Каких принципов придерживались советские продавцы?

744 прочитали
Местные советские, партийные и профсоюзные организации обязаны обеспечить повседневный контроль за работой магазинов и столовых, вести решительную борьбу с нарушениями принципов советской торговли,...
Местные советские, партийные и профсоюзные организации обязаны обеспечить повседневный контроль за работой магазинов и столовых, вести решительную борьбу с нарушениями принципов советской торговли, своевременно принимать меры к устранению вскрытых недостатков в работе магазинов и столовых и добиваться систематического улучшения обслуживания населения».

Это выдержка из Постановления от 12 октября 1953 года N 2623 «О мерах дальнейшего развития советской торговли», подписанная предсовмина Георгием Маленковым и секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым.

«Советские принципы торговли» — часто встречающийся термин, который, как и в случае с соцреализмом, был больше риторической формулой, чем конкретной инструкцией. Во всяком случае, мне не удалось обнаружить соответствующий регламент или предписание. Содержание этой формулы обычно не расшифровывалось, хотя все примерно понимали, о чем идет речь.

Давайте попробуем разобраться, что такое эти самые «принципы советской торговли». Но сначала уточним, что, советская власть недолюбливала торговлю, справедливо видя в ней инструмент частного обогащения, хотя и вынуждена была мириться с ее существованием. Советским идеалом было государство-коммуна без рынка и товаро-денежных отношений. Основой экономики такого государства должна была стать планово-распределительная система, исключавшая посредника в лице торговых предприятий и тем более частных торговцев. Настаивать на создании этой системы наиболее радикальные участники победившего социал-демократического движения, в частности экономист и публицист Юрий Ларин, начали сразу после ноября 1917 года. Обострившаяся проблема голода подталкивала к тому, что было названо «продовольственная диктатура», и что мыслилось одними как временная мера, а другими как начало эры коммунизма.

21 ноября 1918 г. декрет Совета народных комиссаров «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства в целях замены частного торгового аппарата» и дополнявший его приказ Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) от 26 ноября 1918 г. «О государственной монополии на торговлю некоторыми продуктами и предметами» упразднили торговую деятельность и свободный рынок на территории РСФСР.

Вместо «рыночного хаоса» устанавливалась жесткая плановая система, а все функции по снабжению промышленности сырьем, передвижению товаров и управлению запасами целиком приняло на себя государство. Однако довольно скоро начались проблемы с обеспечением, а вслед за ними — массовые выступления рабочих, крестьян, мятежи матросов и красноармейцев Кронштадта, что, в свою очередь, послужило толчком к пересмотру проводимой политики.

После экспериментов 1918-20-х годов государство перестало видеть в торговле исключительно врага, а отмену денег перенесло на отдаленное будущее. Но от самой идеи не отказалось и приступило к строительству системы советской торговли, которая должна была стать промежуточным этапом на пути к чистому распределению. Сам факт появления профессионального праздника работников торговли 22 июля 1966 года свидетельствует, если можно так сказать, о примирении советской власти с торговлей.

Местные советские, партийные и профсоюзные организации обязаны обеспечить повседневный контроль за работой магазинов и столовых, вести решительную борьбу с нарушениями принципов советской торговли,...-2

Принципы советской, или социалистической торговли должны были подчеркивать ее отличие от торговли капиталистической. Попробуем их сформулировать, опираясь на общие требования к торговым организациям.

  1. Государственный контроль. Государство являлось собственником большинства торговых предприятий и помещений, в которых они находились, занималось поставкой товаров и оборудования, обучением персонала, формировало перспективные планы и следило за их выполнением.
  2. Удовлетворение потребностей покупателей. Считалось, что буржуазная торговля нацелена на получение прибыли собственниками предприятия, и в этом смысле интересы покупателя всегда ущемляются. Тогда как советская торговля лишена конфликта интересов.
  3. Твердые (фиксированные) цены. В этом подходе было несколько существенных плюсов для экономики. Во-первых, население чувствовало стабильность, можно было откладывать средства или планировать покупку дорогостоящего товара. Во-вторых, устойчивые цены на товары позволяли осуществлять долгосрочное планирование, которое стало главным инструментом госуправления в СССР. Власть обещала постоянно снижать цены, но на деле получалось по-разному. Например, повышение цен в 1962-м из-за инфляции вызвало народное возмущение, в том числе Новочеркасский бунт.
  4. Минимальная наценка. В идеале предполагалось, что торговля вообще не должна работать в прибыль, но только выполнять распределительную функцию. На деле, конечно, наценка была. Самая большая — на товары роскоши, типа автомобиля, минимальная — на товары массового спроса. Стоимость хлеба и ряда аналогичных продуктов обычно находилась ниже себестоимости. Так или иначе, но граждане были убеждены, что в государственной цене нет спекулятивной наценки.
  5. Честная и справедливая торговля. Предполагалось, что работник торговли не должен обманывать, обвешивать, продавать некачественное, воровать, сбывать товар по завышенным ценам и т.д. Сюда же можно добавить следование государственным предписаниям и нормативам. Для многих показателем был добросовестный отпуск продавцом в одни руки определенного количества товара (обычная мера в условиях дефицита).
Торговый зал Гастронома №1, бывшего Елисеевского магазина
Торговый зал Гастронома №1, бывшего Елисеевского магазина

Разумеется, этот принцип постоянно нарушался, примером чему множество уголовных дел, фигурантами которых становились работники торговли разных уровней. Одно из самых резонансных — «Елисеевское дело», по которому директор «Гастронома №1» Юрий Соколов, его заместитель и заведующие отделами были осуждены в 1982 году за «хищение продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничество». Соколов был расстрелян. Данное дело имело не только экономический, но и политический компонент, однако сомневаться в существовании в гастрономе хорошо налаженной подпольной торговли не приходится.

6. Требования к поведению на рабочем месте. Работники торговли обязывались сохранять помещения в чистоте, бережно относиться к оборудованию, проявлять инициативу по улучшению качества работы и обслуживания, стремиться к выполнению планов, быть вежливыми и т.д.

Таким образом, принципы советской торговли с одной стороны устанавливали личную ответственность работников торговли перед государством и покупателями, а с другой описывали торговлю как часть планово-распределительной системы. Создать такую систему в полной мере не удалось, и на протяжении всего периода существования СССР качество обслуживания хромало. Образ хамоватой продавщицы и вороватого завхоза стали типичными в советском кино. А огромное количество заведенных на представителей торговли уголовных дел (ими занимались сотрудники ОБХСС) показывает, что утопическая идея государственного распределения оказалась несостоятельной.

Но об этом мы расскажем в следующих публикациях.

Автор: Александр Ершов, к.и.н.