В марте 2019 года иранский юрист и правозащитница Насрин Сотуде была приговорена по совокупности противоправных деяний к 38 годам тюремного заключения и 148 ударам плетью. Среди преступлений, которые вменены ей в вину, антигосударственная пропаганда, действия, несущие угрозу государственной безопасности, соучастие в коррупции, отказ носить хиджаб и призывы к другим женщинам делать так же. Однако, как утверждают иранские юристы и супруг осуждённой, ни одно из деяний Сотуде не подпадает под жесткие статьи закона, по которым её приговорили фактически к пожизненному заключению – правозащитница мирно и строго в рамках правового поля выступала за права женщин и справедливость по отношению к ним.
Недавняя история
Всего лишь меньше полувека назад Иран был светским государством и жил совершенно иной жизнью. Особенно это касалось иранских женщин – они могли свободно общаться с мужчинами, одеваться по-европейски, работать в модельном бизнесе и даже становиться секс-символами. Страной правил западно ориентированный монарх Мохаммед-Реза Пехлеви, при всех недостатках руководства которого неоспоримым остаётся тот факт, что прав и свобод у людей было несопоставимо больше, чем сегодня.
Иран шёл по пути развития и прогресса, много внимания уделялось науке, культуре и образованию, причём равно как мужчин, так и женщин. В городах молодые люди обоего пола жили активной жизнью, любили модно одеваться, слушать современную музыку, танцевать. Отец Мохаммеда-Резы Пехлеви, шах Реза Пехлеви, правивший Ираном с 1925 года, человек хорошо образованный и амбициозный, хотел видеть свою родину богатой и процветающей и понимал, что без отказа от старой модели патриархального общества, скованного религиозными догматами и традициями, не получится создать динамично работающую современную экономику в бедном аграрном оИране. В 1936 году указом Резы Пехлеви было упразднено обязательное правило ношения хиждабов для женщин и другой традиционной одежды как для женщин, так и для мужчин.
Здесь не обошлось без перегибов: женщин силой принуждали снимать платки и носить европейскую одежду, полицейским было вменено в обязанность срывать покровы прямо на улице. После этого многие боялись выходить из дома.
Мини, брюки и шорты
Сын Резы Пехлеви, будущий шах Ирана Мохаммед-Реза Пехлеви, в молодости жил и учился в Швейцарии, говорил на нескольких европейских языках, был блестяще образован, развит и с готовностью продолжил дело отца. За эти годы в Иране выросло новое молодое поколение людей, чуждое старых устоев. Многие женщины больше не боялись появляться без хиджаба, полюбили мини-юбки, брюки и шорты, стильные прически и макияж. Они охотно получали образование, изучали языки, ездили по миру. Девушки массово выходили на работу и вели жизнь, похожую на ту, какой жили их западные ровесницы.
Политика Пехлеви-младшего получила название «Белая революция», реформы затрагивали многие аспекты жизни иранского общества. Однако далеко не все они оправдали себя, ситуация в экономике была далеко не радужная, в обществе нарастал вал социально-экономических противоречий. Резкий поворот в сторону западных ценностей вызывал понимание и удовлетворение далеко не во всех слоях населения, которое в большинстве своём придерживалось патриархального уклада. Протесты оппозиции жёстко подавлялись, уровень жизни большинства граждан страны падал, в то время как правящая верхушка жила в абсолютной роскоши и не обращала внимания на процессы, происходящие в стране.
Зачем нужна революция
Рвануло в 1979-ом. Разразившаяся исламская революция снесла режим Пехлеви и поставила крест на реформах. Шахская семья оказалась вынуждена спешно покинуть страну, которая возвращалась к традиционному исламскому порядку. Одним из первых указов новой власти было разрешено сначала ношение хиджаба, потом он становится желательным предметом одежды для женщин, а совсем скоро и обязательным, причём касается это не только мусульманок, но и представительниц всех остальных конфессий и даже иностранок.
Женщинам строго запрещено появляться в мини-юбках, открытых платьях, брюках и шортах в общественных местах. Любопытно, что в ходе Исламской революции на улицы иранских городов выходили и женщины с требованиями предоставить им возможность самостоятельно решать, нужен им хиджаб или нет, ходить в брюках или в традиционной женской мусульманской одежде. Но случилось так, что народные выступления были использованы для достижения прежде всего политических целей высшего иранского духовенства.
Вперёд в прошлое
Духовным лидером Ирана и фактическим верховным правителем страны стал выходец их среды ортодоксального исламского духовенства аятолла Рухолла Хомейни. Страна, которая совсем недавно была самым «западным» государством Ближнего Востока, погрузилась в пучину мракобесия и средневековых порядков. В ней воцарилась теократическая диктатура, взявшая под тотальный контроль все стороны жизни общества – жёстко регламентируются стиль одежды, рацион питания, досуг, культура, семейная жизнь, общение людей между собой и в соцсетях и т.д.
От женских социальных свобод шахского времени не осталось и следа – все 40 лет после победы исламской революции женщины становились всё более бесправными, всесторонне уязвимыми и зависимыми от мужчин. Их права ни во что не ставятся, иранская «полиция нравов» сурово карает даже за самые незначительные нарушения. Как ни странно прозвучит на таком фоне, на преступления против половой неприкосновенности женщин полиция привычно смотрит сквозь пальцы.
Гибель Мохсы Амини
Год назад, в сентябре 2022 года, журналистка и женская активистка Нилуфар Хамди сделала достоянием гласности дичайший случай – за неправильное ношение головного платка была забита до смерти 22-летняя Мохса Амини. После оглашения этого случая Нилуфар Хамди исчезла, и о её местонахождении имеются самые противоречивые сведения. Это стало пусковым механизмом для массовых выступлений женщин по всему Ирану. Женщины разного возраста начали прилюдно срывать с головы платки, сжигать их и отрезать волосы. Всё чаще их поддерживают мужчины.
Протесты против существующего строя носят политический характер, охватили больше 30 крупных городов, включая Тегеран, и привели к гибели уже ста человек, среди которых есть даже дети. Власти не выбирают средств борьбы с собственным населением – безоружных людей разгоняют из водомётов, женщин бьют дубинками, пускают слезоточивый газ и расстреливают.