Найти в Дзене
Русский мир.ru

Птичья гавань

Оглавление

Обычно особо охраняемые природные территории находятся за городской чертой. Но бывают и исключения. В центре миллионного Омска, недалеко от городского аэропорта, есть совершенно удивительное место – природный парк «Птичья гавань». Здесь на пойменных озерах издавна жили птицы. Живут они и теперь, их, к счастью, не распугали ни две магистрали с интенсивным движением, ни постоянно пролетающие над парком самолеты...

Текст: Елена Мачульская, ото: Александр Бурый

С момента основания Омска в 1716 году и до конца XIX века левобережье Иртыша обозначалось на картах как «степь кочующих киргиз-кайсаков».

В апреле 1876 года Омск посетила Сибирская экспедиция директора Естественно-исторического и этнографического музея в Бремене Отто Финша, которого сопровождал известный естествоиспытатель Альфред Эдмунд Брем. В изданной позже книге «Путешествие в Западную Сибирь» они сообщали, что город населен казаками, которые, подобно древним римлянам, одинаково хорошо владеют мечом и плугом. Кроме того, казаки, конечно, охотились на здешних территориях. Места для охоты на болотную и водяную дичь в середине XIX века начинались сразу за окраиной Омска, а на гусей – верст за 20–30 от него. В то время самый лучший охотник добывал до 80–100 пар тетеревов и куропаток за осень и зиму.

На месте будущей «Птичьей гавани» прежде находилось русло Иртыша, потом из-за различных природных факторов оно сместилось. Осталась длинная замкнутая протока – речка Замарайка, названная так из-за топких берегов. Эта территория числилась за Сибирским казачьим войском в качестве юртового надела. Позже здесь проложили дороги, соединившие городскую паромную переправу с заречными селениями, а земли вокруг Замарайки использовали в качестве пастбищ и огородов.

Чайки-хохотуньи устраивают для посетителей парка настоящее "авиашоу"
Чайки-хохотуньи устраивают для посетителей парка настоящее "авиашоу"

В 1959 году возводится дамба автомобильного моста через Иртыш. В результате на месте Замарайки возникло большое мелководное озеро, которое быстро заселили птицы – лысухи, утки и чомги. Постепенно уровень воды в озере снизился, и на его месте появились три отдельных водоема. В 1975–1977 годах на озерах провели первые научные исследования. Было установлено, что здесь постоянно обитает и встречается на весеннем и осеннем пролетах более полутора сотен видов птиц.

В 1979 году уникальному природному объекту было дано название «Птичья гавань». Тогда же он получил природоохранный паспорт и статус памятника природы областного значения – первого в Омской области.

Но из-за развития транспортной и дорожной инфраструктуры города «Птичья гавань» стала мелеть. Поэтому в 2011 году здесь построили насосную станцию, необходимую для поддержания уровня воды в водоемах. Дно озер углубили. А еще в парке высадили ели, сосны, рябины, березы, липы, яблони, пирамидальный тополь и клен.

«Две трети территории парка – 70 гектаров из 112 – занимает водоем: три озера, соединенные обводным каналом. Поэтому мы парк относим к водно-болотным угодьям, то есть к территориям, где жизнь и обитание животных зависит в первую очередь от воды, – рассказывает начальник отдела научно-исследовательской деятельности и функционирования ООПТ «Природный парк «Птичья гавань» Ирина Швидко. – В 2006 году случился сильный пожар, огонь перекинулся на тростник и погибло очень много птиц. После этого было принято решение прорыть обводной канал, чтобы устранить опасность пожаров».

Таких парков, находящихся в крупных промышленных городах, в мире всего три: в Нью-Йорке, Омске и Иркутске. Последний открылся два года назад и тоже был назван «Птичьей гаванью».

БЕСПОКОЙНЫЕ ЧАЙКИ И ТИХИЕ ОБЫВАТЕЛИ

На первый взгляд парк кажется почти пустым, лишь чайки кружат в небе. Но это обманчивое впечатление. По подсчетам орнитологов, в «Птичьей гавани» постоянно обитает около 3 тысяч птиц. Тростники очень густо заселены, но, чтобы увидеть их обитателей, нужно повнимательней присмотреться. К тому же «птичье» время – утро и вечер. Днем можно увидеть гораздо меньше птиц.

