Не все славянские народы исповедуют христианство. В период господства Османской империи на Балканах некоторые из них отказались от веры своих предков и приняли ислам, что имело кардинальное влияние на их жизнь.
Балканы известны как «пороховая бочка Европы» из-за своего разнообразного этнического состава, южного темперамента и смешения турецких и славянских традиций. Все это приводило к острым конфликтам и кровопролитным войнам. Мощная Османская империя уже в XIV-XV веках поставила коренное население перед выбором: платить непосильные налоги и страдать за веру предков или принять ислам. Таким образом, часть славян стала мусульманами. В первую очередь это касалось богомилов — болгарских еретиков, и местной знати, которые не желали платить огромные налоги захватчикам. В результате возникла уникальная этнокультурная смесь, вокруг которой до сих пор ведутся серьезные споры.
Босняки
Единственные исламизированные славяне, которым удалось выделить свой статус в виде отдельной национальности и установить собственный язык, изначально считавшийся диалектом сербохорватского (хотя многие относятся к этому тезису скептически).
Турецкое влияние на территории Боснии было особенно сильным, что объясняется тем, что христианская культура распространилась здесь позднее, чем на других южнославянских землях. Поэтому процесс исламизации в этом регионе выглядел более органичным и не вызвал сильного сопротивления со стороны населения.
Босняки сейчас успешно сочетают светскость и религиозность, исламские и славянские традиции: как и у всех мусульман, у них не принято обходить молящихся спереди, есть стоя и на ходу, брать вещи и пищу левой рукой. Но в остальном они гораздо демократичнее других своих единоверцев: женщины обладают равными правами с мужчинами, могут носить свободную одежду и не закрывать лицо. Кроме того, в Боснии не возбраняется употребление алкоголя и курения.
Одним из самых известных босняков по праву считается культовый режиссёр Эмир Кустурица: правда, в 2005 году он, по собственному признанию, решил вернуться к вере предков и был крещён в православии.
Помаки
Принявшие ислам болгары (по другой, менее популярной версии — потомки тюрков). Они отличаются от всех остальных славян-мусульман тем, что говорят на болгарском языке не только с вкраплениями турецких слов, но с обилием старославянизмов. Свою исламизацию и отделение от православных соотечественников помаки восприняли отнюдь не воодушевлённо и долгое время сохраняли некоторые христианские традиции: например, ходили на Богоявление за святой водой и крестили хлеб при замешивании теста.
У местных женщин так и не прижилась чадра: вместо неё они носят косынки.
Сейчас обычаи помаков представляют собой пёстрый сплав язычества и ислама: в культуре порицаются употребление алкоголя и половые отношения до брака, обрезание мальчиков делается повсеместно, а свадьбы играют только между односельчанами. При этом сама церемония включает в себя много неожиданных моментов: во-первых, все торжества проходят только зимой, во-вторых, лицо невесты плотно покрывается белой краской, дабы уберечь её от завистливых глаз, а затем разрисовывается яркими цветами — в основном розами, что одновременно показывают как любовь к родной стране (роза—символ Болгарии), так и отдаёт дань восточным традициям, где это растение также пользуется уважением.
Торбеши
Торбеши — исламизированные в XV-XVIII македонцы, жители западной части страны, сохранившие в чистом виде свой язык (только изредка они говорят на смеси македонского и сербского). Никаких альтернативных версий их происхождения не существует; торбеши — стопроцентные славяне.
Сложность их существования кроется в неоднородном составе самой Македонии: турецкое влияние, неразрывная связь с Болгарией, присутствие огромной албанской общины.
Часть торбешей была ими ассимилирована, другая же и по сей день настаивает на уникальности своей национальной идентичности.
Кстати, их обряды очень схожи с помацкими: например, на свадьбу лицо невесты так же покрывают белыми красками, правда, сами макияж и костюмы менее пёстрые и кричащие, чем у болгар-мусульман: в них преобладают золотистые, серебристые и лазурные тона.
Горанцы — мусульманские жители южной части Косово и Метохии, говорящие на сербском или диалекте болгарского языка. В мирные времена они славились своими кондитерскими лавочками, вкусной выпечкой и уютными маленькими кофейнями, но военная операция НАТО имела трагические последствия не только для сербов, но и местных славян-мусульман, многие из которых покинули родные места, в том числе из-за обострившихся отношений с албанцами. Большинство горанцев ныне проживает в Сербии.
Черногорцы-потуреченцы
Еще одна славяно-мусульманская общность. Любопытно, что именно Черногория стала единственной страной на Балканах, лишь частично подчинявшейся Османской империи. Несмотря на то, что и в этом регионе исламизация проводилась, не менее интенсивно, чем в других, местное население неоднократно давало решительный отпор завоевателям. Так, в 1712 году в битве при Царев-Лазе 8 (по другим данным —12) тысяч черногорцев под командованием митрополита Даниила сумели разбить 60-тысячную турецкую армию, отделавшись при этом минимальными потерями.
Сейчас местные славяне-мусульмане не столь многочисленны и не имеют каких-то ярких специфических обычаев, в отличие от тех же торбешей и помаков.
The post Какие славянские народы стали мусульманами appeared first on Русская семерка.