Буквы словно разбегаются перед глазами и меняются местами, сложно даётся распознавать отдельные символы, и смысл слова и текста не улавливается, а то и вовсе искажается. Такие детки путают слоги местами, читают справа налево и заменяют буквы в слове. На математике ребёнок зеркалит написание цифр.
В дошкольное время я не обращала на это внимания. Мне казалось, ну пишет ребёнок своё имя задом наперёд, ну буквы переворачивает… Не страшно: пойдёт в школу и научится.
Прочитав массу статей о дислексии, выяснила, что:
10% детей страдают этим расстройством.
Это не то же самое, что задержка развития, хотя у многих начинает проявляться как задержка речи.
Причины имеют нейробиологический характер: определённые зоны мозга отличаются меньшей активностью, имеют пониженную плотность.
Из-за проблем с определёнными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, как чтение и письмо, ребёнок испытывает сложности при работе с текстом.
Таким образом, уровень обучаемости значительно снижается. Если с проблемой не работать и вовремя не начать коррекцию, она останется и во взрослом возрасте, доставляя немало неудобств.
Диагноз поставить сложно
10℅ не так уж и мало, правда ли?
С учётом того, что у нас поставить такой диагноз часто не представляется возможным. Работают с этим врачи-дефектологи и психоневрологи. Чтобы подобрать специальную логопедическую программу, проводятся тестирования: проверяется интеллект, логика, умения анализировать и запоминать.
Важно исключить проблемы со зрением и слухом.
Двух одинаковых дислексиков не бывает, возраст так же имеет особое значение, как и динамика развития отклонения. Симптомы делят аж на 6 форм.
В маленьких городах и районах пройти такое обследование не всегда реально, а ездить в крупные специализированные центры могут не все.
Что способствует дислексии?
Провоцирующих факторов очень много: тяжёлые инфекции типа менингита, черепно-мозговые травмы, осложнения при родах и беременности, вплоть до вредных привычек будущей матери.
От слишком большой учебной нагрузки до запущенности и дефицита внимания. Итого множество факторов, от биологических до социальных.
Но чаще так же, как это случилось у меня, родители начинают бить тревогу только ближе к 1 классу. И тут перед взрослыми появляется развилка…
Сначала приёмные комиссии, а далее учителя в школе предлагают настоятельно перевестись в санаторную или даже коррекционную школу. Редкий случай, когда вспоминают про семейное обучение, так как психологи таким особенным деткам рекомендуют максимальную социализацию.
Мне посчастливилось познакомиться с семьёй, в которой растёт ребёнок с дислексией
По советам психологов решение идти в нормальную школу было для них однозначным.
Девочка сейчас уже взрослая, заканчивает обычную общеобразовательную школу. Её мама поделилась тем, как они справились со сложностями, которые начались так же, как и у нас, с первого класса.
Самой большой трудностью было найти небольшой класс, так как все переполнены, по 25-30 человек, и уделять одному ребёнку много времени учителя не просто не в силах.
После долгого общения с преподавателем ей пошли навстречу и давали дополнительное время на контрольных и самостоятельных работах.
Справиться, или, точнее, приспособиться к собственным особенностям девочка смогла только после шестого класса. Но, решив проблему с дислексией, заработала другие психологические трудности, с чем справляются до сих пор.
До третьего класса они пробовали разные программы, переводили с английского и печатали карточки по заграничной методике.
Сама она первые несколько лет держала дочь за уши во время чтения. Как только отпускала уши, дочка теряла концентрацию и переставала читать.
Терпение и труд, любовь и забота, очень много внимания
Общаться с ребёнком, ходить в школу, доносить до учителей свою озабоченность, разговаривать и договариваться, пробовать всё, пока не найдётся то, что подходит именно вам.
В школе ребёнок, увы, остаётся один на один со своим недугом
Сталкивается с непониманием, тяжело адаптируется, часто становится изгоем в классе. У него многое не получается «как у других», или он сдаёт всё последний. Начинается отторжение к учёбе, к школе. Развивается психоз.
Каково справляться с дислексией родителям
Ранее я брала деток на подготовку к школе.
Были случаи дислексии, и реакция родителей меня, мягко говоря, поражала!
Мамы делились тем, как им трудно даётся общение с ребёнком, что он их раздражает. Заниматься дома самостоятельно, с их слов, просто невозможно: ребёнок глупый и ленивый, всё время отвлекается. Родители не выдерживают и начинают орать на ребёнка.
Как помочь себе и ребёнку?
В такие моменты гнева лучше остановить занятие, иногда даже пятнадцати минут может быть достаточно для успокоения.
Не стоит пытаться скрывать свою раздражительность и продолжать учить сквозь зубы. Ребёнок начинает беспокоиться, рождается чувство страха расстроить маму и ощущение, что он не оправдывает ожидания взрослых.
Проведите несколько минут в разных комнатах, а вернувшись, обнимите и скажите, как сильно любите, и что не хотели причинить ему зла, попросите прощения. Восстановите доверие между вами.
Это как дальтонизм: есть ли смысл кричать и называть глупым ребёнка за то, что вместо синего он видит красный? Он так видит, и не знает, как может быть по-другому. Ведь в итоге мы получаем пошатнувшуюся детскую психику, заниженную самооценку и ряд побочек: в школе стресс, с друзьями проблема, а дома и того хуже.
Мы выбрали путь семейного обучения
Можно сказать, что мы пошли по пути наименьшего сопротивления: остались на семейном обучении и сдаём аттестации онлайн.
Своим опытом и лайфхаками я хотела бы поделиться с другими родителями с такими же трудностями в следующей статье.
Автор статьи: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: