Найти тему
Версия

Ни дома, ни улицы

Ни одна из многочисленных госпрограмм, призванных снизить рост объёмов аварийного жилья, не сработала. В результате эксперты прогнозируют стремительный рост объёмов выбывающего из эксплуатации жилого фонда.

   Ни дома, ни улицы
Ни дома, ни улицы

«После 2025 года ожидается стремительное увеличение ежегодного объёма выбытий жилья, что связано с тем, что дома, возводимые в первый и второй периоды индустриального домостроения, начнут достигать условного срока предельной эксплуатации», – говорится в докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

Впрочем, отмечают исследователи, дело не только в самом факте грядущего увеличения объёмов аварийного жилья. Ключевая проблема заключается в том, что реального количества ветхих квадратных метров точно никто не знает. «Наша Версия» уже не раз рассказывала, как в попытках скрыть очевидные промахи в реализации программы по расселению ветхого жилья власти отказались от ведения объективной статистики. Аварийным жильём сегодня считается то, которое регионы включили в программы по расселению и информация о котором дошла в итоге до федерального центра.

Впрочем, даже эти доклады порой оказываются неверными. Исследователи из ИНП РАН обнаружили на сайте Росстата жалобы официальных лиц, в которых те рассказывали о сокрытии данных по аварийному жилью. «Я докладывал президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину о том, что имеющиеся сведения по жилью в России неправильные. Необходимо сделать инвентаризацию жилого фонда, чтобы наконец сказать правду: сколько у нас аварийного жилья, сколько ветхого, сколько нужно перевести из ветхого в аварийное», – заявлял на заседании общественного совета Росстата Игорь Шпектор, в те годы бывший членом наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Однако ни тогда, ни сейчас проводить инвентаризацию жилого фонда для реальной оценки объёмов аварийного жилья не стали. Более того, с 2025 года начнёт действовать обновлённая программа расселения аварийного жилья, в рамках которой планируется переселить жителей из ветхих домов, которые признаны таковыми после 2017 года. О том, что стало с предыдущей программой, когда расселяли дома, пришедшие в негодность до 2017 года, не сообщается. Власти регионов лишь ежегодно исправно отчитываются о том, что расселили ровно столько домов, сколько и планировали. А сколько домов при этом остались аварийными и к расселению не планировались, никто никогда не узнает.

В итоге о жителях нерасселённых аварийных домов становится известно только в случае совсем уже из ряда вон выходящих ЧП. Например, в декабре прошлого года в Челябинске в ходе тематического стриминга, проводимого местным отделением Объединённого народного фронта, жители пожаловались на свою ветхую пяти-

этажку на улице Мира. Прежде они не раз пытались обратить внимание властей на свой разваливающийся дом, однако расселение челябинские власти запланировали только на 2030 год. После того как жители пожаловались в ОНФ, городские власти тут же развили кипучую деятельность. Но это, напротив, только усугубило проблему. «Очевидно, так торопились отчитаться о начатой работе, что не учли вопросы безопасности и попросту разобрали целую торцевую стену с первого этажа по пятый, не обесточив дом и не расселив», – рассказал эксперт Народного фронта в Челябинской области Антон Неверов.

Подобное «расселение» объясняется не только халатностью чиновников, но и тем, что в региональных бюджетах нет денег на строительство жилья. А поскольку федеральный центр торопит, то жителям всё чаще предлагают денежные компенсации вместо новых квартир. Правда, компенсаций этих ни на какое жильё не хватит. В итоге программа по расселению превратилась в программу по выселению.

Кстати

В ближайшее время таких историй может стать больше. На прошлой неделе стало известно, что в 2023–2024 годах власти планируют отработать «новые подходы» по расселению аварийного жилья. Одним из таких «подходов» станет увеличение софинансирования программы со стороны регионов. Отметим, что сейчас региональная доля составляет 18% и далеко не все местные бюджеты могут справиться с такими расходами.

Впрочем, поскольку реальной статистики по ветхому жилью всё равно не появится, можно предположить, что в ближайшие годы мы по-прежнему будем слушать обещания о ликвидации ветхого жилья.