Найти тему

Неисправимый романтик Франк Дюваль. Часть 1. Начало творческой карьеры. Дюваль – поп-звезда.

Есть музыкальные исполнители, чья известность совершенно не коррелирует с их вкладом в музыкальную культуру. Например, шумные участники группы «Секс пистолз» Сид Вишес и Джонни Роттен вошли в историю, но в реальности музыкальный выхлоп от их деятельности был почти нулевой. Есть немало достойных музыкантов, которым слушатели и пресса воздали по заслугам, но не так уж редко встречаются выдающиеся деятели музыкальной индустрии, которые не получили должного общественного признания.

Одной из таких фигур является немецкий композитор и исполнитель Франк Дюваль (Frank Duval).

Если говорить о странах бывшего СССР, то на рубеже 80-х-90-х Дюваль был широко известным исполнителем, но в узких кругах. В пору всеобщего увлечения советской молодежью европейской поп-музыкой, мода на которую пришла в середине 80-х годов, Дюваль обретался где-то во втором, а может и третьем эшелоне звезд европейской эстрады (в первом у нас были Modern talking, Bad boys blue, C.C.Catch, Sandra, Scorpions).

-2

Быть может, он был более популярен в родной Германии и немецкоязычных странах? Действительно, в первой половине 80-х его альбомы и синглы регулярно попадали в хит-парады, но Франк не сумел стать большой звездой и в Европе. В Германии, Австрии и ряде стран северной Европы он был весьма известным исполнителем, а во Франции, Италии и англоязычных странах про него знать не знали.

Я понимаю, почему немец, поющий на английском, не получил признания в Британии, США и других англоязычных странах. Для европейских исполнителей это обычное дело. Меня удивляет другое.

В первую очередь Дюваль не певец, а композитор, на счету которого множество инструментальных шедевров, понятных в любой стране.

Но, несмотря на массу запоминающихся композиций, вполне сравнимых с самыми популярными мелодиями итальянца Эннио Морриконе и хитом «The Lonely Shepherd» Джеймса Ласта, мелодии Дюваля не сделали его мировой знаменитостью.

Обложка сингла Frank Duval - Kalina Maloyer "Time For Lovers" (1985)
Обложка сингла Frank Duval - Kalina Maloyer "Time For Lovers" (1985)

Я – давний почитатель творчества Франка Дюваля, с тридцатилетним стажем. Для меня он не просто один из самых выдающихся композиторов 20 века – автор «Love», «Todesengel», «Dream-Machine» и «It was Love», но и настоящий король романтики.

Здесь следует оговориться, что я использую термин «романтика» в его современном понимании, как мечтательно-созерцательное отношение к жизни, связанное с идеализацией реальности. Романтик живет мечтами, стараясь не обращать внимания на грубую реальность нашей жизни. Если говорить о музыке, то романтика очень тесно связана с любовной тематикой. Песни о любви – это самая значительная часть той музыки, которую мы считаем романтичной.

Не секрет, что о любви поют во всем мире. Практически нет такого исполнителя, который не обращался бы к этой теме, а у многих она – главная в их творчестве. В позднем СССР общепризнанными звездами этого жанра были Элтон Джон, Стив Уандер, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Хулио Иглесиас, Демис Руссос, Крис де Бург, Тото Кутуньо…

На фоне таких заслуженных людей выделиться нелегко. А стать настоящим королем романтики (пусть и в моих глазах) - тем более. Задача еще более усложняется, если ты немец, родившийся в Третьем рейхе. И она представляется вовсе невозможной, если у тебя нет голоса, а тебе надо, чтобы тебя заметили на фоне Иглесиаса и Руссоса..

С чем у нас ассоциируется Третий рейх? - Со свастикой, факельными ночными шествиями, монументальной имперской архитектурой, зигой, «Барбароссой», идиотскими усиками, «тиграми» и «фоке-вульфами». Романтика и Третий рейх – понятия несовместимые. Да и не только в рейхе дело. Германцы в принципе с романтикой не дружат. Они дружат с маршевой музыкой, металлом и индастриалом.

Юный Франк со своей сестренкой Марией
Юный Франк со своей сестренкой Марией

Франк Дюваль увидел свет в столице Третьего рейха 22 ноября 1940 года, в начале Второй мировой войны. Звали его тогда Франк Уве Патц (Дюваль – это псевдоним, который он взял, когда начал петь в дуэте с сестрой Иной-Марией Дюваль).

Формально он из семьи породистых немцев, но несколько столетий назад его предки были французскими гугенотами, которые эмигрировали в Германию. Вероятно, именно хорошая наследственность позволила Дювалю в будущем стать неисправимым романтиком среди марширующих тевтонов.

Родиться в Берлине в начале войны было не самым правильным решением, поскольку через несколько лет город оказался в руинах. Но Франк выжил и после войны продолжил жить в родном Берлине – в той его части, которая обращена к западу. Там он и начал свою многогранную творческую карьеру.

В юности Франк решил, что имя Франко идет ему больше
В юности Франк решил, что имя Франко идет ему больше

Еще подростком Дюваль стал играть в театре, с 1958 по 1962 год он пел в дуэте с младшей сестрой (их дуэт «Мария и Франко Дюваль» выпустил более десятка синглов, которые вряд ли понравятся поклонникам музыки Дюваля), снимался в кино, играл на сцене в мюзиклах, а позднее стал писать музыку для радиопостановок и ряда немецких исполнителей (включая свою первую жену - актрису и певицу Карин Хюбнер).

Франк с сестрой
Франк с сестрой

Обложки пластинок первой жены Дюваля - Карин Хюбнер
Обложки пластинок первой жены Дюваля - Карин Хюбнер

Фундамент для успеха на международном уровне композитор Дюваль заложил в 1970-е, когда он занимался сочинением музыки для популярных западногерманских криминальных сериалов: «Tatort» («Место преступления»), «Der Alte» («Старик» или «Инспектор Кресс») и «Derrick».

-8

Именно композиции из 2-х последних сериалов вошли в первый сольный альбом Франка, который назывался очень просто и скромно: «Die Schonsten melodien aus Derrick und der Alte» («Самые красивые мелодии из сериалов «Деррик» и «Старик»).

7 композиций на диске – это мелодии из «Деррика», 4 – из «Старика». На первой пластинке Дюваля только инструментальные композиции, но они настолько хороши, что слова здесь излишни.

Выделю 4 шедевра: «Love» (композиция выходила ранее в виде сингла в 1977 году) – это мелодия из сериала «Деррик», эпизод № 38 «Inkasso» (1977); «Todesengel» («Деррик», эпизод № 64 «Todesengel» (1979); «Me to you» (снова «Деррик», эпизод № 40 «Der Fotograf», 1978); «Ballade pour Adeline» («Старик»; это единственная композиция на диске, сочиненная не Дювалем).

Альбом с мелодиями, которыми бы мог гордиться сам Морриконе, в мире музыки остался практически незамеченным (кстати, у самого Эннио в тот период был длительный творческий кризис, и он ничего подобного написать не мог). Диск издавался только в Германии, но даже там не попал в чарты. Лишь в холодной Норвегии пластинка засветилась в хит-параде на пару недель.

-9

Лучше был принят сингл Дюваля с композицией «Todesengel», который все-таки заметили в Германии, а в Швейцарии он достиг 1-го места в хит-параде.

-10

Второй альбом «Angel of Mine» Дюваль выпустил в 1981 году. На нем уже были песни в его исполнении, но встречались и чисто инструментальные композиции. В дальнейшем все его альбомы будут компилироваться по такому же принципу.

Наиболее популярной песней со второй пластинки стала одноименная «Angel of Mine» («Мой ангел») из саундтрека к очередному эпизоду сериала «Деррик».

Содержание песни формально является обращением к ангелу за помощью. Но кто этот ангел? Парень в белом и с крыльями? Не уверен. Под ангелом можно понимать и женщину.

Калина и Франк
Калина и Франк

Тем более, что текст написан дамой сердца Дюваля – Калиной Малойер, его второй женой, которая сочинила тексты на английском для всех песен альбома.

Калина родилась в Словакии (ориентировочно во время войны или сразу после нее), имя у нее имеет славянские корни, но, судя по всему, она из немецкой семьи, поскольку свое детство провела в Мюнхене. Вполне вероятно, ее родители бежали в Западную Германию после Второй мировой войны, когда несколько миллионов немцев были изгнаны из вновь образованной Чехословакии.