Самые многочисленные обитатели парка – чайки и утки. Одни всегда на виду, а других еще нужно суметь отыскать. «Чайка – птица заметная, всегда в центре внимания, а утки не любят показываться на глаза, – поясняет Ирина Швидко. – Потому часто кажется, что на водоеме одни чайки, но в тростнике прячутся утки, чирки, лысухи, поганки – все они стараются быть ближе к укрытию».

Утром с озер слышен жуткий инфернальный хохот. Это «разговаривают» чайки-хохотуньи. Второй преобладающий вид – озерные чайки, которых еще называют «озерки», – столь эффектно о себе не заявляет. «Хохотуньи прилетают самыми первыми и занимают территорию в то время, когда на озере еще даже не сошел лед. Животные метят свой участок. Птицы же принадлежность территории обозначают криком. Озерная чайка прилетает чуть позже и тоже начинает искать себе место. Они кричат друг на друга, устраивают своеобразные воздушные бои – одна налетает на другую, обозначает, что территория занята. Чаще всего колония хохотуний гнездится у нас на острове, а по периметру, в тростниках, селятся озерные чайки», – рассказывает Ирина Анатольевна.

Вода тоже поделена, и если в границы одного вида заплывет птенец другого, старшие чайки налетают на него и пытаются оттеснить.

Уток в тростниках видимо-невидимо
Уток в тростниках видимо-невидимо

Улетают с водоема чайки тоже самыми первыми: птенцы растут, им требуется больше места, и они уходят на большую воду – перемещаются на Иртыш. А оттуда начинаются дальние путешествия птиц. «Чайку, окольцованную у нас в 2013 году, в 2016-м наблюдали в Индии на полуострове Кундапур», – говорит орнитолог.

Любопытно, что многие виды утиных стараются строить свои гнезда возле колонии чаек, потому что чайки – лучшие охранники. При малейшей угрозе чайка подает голос и предупреждает остальных об опасности. А некоторых потенциальных агрессоров они вполне могут прогнать. Ведь хохотунья – птица серьезная: большая, с внушительным клювом, размах крыльев достигает 130–158 сантиметров.

В отличие от чаек утки более спокойные. Объясняется такая разница птичьих характеров просто. Чайка легче поднимается с воды, может очень хорошо и планировать, и пикировать. Утка хорошо ныряет, но взлетает тяжеловато. «Утка, конечно, может и ущипнуть другую птицу, и чужое семейство от своего выводка отогнать, но маневренность в полете у нее меньше, чем у чайки, поэтому и поведение другое», – поясняет Ирина Анатольевна.

Чтобы посмотреть на уток, нужно дойти до смотровой площадки в зарослях тростника. Вот утка с подросшими утятами плавает в озере. Кстати, птенцы утки очень быстро взрослеют: за два месяца вырастают до размеров взрослой птицы и готовы уже лететь на зимовку.

Вот утка быстро опускает голову в воду – «рыбачит». Утки питаются мелкими беспозвоночными, водной растительностью, а еще очень любят зерно, здесь для них специально сеют кормовые поля. Другие утки на берегу наводят красоту – расчесывают перышки клювом. Становится видно фиолетовое зеркальце – «визитка» кряквы (зеркальце – контрастное, часто блестящее поле вдоль заднего крыла уток. – Прим. ред.). «Все птицы поддерживают в порядке свой перьевой покров, а уткам это особенно необходимо – они покрывают свои перышки слоем секрета, который вырабатывает копчиковая железа, поэтому вода с перьев просто стекает», – поясняет Ирина Анатольевна. Иными словами, утки в буквальном смысле выходят сухими из воды.

