Я люблю детективную литературу за ее многогранность, за то, что она может включать в себя хорошо проработанных персонажей, широкий спектр тонов и стилей, а также социальные комментарии — и все это в рамках динамичного сюжета. Преступление создает непосредственный конфликт: совершено зло, и кто-то пытается его искоренить и восстановить порядок. Детективная литература может включать в себя самые разные сюжеты — от «Кто украл бабушкин рецепт пирога, отмеченный наградой?» до «Как поймать серийного убийцу в маске свиньи?». Она позволяет заглянуть в темные глубины человеческой души и одновременно восхваляет лучшие стороны нашей натуры. Как жанр, это одна из самых гибких форм повествования.
При этом, когда я смотрю на детективные романы, стоящие у меня на полке, большинство из них посвящено мужчинам. В этом нет ничего плохого — Филип Марлоу у Чандлера является культовым частным сыщиком, а Аркадий Ренько у Мартина Круза Смита — мой любимый следователь в литературе. Но слишком часто женщинам в детективной литературе отводят роль роковой женщины, закадычной подруги или жертвы, нуждающейся в спасении.
В «Не возвращайся», моем первом триллере о Фолкнерах, я представляю Сюзанну Фолкнер, сестру главного героя этой книги Итана. Оба они стали жертвами жестокого вторжения в дом, которое оставило их сиротами в детстве, и в то время как Итан вырос, обзавелся работой, домом и «нормальной» жизнью, Сьюзи стала дикой и опасной девушкой. Однако в самом начале Сьюзи отказалась оставаться второстепенным персонажем, и по мере того, как я все глубже погружался в ее характер, она стала главной героиней и рассказчиком двух следующих книг серии.
Смогу ли я это сделать? Помню, как я спрашивал себя, приступая к созданию Сьюзи Фолкнер. Смогу ли я, гетеросексуальный парень средних лет, написать сильную, увлекательную, сексуально подвижную женщину в возрасте двадцати лет? К счастью, мне повезло, в моей жизни много сильных женщин, и они, а также женщины из криминальных романов, о которых пойдет речь ниже, вдохновляют меня на создание сильных, сложных и убедительных женских характеров в моей собственной художественной литературе.
Карин Слотер «Полицейские»
Slaughter K. - Cop Town
Действие этого самостоятельного романа Слотер происходит в Атланте 1970-х годов. Кейт Мерфи — новый полицейский в отделе, который недавно принял на работу женщин, но не хочет, чтобы они там работали; привлекательная блондинка усугубляет ее проблемы с притеснением. На первый взгляд Кейт кажется симпатичной богатой девушкой, играющей в полицейского, и еще до окончания первого дня работы она хочет уволиться. Но она недавно овдовела и к тому же еврейка, что еще больше закаляет ее характер и стойкость — большинство ее коллег-белокожих мужчин — женоненавистники-расисты, которые также с подозрением относятся к евреям, а по улицам города бродит убийца-полицейский с открытыми антисемитскими взглядами. Кейт получает в напарницы Мэгги Лоусон, чьи брат и дядя тоже полицейские, но при этом недовольны тем, что Мэгги хочет продолжить семейную традицию. Обеим женщинам приходится бороться с коллегами, которые презирают их присутствие, с вышеупомянутым убийцей-полицейским, а также с меняющимся социальным и культурным ландшафтом. Такие детали, как униформа, которую выдают женщинам, — все они явно великоваты, даже обувь, — придают рассказу мрачный реализм. Полицейские — это не только захватывающий триллер, но и история взросления и принятия Кейт и Мэгги как офицеров полиции, а история Кейт особенно интересна.
Джордан Харпер «Все знают»
Мэй Пруэтт — специалист по PR для элиты Лос-Анджелеса; когда у них возникают проблемы, они обращаются к ней, чтобы она решила их. Усталая от мира, Мэй понимает, что некоторые из ее клиентов - отморозки, но охотно устраняет их проблемы ради зарплаты и престижа, который приносят ее успехи. Когда ее босса убивают в результате, казалось бы, случайного нападения, Мэй начинает самостоятельное расследование и сталкивается с конгломератом личных помощников, адвокатов, продажных полицейских, посредников, влиятельных лиц в социальных сетях и головорезов из частной охраны — свитой современных богатых и влиятельных людей. Чем глубже Мэй погружается в подноготную мира, который, как ей казалось, она знала, тем больше разврата она обнаруживает, и ей приходится считаться с собственной совестью. Персонаж Мэй не сразу вызывает симпатию, но наблюдать за тем, как она осознает необходимость спасения собственной жизни, как в переносном, так и в буквальном смысле, очень увлекательно. Это захватывающая история, которая не отпускает.
Тейлор Браун «Боги Хоул-Маунтин»
Если бы Рэймонд Прайс, Чарльз Фрейзер и Кормак Маккарти написали детективный роман, действие которого происходит в Северной Каролине 1950-х годов, они, возможно, написали бы это. Главный герой, Рори Доэрти, — бутлегер, уворачивающийся от федеральных агентов и конкурирующих торговцев виски, которого преследуют воспоминания о службе во время Корейской войны, в результате которой он остался с деревянной ногой. Рори — интересный герой, но особенно выделяется его бабушка, бабушка Мэй, бывшая проститутка, ставшая народной целительницей. В атмосферном мире самогонщиков, змеиных целителей и коррумпированных шерифов бабушка Мэй — грозное существо, прокладывающее свой собственный путь в жестоком мире, не лишенном надежды. Ей принадлежат и лучшие реплики: «Отец Христа позволил ему умереть на кресте, — сказала она. Я понимаю, почему он это сделал». Она наклонилась ближе и прошептала: «Но у Христа никогда не было такой бабушки, как я».
К. Мэтью Смит «Двадцатая миля»
Дебютный роман Смита — это, на первый взгляд, триллер. Цула Уокер, специальный агент отдела расследований Службы национальных парков, получает задание расследовать дело о гибели биолога в Национальном парке Грейт-Смоки-Маунтинс. Вскоре обнаруживается злодей — Харлан Майлз, чья семья была вынуждена покинуть свои фермерские угодья в 1930-х годах, когда федеральное правительство приняло решение о создании парка. Харлан — отличный антагонист, не в последнюю очередь потому, что его претензии имеют под собой основания. Но у Цулы, представительницы племени восточных индейцев чероки, своя непростая точка зрения на землю парка, которая была отнята у ее предков. Смит исследует непростую историю парка и саму природу владения землей, и все это в напряженных рамках атмосферного триллера. Цула — свежий, динамичный персонаж, и Смит пишет ее с изяществом и силой.
Дополнительное чтение: Сильные женщины в детективной литературе
Энджелайн Булли - Дочь хранителя огня Эмили Карпентер - Девушка жимолости Тана Френч - В лесной чаще Джордан Харпер - She Rides Shotgun Jennifer Hillier - Things We Do in the Dark Джослин Джексон - Я иду искать Лори Р. Кинг - Ученица Шерлока Брайан Панович - Like Lions WILLIAMS, AMANDA KYLE - DON'T TALK TO STRANGERS Дэниэл Вудрелл - Зимняя кость
Кристофер Свон
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