Клавдия Протоникой. Впоследствии был вновь скрыт и найден уже царицей Еленой.
В последствия церковь приняла вторую версию, собственно, мы так и знаем из чтения на праздник о таком обретенении Креста.
Царица Елена разделила крест на две части. Первую оставила в Иерусалиме, а вторую отправила императору Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.
А к середине IV века частицы Креста Господня разошлись по всему христианскому миру.
Сам праздник как богослужебные действия появился в 334 году. 17 сентября было освещение ротонды Воскресенья Христова, а также множества иерусалимских церквей. Это освящение стало праздноваться ежегодно. Вместе с праздником освящения стало праздноваться и Воздвижение.
Начиная с VI века, воздвижение Креста Господня стало уже более значимым праздником. В VII веке этот праздник уже приобрёл самостоятельное значение. Пост в этот день появляется очень рано, уже в иерусалимском уставе говорится о посте в этот день.
Богослужение праздника похоже на богослужение третьей недели Великого поста – Крестопоклонной, а также праздника Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Особенностью богослужения является вынос на середины храма Креста для поклонения и совершения чина Воздвижения Креста.
По окончании великого славословия при пении «Святый Боже…» священник выносит Крест, расположенный на блюде, украшенном цветами, и возлагает Крест на аналой. Крестообразно, т.е. с четырёх сторон, кадит Крест и трижды покланяется ему. После этого берёт Крест и держа его двумя руками обращается лицом к востоку. Диакон или сам священник возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Священник трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку.
Так повторяется на все стороны, только произносятся разные прошения. При обращении на запад священник говорит: ««Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». При обращении на юг: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». При обращении на север: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». На пятый раз священник обращается вновь на восток и произносит: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во или в святем храме сем отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Вознесыйся на Крест волею». Священник кладет святой Крест на аналой и поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.