Найти тему
ИндияСвами

Измерение любви: значение сердца в индуизме

Оглавление

Для многих людей сердце — это просто орган, который перекачивает кровь к различным частям тела и поддерживает ее жизнь. Для некоторых - это символ любви. Но физическая любовь, которую мы испытываем, обычно окрашена желанием, и ее источником, как считается в различных эзотерических учениях, являются нижние чакры. Наша любовь возрастает настолько, насколько мы возвышаем свои мысли и очищаем свои разум и тело. Когда любовь выходит из Сердца, она становится чистой, бескорыстной, дающей, прощающей. Безусловной, а значит освобождающей.

Индийский исследователь Упанишад Джаярам В рассказывает о том, как понимают Сердце в индуизме.

Пять измерений сердца

Пять тель человека согласно Упанишадам. Фото inteq-bau.ru
Пять тель человека согласно Упанишадам. Фото inteq-bau.ru

В индуизме сердце имеет большое значение и как место, где покоится душа, и как место обитания Атмана (и Брахмана). Это центр жизни. И как центр всех движений наших мыслей, действий и чувств, оно имеет следующие пять измерений.

  1. В физическом теле сердце — это божество, в котором обитает душа. Оно имеет пять отверстий, через которые питает органы праной и поддерживает их жизнь. В индуизме считается, что сердце также играет важную роль в деторождении, поскольку часть его энергии уходит на образование ретас (мужского семени).
  2. В теле дыхания (праническом теле) сердце — это пещера, в которую душа спускается в момент смерти вместе с дыханием. В нем есть сотни или тысячи артерий, называемых хита (средство), по которым течет энергия (прана). Через один из них душа путешествует к макушке головы и оттуда уходит в срединное пространство (антарикшам), или пространство между небом и землей.
  3. В ментальном теле за все ваши мысли и эмоции, а также за различные состояния сознания отвечает сам ум. Поскольку во время сна душа покоится в сердце, она также является источником наших сновидений и состояния глубокого сна.

    В «Йога-сутрах» говорится, что благодаря концентрации и медитации (самьяма) на сердце достигается познание сознания (читта-самвит).
  4. В теле разума сердце - это связующее звено, которое открывает нам глаза на истины нашего существования и помогает отличать истину от иллюзий и невежества, которым мы подвержены. Поскольку Высшее Я находится в сердце, оно разделяет его сущностную природу, то есть разум.
  5. На высшем уровне, в теле блаженства, как обители Самости, сердце отвечает за наш опыт самопоглощения и блаженства, за пределами любой двойственности и заблуждений. Это происходит, когда мы уводим свои чувства в свой ум, свой ум в свой разум, а свой разум в Высшее Я, которое является источником всего этого.

Таким образом, сердце имеет множество измерений в макрокосме и микрокосме Божьего творения. В космосе сердце — это место, где находится Брахман как центр и опора всего существования. Единственный способ войти в него — через сердце Брахмана, что возможно только в том случае, если человек соединит свое сердце с его сердцем через долг (дхарму), знание, преданность, самоотдачу, служение, отождествление с Ним, жертвенность и молчание.

Сердце как место божественной любви

Лотос сердце - место пребывания Всего. Изображение: hinduismtoday.com
Лотос сердце - место пребывания Всего. Изображение: hinduismtoday.com

Согласно индуизму, сердце является связующим звеном между небом и землей. Именно оно помогает нам испытывать любовь Бога, выражать свою любовь к нему, а также входить в состояние медитации и сна.

Это тайная пещера в нашем теле, где мы лицом к лицу сталкиваемся с самой тайной своего существования.

Нарада Бхакти Сутры заявляют, что Бог имеет форму Любви и вечного блаженства, как и Высшее Я. Тот, кто достигает этого, становится вечным и блаженным. Мы не испытываем любви к Самости, потому что мы отрезаны от нее нашими собственными иллюзиями и двойственностью. Любовь Ишвары, проявленного Бога и Господа Вселенной, исходящая из его сердца, лишена двойственности и объекта, подобна бесконечному океану любви, в котором больше ничего не существует.

Если в нашем сердце нет любви, мы не можем испытать любовь Бога или, если уж на то пошло, любовь кого-либо еще. На самом низком уровне сердце проявляется как желание, на промежуточном уровне — как любовь и сострадание, а на высшем уровне — как преданность, блаженство и безусловная любовь.

Смысл и значение

Санскритское слово «сердце» — хрид или хридайам, что обычно переводится как ум, душа, сердце, грудь.

Это слово также используется для обозначения эмоционального состояния любви, привязанности или сущности вещей. Поскольку оно имеет духовное и философское значение, оно также используется в сочетании с другими словами в качестве эпитетов богов или для обозначения определенных физических или психических состояний.

Например, Шива имеет эпитет Хридаянатх, владыка сердца, а Парвати, Хридайешвари, богиня сердца.