Бывают в "Птичьей гавани" и сороки
Бывают в "Птичьей гавани" и сороки

ЛАСТОЧКИ, СТРИЖИ И ЖИВЫЕ «ПАРОХОДИКИ»

На некотором расстоянии от уток, как балерина на сцене, плавно скользит по воде красивая птица с хохолком и неблагозвучным названием «поганка». Так ее в свое время прозвали охотники – за то, что мясо птицы пахнет тиной. Это большая поганка – чомга. Еще в парке обитают черношейная, серощекая и красношейная поганки. Последняя внесена в Красную книгу Российской Федерации.

Поганки – птицы интересные. Например, они устраивают плавучие гнезда. «Если уткам и чайкам нужны для гнездования какие-то сухие участки, то поганка просто натаскивает водную растительность и откладывает туда яйца. Мы можем видеть в воде невзрачный комок перегнивших водных растений, но на самом деле это гнездо, в котором сохраняется тепло за счет того, что растения преют. Получается своеобразный инкубатор», – поясняет Ирина Швидко. Птенцы поганки, полосатые как бурундучки, могут плавать сразу после того, как вылупились, однако предпочитают кататься у мамы на спине. Они постепенно адаптируются к водной стихии, но в случае опасности торопятся залезть на спинку к родителям, спрятаться – видно только головки. Так что в конце июня – начале июля по озерам «Птичьей гавани» плавают живые «пароходики».

Поганки очень хорошо ныряют и долго могут находиться под водой. Но прежде, чем взлететь, поганка должна «взять разбег» – разогнаться. Часто они очень низко летят над водой и только потом поднимаются в воздух. Зато в воде им нет равных, особенно когда они устраивают брачные танцы. Можно залюбоваться тем, как самец поганки выплясывает перед самкой – это напоминает выступления фигуристов. Не сравнить с ухаживаниями «соседей». Чайки – ребята простые, они приносят предмету симпатии что-нибудь вкусненькое. Утки друг за дружкой плавают – на одну самку обычно приходится четыре-пять кавалеров...

-5

В небе над «Птичьей гаванью» носятся ласточки и стрижи. Причем настолько стремительно, что наблюдающих за ними орнитологов выручает только фотоаппарат. «Стрижа от ласточки можно отличить по полету и по размаху крыльев – у стрижа они как серп. Но помимо деревенской ласточки в природный парк залетают еще и городские, и ласточки-береговушки, их в полете не различить. Потому мы проводим фотофиксацию и затем, обрабатывая материалы обхода, можем определить, что же это за ласточка», – продолжает рассказ Ирина Швидко. А вот со стрижами вопросов не возникает: здесь обитает только черный стриж.

ТЕ, КОГО НЕ ВИДНО

10 из 77 видов птиц, занесенных в Красную книгу Омской области, можно встретить на территории парка. Но всех здешних обитателей даже орнитологи не всегда «знают в лицо». «Птицы – тема неисчерпаемая, мы постоянно находим что-то новое. Изначально, когда территорию признали особо охраняемой, здесь насчитали 155 видов. В 2012–2013 годах ученые проводили новое исследование и насчитали около 80 видов. В 2016 году в штатную структуру учреждения ввели научный отдел, появилась возможность проводить более тщательный мониторинг, орнитологи делали обходы территории раз в 15 дней, а в период миграции ежедневно. В 2016–2021 годах мы насчитали около 105 видов птиц, – объясняет Ирина Швидко. – Занимаясь со студентами исследовательскими работами, мы проводили тейпирование: ставили сетки для ловли птиц, через каждый час студенты их проверяли. И нам попались птички, которые бывают здесь без нас. Например, козодой, которого просто так не увидишь».

Выяснилось, что обитают здесь и болотные совы, вьющие гнезда в тростниках. Болотная сова – птица универсальная, она может охотиться не только в темное время суток, но и днем.

Если повезет, можно увидеть малиновую с проседью птицу под названием «урагус» или длиннохвостый снегирь, она же длиннохвостая чечевица. Еще одна яркая птица с необычной бело-голубой окраской – белая лазоревка, или князек. Голосок у нее необычный – она выводит очень мелодичные трели.

Квартируют здесь и птицы высокого полета. «Мы отмечали гнездование ястреба-перепелятника, видели выводок. В этом году у нас, возможно, гнездилась пустельга, потому что долго мы ее видели на определенном участке. Но там высокие деревья, крона пышная, гнезда не рассмотреть», – рассказывает Ирина Швидко.