-12

Калина – не просто автор текстов и домохозяйка. Она считается музой Дюваля. Все его достижения как композитора относятся к «периоду Малойер». Вполне резонно предположить, что под ангелом Калина имела в виду себя и именно к ней обращается Дюваль: «ангел мой, помоги мне летать, помоги мне прикоснуться к небу, помоги мне найти мою жизнь, ангел мой, покажи мне свет…». И она помогла и показала. Некоторые женщины это могут. Но не все. Да чего греха таить – мало кто, к сожалению…

Помимо «Angel of Mine», на альбоме выделяются 2 инструментальные композиции: «Autumn Dreams» и «Song of Theben».

Обложка пластинки «Angel of Mine»
Обложка пластинки «Angel of Mine»

Вторую пластинку Дюваля уже заметили в Западной Германии (она достигала 22 позиции в чартах), а в Австрии и Норвегии Дювалю удалось занять 1-е место в национальных хит-парадах.

Но главный успех выпал на долю сингла, на котором были записаны «Angel of Mine» и «Song of Theben». Сингл достиг 1-го места в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии, 2-е в Бельгии. Это был почти общеевропейский успех, который, к сожалению, не распространился на средиземноморские страны.

Как я понимаю, виной тому исключительно местечковое издание диска. Его печатали только в Германии. Из зарубежных музыкальных издательств лишь японцы заинтересовались музыкой Дюваля, и в 1982 году выпустили сингл «Angel of Mine».

Как бы то ни было, но в Германии и ряде соседних стран Дюваль стал звездой и до середины 80-х все его пластинки пользовались спросом в северной Европе. На родине наиболее успешными были сборник «Face to face» (1982) с парой новых песен и оригинальный альбом «If I could fly away» («Если бы мог улететь», 1983). Первый достиг в немецких чартах 7-й позиции, а вторая пластинка добиралась до 3-го места.

Сингл «Give me your Love» (1983) с песней со второго диска стал № 1 в Австрии и № 2 в Германии (эта песня прозвучала в немецком сериале «Наши лучшие годы»). Но меня эта композиция не сильно впечатляет. Для Дюваля это проходная композиция. В музыкальном плане на диске «If I could fly away» интереснее десятиминутная «Back to Eternity».

Чтобы понимать, каков был уровень популярности Дюваля на родине в начале 80-х, уместно сравнить его достижения в хит-парадах с теми, которые были на счету других хорошо известных в СССР/России исполнителей и групп. Дебютировавший чуть позднее Modern Talking был явно популярнее Дюваля и продержался на звездном небосклоне дольше, Сандра и Фалько были звездами примерно того же уровня, что и Франк, а вот C.C.Catch и Bad boys blue несколько уступали Дювалю по тиражам пластинок и синглов.

-14

Тем большую загадку для меня представляет дальнейшая музыкальная карьера Дюваля. К середине 80-х он вполне раскрутился как музыкальный исполнитель, его знали не только в Германии, но и ряде стран Европы, но когда Франк начал выпускать свои лучшие альбомы, его дела на рынке стали идти все хуже и хуже!

-15

В музыкальном плане диск «Living like a Cry» (1984) – настоящий шедевр. Такие вещи как «Alaya», «Dream-Machine» и «Time for Angels» можно слушать бесконечно. Но странное дело, европейские слушатели, которые еще недавно раскупали «Angel of Mine» как горячие пирожки, отнеслись к пластинке прохладно.

Чуть лучше альбома пошел в Германии сингл «Ways» (возможно, потому что он ранее прозвучал в сериале «Деррик», эпизод № 106 (1983).

В этом клипе песня «Alaya» длится 3.26, но на альбоме ее продолжительность 6 минут.

Следующий альбом «Time for Lovers» (1985) оказался ничуть не хуже предыдущего (на нем были шедевры «Lord», «Out of seasons», «It was Love», «Time for Lovers»), но публика фыркнула, не стала к нему прислушиваться и переключилась на «братца Луи» сладкоголосого Томаса Андерса…