В слове хрдайам два корня: хр+удайам. «Хр» означает любые побудительные эмоции, такие как гнев, страх или вина, а «удайам» означает рассвет. Таким образом, кажется, что слово хридайам имеет непреднамеренное или случайное значение как место или причину эмоций.

Шива имеет эпитет Хридаянатх - владыка сердца. Изображение - YouTube
Шива имеет эпитет Хридаянатх - владыка сердца. Изображение - YouTube

Описания сердца в Упанишадах

Сердце упоминается в Упанишадах как внутренний орган, и главным образом как место, где присутствует Высшее Я или где Высшее Я собирает дыхание перед тем, как покинуть тело. Очень редко его классифицируют как орган, но чаще всего как место и как символ неба, который является самоподдерживающимся. Это очень важное место в теле, такое же, как свет для Солнца и мира.

В теле это обитель Самости и само небо, которое соединяет существа с богами, Солнцем и Луной и не требует никакой дальнейшей поддержки.

Это также безопасное убежище для Высшего Я, когда тело спит или когда оно путешествует в высшие миры после ухода из тела.

В Брихадараньяка-упанишаде говорится:

«Сердце, о Император, является обителью всех вещей, а сердце, о Император, является опорой всех существ. «О Император, все существа покоятся. Воистину, о Император, сердце — это верховный Брахман. Его сердце не покидает того, кто, зная это, поклоняется ему».

В более ранних Упанишадах мы находим описание сердца как рая. В поздних текстах мы находим упоминания о нем как о божественном городе Брахмана, так и о пещере, в которой скрыто Высшее Я. Иногда его также называют золотой оболочкой, в которой находится Самость.

Во всяком случае, сердце в теле – это не физический орган. Его источник находится на небесах.

В Мундака Упанишаде говорится, что если тело — это дерево Ашваттхи, то сердце — это то место, где расположены его корни, а его ветви — это органы. И если тело — это колесо, то сердце — это центр, где артерии тела соединяются вместе, как спицы.

Согласно Мундака Упанишаде, сердце - это корни священного дерева Ашваттхи Изображение: academia.edu
Согласно Мундака Упанишаде, сердце - это корни священного дерева Ашваттхи Изображение: academia.edu

И поскольку понятие сердца - не от мира сего, то именно через сердце мы говорим с богами и достигаем Высшего мира своим умом и речью. Эти идеи подтверждены в ряде других Упанишад.

Согласно «Чандогья-упанишаде», в теле Вселенского Существа (Вайшванары), если его грудь сравнима с жертвенной ямой, его сердце становится сравнимым с жертвенным огнем. «Сущность этого сердца — пространство (акаша) или небо. Насколько простирается это внешнее пространство, настолько далеко простирается то пространство в его сердце. И земля, и небо находятся внутри него, и огонь, и воздух, и солнце, и небо. луна, и молния, и звезды. Все, что есть в нем, и что нет, все, что содержится в нем».

Также в упанишадах объясняется, почему сердце называется хрдайям.

«Воистину, Высшее Я находится в сердце», — гласит шлока в Чандогья-упанишаде. — Это этимологическое объяснение. Хридайам означает хриди, в сердце, а айам означает «это есть». Поэтому это называется хридайам. Тот, кто знает это, день за днем ​​отправляется в райский мир».

Другой священный текст – Брихадараньяка - дает другое объяснение:

«Это Праджапати, это сердце. Это Брахман. Это все. В нем три слога. Это «хр», «да» и «ям». Хр — один слог. Тому, кто знает это, его люди и другие приносят подношения. Да — один слог. Тому, кто знает, что его люди дают. Йа — один слог. Тот, кто знает это, отправляется в небесный мир».

Также в Упанишадах сердце сравнивается с тонким телом. И говорится, что это тело Пуруши внутри нас, где покоится дыхание:

«То, что является телом Пуруши, воистину является тем, что является сердцем Пуруши, ибо именно в сердце покоится дыхание, но не за его пределами».

Пуруша в Упанишадах - жизненный принцип, одушевляющий всё живое.
Изображение: present5.com
Пуруша в Упанишадах - жизненный принцип, одушевляющий всё живое. Изображение: present5.com

По мнению знаменитого гуру древности Шанкары, шесть слогов в размере Гаятри мантры символизируют шесть органов Пуруши, а именно: «Речь, Пурушу, Землю, Тело, Сердце и Дыхание». Здесь же упоминается, что пространство вне тела — это Брахман, и то же самое, что находится в сердце. Сердце имеет пять отверстий (по Мундаке-упанишаде - семь), через которые в теле проходят пять видов дыхания и поддерживают его жизнь и питание. Его восточное отверстие — Прана, южное отверстие — Вьяна, западное отверстие — Апана, северное отверстие — Самана и верхнее отверстие — Удана.