А вот похожую на воробушка небольшую пеструю птичку под названием «обыкновенный сверчок» – ее голос напоминает громкий стрекот кузнечика – проще услышать, чем увидеть. Она прячется в густой траве.

Маленькую птичку камышовку трудно отыскать в тростниках. А вот зимородок – яркая птица, она сидит над водой на ветке либо на тростнике и ловит проплывающих рыбок. К себе не подпускает, улетает мгновенно.

С животными – та же история. На территории парка водятся не только мышки, но и норки, горностаи, ласки, зайцы и хомяки. А в воде плавают ондатры. Но все они предпочитают не показываться людям на глаза. «Когда мы проводим зимние обходы, мы лишь фиксируем их следы. Ласка – мелкий зверек длиной 20–25 сантиметров, горностаи побольше. Горностаев мы вычислили по размеру следов, оставленных на снегу, лично ни разу не встречали, – говорит Ирина Анатольевна. – Зимой норка сначала просто появлялась в парке, потом мы ее и в летний период фиксировали с детенышами. Прижилась».

Озерная чайка не боится никого и ничего
Озерная чайка не боится никого и ничего

ПТИЦЫ И ЛЮДИ

Территория парка разделена на четыре зоны: заповедную, познавательного туризма и экскурсий, рекреационную и хозяйственную. Кроме того, в парке есть детский экологический центр, небольшой музей, несколько смотровых площадок, экотропа «По следам пернатых» длиной 1,5 километра с интересными стендами. На них размещена информация о том, какие животные здесь обитают, чем отличаются птичьи лапы и клювы, а также можно узнать интересные факты о птицах...

Посетить парк могут все желающие. Но, к сожалению, далеко не все понимают, чем природный парк отличается от парка развлечений. «Нередко даже те, кто приходят на экскурсию, спрашивают: а где у вас птицы, где животные? Ну не можем мы кого-то на заказ посадить и показать... Мы стараемся объяснять, что надо вести себя потише – птицы боятся громких звуков. И нельзя, допустим, искать горихвостку у водоема – не водится она там, – объясняет Ирина Анатольевна. – Были случаи, когда мы людей с мангалами отсюда выпроваживали. Каждый считает, что, если он здесь мясо пожарит, ничего не случится. Но посторонние запахи, суета, громкая музыка негативно сказываются на обитателях парка. Сегодня вот наблюдали, как гражданин курит среди тростника, а это категорически запрещено: брошенный окурок может привести к катастрофе, тростник вспыхивает как порох».

Есть еще одна проблема: люди очень любят кормить птичек. «Кормят птичек, естественно, хлебушком. Ну и как кормят? Вот насыпали кучу, а если шел с крупой – килограмм крупы высыпал. Мы стараемся устранять эти несанкционированные кормовые участки, особенно если это хлеб. Организм животных не приспособлен к еде человека. Хлеб – это клейковина, она плохо усваивается, может образоваться закупорка кишечника, и птица погибнет», – поясняет орнитолог.

Но есть среди гостей парка и люди увлеченные, которым интересна особо охраняемая природная территория. Некоторые весной интересуются у сотрудников: все ли птицы прилетели, все ли в порядке?

Самые благодарные посетители – дети. Вот автобус привез на экскурсию ребятишек из детского сада. На часах без десяти десять.

– На дереве сидит птичка. Как думаете, как называется? – спрашивает гид.

– Ворон, – дружно отвечают ребятишки.

– Это грачи. Похожи на воронов, но поменьше, – поясняет сопровождающий.

А вот сороку дети узнали сразу.

Малыши машут пролетающим в небе ласточкам и чайкам: «Привет!» Потом здороваются с утками. Заодно узнают, что цветы растут не только на земле, но и в воде – в озере цветет пузырчатка.

На открытом пространстве рядом с водой дышится совсем по-другому. «Смотрите, цапли летят!» – кричит кто-то. До 2018 года цапли гнездились в «Птичьей гавани», но теперь они сюда только прилетают. Территория открытая, Омская крепость напротив, и, когда там проходят празднества, здесь все слышно. Это отпугивает цапель.

