Найти тему

Голос — словно жемчугом по бархату

В Хоровом зале исторического здания Большого театра открылась выставка, посвящённая выдающейся певице народной артистке СССР Бэле Руденко (18.08.1933-13.10.2021), солистке оперной труппы Большого театра в 1973-88 годах. 18 августа исполнилось 90 лет со дня её рождения.

В заглавной партии в опере «Руслан и Людмила»
В заглавной партии в опере «Руслан и Людмила»

«Если хотите услышать, как катятся жемчужины по бархату, послушайте пение Бэлы Руденко», — посоветовал однажды меломанам рецензент японской газеты, побывавший на концерте певицы. Голос Бэлы Андреевны — лирико-колоратурное сопрано — настолько поражал воображение и профессионалов, и любителей вокала, что за годы своего звучания на оперной сцене и концертных площадках вызвал к жизни невероятное количество самых лестных эпитетов и сравнений.

Пела она с детства, карьеру оперной певицы начала, будучи ещё студенткой. Дебютной партией стала Джильда («Риголетто» Дж. Верди) — одна из самых сложных, написанных для сопрано. В возрасте двадцати семи лет — редкий случай! — была удостоена звания народной артистки СССР. К моменту приглашения в труппу Большого театра она была ведущей солисткой Киевского оперного, имевшей армию поклонников, в том числе и среди постоянной публики Большого театра. Впервые вышла на сцену в спектакле Большого в партии Наташи Ростовой («Война и мир» С. Прокофьева), затем последовали её коронная Джильда и столь же увенчанная лаврами Виолетта Валери («Травиата» Дж. Верди).

И настоящий триумф ждал её в партии Людмилы в знаменитой постановке Бориса Покровского (1972), вернувшего оперную Русь «Руслана и Людмилы» М. Глинки в дохристианскую, языческую эру. (Артистке пришлось продемонстрировать не только свою виртуозную технику и артистическое мастерство, но и востребованное режиссёром умение стрелять из лука, в котором она также добилась немалых успехов.) Спектакль, прогремевший в Москве, не менее восторженный приём получил и на следующий год в Милане, куда отправилась на гастроли опера Большого театра. Бэла Руденко-Людмила и Евгений Нестеренко-Руслан оказались одними из главных «действующих лиц» этих гастролей. В том же году Руденко стала солисткой Большого театра, вписав ярчайшую страницу в его историю исполнением всего восьми партий, правда, исключительно сложных, прекрасных и желанных для всех певиц с её типом голоса.

В партии Волховы в опере «Садко». В заглавной партии — Владимир Щербаков.
В партии Волховы в опере «Садко». В заглавной партии — Владимир Щербаков.

Сочетание феноменальной техники, музыкальности и сценического обаяния все созданные ею образы сделало незабываемыми. Кроме уже упомянутых, это Антонида в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, Марфа и Волхова («Царская невеста» и «Садко» Н. Римского-Корсакова), заглавная партия в опере «Иоланта» П. Чайковского и Розина в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

Человек неравнодушный и смелый, она всегда отстаивала свои убеждения. В сложные 90-е годы, возглавив оперную труппу Большого театра, Бэла Андреевна готова была решать не только творческие вопросы, но и искать средства для осуществления художественных замыслов постановщиков. Человек щедрой души, она рано начала делиться собственным опытом, занявшись преподаванием. За сорок лет преподавательской деятельности в Московской консерватории она воспитала много ярких и интересных певцов, передав им не только свои знания и секреты мастерства, но и любовь к театральному искусству.

Экспозицию составили фотографии сцен из спектаклей с участием Бэлы Руденко, афиши и костюм, в котором она пела Антониду в опере «Иван Сусанин». Выставка будет работать до 23 октября.