Важность сердца в организме выходит за рамки поверхностного символизма. Сердце жизненно важно для жизни и существования на Земле, поскольку оно также является физическим местом пребывания Высшего Я в теле. Это подтверждается учением Сандильи:

«Это мое Я внутри моего сердца, меньшее, чем рисовое зернышко, чем едва-едва кукурузное зерно, чем горчичное зерно, чем просяное зерно или просяное зерно».

Поскольку Высшее Я пребывает в пространстве сердца, оно также является источником разума и местом покоя восприятий . Даже вера (шрадда) покоится только на сердце.

Через сердце в сны и другие миры

Сердце - место, через которое идет связь "Я" с дургими мирами. 
Фото: eroskosmos.org
Сердце - место, через которое идет связь "Я" с дургими мирами. Фото: eroskosmos.org

Благодаря своей тонкой природе сердце также поддерживает связь с миром снов и небесами. Благодаря этому «Я» путешествует в астральный мир во время сна и к Солнцу или Луне после смерти.

Этому способствуют многочисленные артерии, называемые хита (энергетические каналы), идущие от сердца до неба, как говорится об этом в Чандогья Упанишаде. Точно так же, как путь между двумя городами простирается от одного к другому:

«Они начинаются от солнца и входят в эти артерии; и, начиная с артерий, они входят в солнце».

Таким образом, сердце является связующим звеном между небом и землей, а также между микрокосмом и макрокосмом. Что защищает человека от вреда, когда он спит и беззащитен, так это сердце. Когда человек глубоко спит, он попадает в артерии сердца и там никакое зло не может его коснуться.

«Когда человек спит, отдыхает и безмятежен, не видя никаких снов, тогда ему случается войти в эти артерии. Тогда никакое зло не коснется его, потому что он достиг яркого света».

Эта идея подтверждена в Брихадараньяка-упанишаде:

«Теперь, когда он засыпает, когда он ничего не знает, по семидесяти двум тысячам артерий, называемых хита, которые простираются от сердца ко всему телу, он путешествует и отдыхает в теле. Как мальчик, как император, как великий брахман может отдыхать, достигнув высшего блаженства, так и он покоится в теле».

Высшее Я обитает в сердце. Изображение йогина в медитации, показывающее чакры и три основных канала (нади) тонкого тела. Изображение:Wikimedia Commons
Высшее Я обитает в сердце. Изображение йогина в медитации, показывающее чакры и три основных канала (нади) тонкого тела. Изображение:Wikimedia Commons

Серцде – место, где все начинается и заканчивается

Согласно Брихадараньяка-упанишаде, сердце — это место, где жизнь начинается и заканчивается, и где боги собираются, чтобы объединиться в теле во время рождения и разойтись во время смерти.

«На чем покоится мужское семя? На сердце. Поэтому о новорожденном, похожем на своего отца, который выглядит так, будто он вырос из его сердца, говорят, что он создан из его сердца. Именно в сердце утверждается мужское семя».

И когда человек умирает, он поднимается по тем же артериям к Солнцу или в другие миры.

Поскольку сердце является обителью Самости, все божества спускаются в сердце, когда человек приближается к смерти, и присоединяются к Самости.

«Это Я, когда становится слабым и как бы оцепеневшим, тогда дыхания собираются вокруг него. Взяв с собой эти сияющие духи, он нисходит в сердце».

Чандогья-упанишада объясняет, что происходит позже: «Сто одна артерия сердца; одна из них идет к макушке головы. Пройдя через нее, человек достигает бессмертия; остальные служат средством проникновения внутрь».

Освобождение через сердце

Сосредоточившись на центре лотоса сердца, достигается освобождение. Фото omactiv.md
Сосредоточившись на центре лотоса сердца, достигается освобождение. Фото omactiv.md

Процесс освобождения (мокши) также начинается из сердца, потому что именно здесь Высшее Я размером с большой палец удерживается в рабстве узлами желаний Об этом сказано в Катха Упанишаде.

Согласно Мундака-упанишаде, для достижения освобождения сердце должно быть спокойным, как и ум. Сердце должно быть чистым, чтобы испытать высшее блаженство.

«Установив ум и чувства в своем сердце, мудрый человек должен пересечь на лодке Брахмана потоки страха. Если он будет упорствовать по милости Шивы, он сможет «воспринимать Его величественным и освободиться от печали».

Поскольку «Я» находится в сердце, а ум — это дверь в сердце, только через сердце и ум мы можем познать «Я» Надо сосредоточиться на сердце, сделав его чистым и без страстей.

«Сосредоточившись на центре лотоса сердца, который лишен страстей и чист, и медитируя в центре на том, что чисто и без печали, немыслимо, непроявлено, бесконечно по форме, благоприятно, мирно, вечно и является причиной Брахмы, мудрецы достигают Его, Верховного Господа».