Над волнами трав проносятся черные стрижи
Над волнами трав проносятся черные стрижи

Дети с восторгом наблюдают за утками, вышедшими погреться на солнышке. Рядом прогуливаются голуби, которые, похоже, влезут в любой коллектив.

В конце экскурсии ребятишки поднялись на смотровую вышку, сделанную как настоящий маяк – с нее открывается красивый вид. Впечатлений – бездна!

Для того чтобы поддерживать экосистему в устойчивом состоянии, сотрудники парка постоянно наблюдают за численностью обитателей, их видовым составом, за состоянием растений, проводят мониторинг уровня воды в водоемах. «В годы, когда уровень воды опускается, мы можем его повысить, перекачивая воду из Иртыша. Два года назад у нас уровень воды был низкий и на водоеме появились отмели, что позволило здесь гнездиться таким краснокнижным видам, как ходулочник. Мы также зафиксировали большого кроншнепа, шилоклювку, куликов было очень много в тот год. Но в этом году мы уровень воды повысили, потому что он все-таки не может опуститься ниже определенной отметки – погибнут околоводные растения, акватория озера уменьшится, начнет гибнуть рыба, – поясняет Ирина Швидко. – С берега не оценить состояние внутренней части тростника, поэтому мы периодически плаваем на лодке. Доводилось вытаскивать из воды рыболовные сети, рыбу выпускали обратно в озеро. Но в основном мы собираем мусор».

ТРАНЗИТНАЯ БАЗА И ПТИЧИЙ КУРОРТ

«Птичья гавань» находится на очень оживленной воздушной трассе – на одном из основных путей перелета птиц через всю Западную Сибирь к местам зимовки. Кстати, как выяснилось, птицы улетают в теплые края вовсе не из-за холодов. «Птицы предпочитают улетать на зимовку, когда становится меньше корма. Холод и непогода, снег и дождь им не так уж и страшны. Можно сказать, что птица готова переносить любые морозы, лишь бы было чем питаться», – говорит Ирина Швидко.

Смотровая вышка-"маяк" прекрасно дополняет приречные пейзажи
Смотровая вышка-"маяк" прекрасно дополняет приречные пейзажи

Весной и осенью парк превращается в своеобразную транзитную базу. Осенью на здешних озерах уток столько, что воды не видно: к местным обитателям – а в «Птичьей гавани» обитает 10 видов утиных – добавляется немало «транзитников».

«В период осенней миграции, когда птицы летят с севера на юг и останавливаются здесь, мы насчитываем до 300 и более особей лысухи. У нас один плёс может быть, допустим, весь черный – темное пятно и только белые клювики – значит, лысуха прилетела, – рассказывает Ирина Швидко. – Через территорию нашего природного парка проходят миграционные пути многих видов птиц. Здесь бывает орлан-белохвост, размах крыльев которого достигает 2,5 метра, белые цапли, занесенные в Красную книгу... В 2021 году у нас останавливались розовые пеликаны – шесть особей. Они летели с зимовки к местам гнездования в Казахстане, в непогоду выбились из сил и решили отдохнуть. За три недели они полностью восстановились и улетели, пеликан – крупная птица и для гнездования предпочитает более глубокие водоемы». Так что здесь еще и своеобразный птичий курорт.

Во время перелетов в парке отдыхают также лебедь-кликун и лебедь-шипун. «Более месяца мы наблюдали пару лебедей-шипунов, надеялись, что они загнездятся, но наступило 9 Мая, напротив парка – салют. На следующий день лебеди улетели. Даже в парке народ умудряется иногда запускать салюты, это очень пугает птиц», – сетует Ирина Анатольевна.

А вот к пролетающим над парком самолетам обитатели «Птичьей гавани» относятся спокойно. «Птицы, которые постоянно здесь обитают, привыкают к этому шуму и не воспринимают его как опасность, потому что после этого не происходит ничего необычного. Можно наблюдать, что, когда самолеты пролетают над водоемом, птица даже не поднимается в воздух», – поясняет орнитолог.