Для многих людей сердце — это просто орган, который перекачивает кровь к различным частям тела и поддерживает ее жизнь. Для некоторых - это символ любви. Но физическая любовь, которую мы испытываем, обычно окрашена желанием, и ее источником, как считается в различных эзотерических учениях, являются нижние чакры. Наша любовь возрастает настолько, насколько мы возвышаем свои мысли и очищаем свои разум и тело. Когда любовь выходит из Сердца, она становится чистой, бескорыстной, дающей, прощающей. Безусловной, а значит освобождающей.
Индийский исследователь Упанишад Джаярам В рассказывает о том, как понимают Сердце в индуизме.
Пять измерений сердца
В индуизме сердце имеет большое значение и как место, где покоится душа, и как место обитания Атмана (и Брахмана). Это центр жизни. И как центр всех движений наших мыслей, действий и чувств, оно имеет следующие пять измерений.
- В физическом теле сердце — это божество, в котором обитает душа. Оно имеет пять отверстий, через которые питает органы праной и поддерживает их жизнь. В индуизме считается, что сердце также играет важную роль в деторождении, поскольку часть его энергии уходит на образование ретас (мужского семени).
- В теле дыхания (праническом теле) сердце — это пещера, в которую душа спускается в момент смерти вместе с дыханием. В нем есть сотни или тысячи артерий, называемых хита (средство), по которым течет энергия (прана). Через один из них душа путешествует к макушке головы и оттуда уходит в срединное пространство (антарикшам), или пространство между небом и землей.
- В ментальном теле за все ваши мысли и эмоции, а также за различные состояния сознания отвечает сам ум. Поскольку во время сна душа покоится в сердце, она также является источником наших сновидений и состояния глубокого сна.
В «Йога-сутрах» говорится, что благодаря концентрации и медитации (самьяма) на сердце достигается познание сознания (читта-самвит). - В теле разума сердце - это связующее звено, которое открывает нам глаза на истины нашего существования и помогает отличать истину от иллюзий и невежества, которым мы подвержены. Поскольку Высшее Я находится в сердце, оно разделяет его сущностную природу, то есть разум.
- На высшем уровне, в теле блаженства, как обители Самости, сердце отвечает за наш опыт самопоглощения и блаженства, за пределами любой двойственности и заблуждений. Это происходит, когда мы уводим свои чувства в свой ум, свой ум в свой разум, а свой разум в Высшее Я, которое является источником всего этого.
Таким образом, сердце имеет множество измерений в макрокосме и микрокосме Божьего творения. В космосе сердце — это место, где находится Брахман как центр и опора всего существования. Единственный способ войти в него — через сердце Брахмана, что возможно только в том случае, если человек соединит свое сердце с его сердцем через долг (дхарму), знание, преданность, самоотдачу, служение, отождествление с Ним, жертвенность и молчание.
Сердце как место божественной любви
Согласно индуизму, сердце является связующим звеном между небом и землей. Именно оно помогает нам испытывать любовь Бога, выражать свою любовь к нему, а также входить в состояние медитации и сна.
Это тайная пещера в нашем теле, где мы лицом к лицу сталкиваемся с самой тайной своего существования.
Нарада Бхакти Сутры заявляют, что Бог имеет форму Любви и вечного блаженства, как и Высшее Я. Тот, кто достигает этого, становится вечным и блаженным. Мы не испытываем любви к Самости, потому что мы отрезаны от нее нашими собственными иллюзиями и двойственностью. Любовь Ишвары, проявленного Бога и Господа Вселенной, исходящая из его сердца, лишена двойственности и объекта, подобна бесконечному океану любви, в котором больше ничего не существует.
Если в нашем сердце нет любви, мы не можем испытать любовь Бога или, если уж на то пошло, любовь кого-либо еще. На самом низком уровне сердце проявляется как желание, на промежуточном уровне — как любовь и сострадание, а на высшем уровне — как преданность, блаженство и безусловная любовь.
Смысл и значение
Санскритское слово «сердце» — хрид или хридайам, что обычно переводится как ум, душа, сердце, грудь.
Это слово также используется для обозначения эмоционального состояния любви, привязанности или сущности вещей. Поскольку оно имеет духовное и философское значение, оно также используется в сочетании с другими словами в качестве эпитетов богов или для обозначения определенных физических или психических состояний.
Например, Шива имеет эпитет Хридаянатх, владыка сердца, а Парвати, Хридайешвари, богиня сердца.
В слове хрдайам два корня: хр+удайам. «Хр» означает любые побудительные эмоции, такие как гнев, страх или вина, а «удайам» означает рассвет. Таким образом, кажется, что слово хридайам имеет непреднамеренное или случайное значение как место или причину эмоций.
Описания сердца в Упанишадах
Сердце упоминается в Упанишадах как внутренний орган, и главным образом как место, где присутствует Высшее Я или где Высшее Я собирает дыхание перед тем, как покинуть тело. Очень редко его классифицируют как орган, но чаще всего как место и как символ неба, который является самоподдерживающимся. Это очень важное место в теле, такое же, как свет для Солнца и мира.
В теле это обитель Самости и само небо, которое соединяет существа с богами, Солнцем и Луной и не требует никакой дальнейшей поддержки.
Это также безопасное убежище для Высшего Я, когда тело спит или когда оно путешествует в высшие миры после ухода из тела.
В Брихадараньяка-упанишаде говорится:
«Сердце, о Император, является обителью всех вещей, а сердце, о Император, является опорой всех существ. «О Император, все существа покоятся. Воистину, о Император, сердце — это верховный Брахман. Его сердце не покидает того, кто, зная это, поклоняется ему».
В более ранних Упанишадах мы находим описание сердца как рая. В поздних текстах мы находим упоминания о нем как о божественном городе Брахмана, так и о пещере, в которой скрыто Высшее Я. Иногда его также называют золотой оболочкой, в которой находится Самость.
Во всяком случае, сердце в теле – это не физический орган. Его источник находится на небесах.
В Мундака Упанишаде говорится, что если тело — это дерево Ашваттхи, то сердце — это то место, где расположены его корни, а его ветви — это органы. И если тело — это колесо, то сердце — это центр, где артерии тела соединяются вместе, как спицы.
И поскольку понятие сердца - не от мира сего, то именно через сердце мы говорим с богами и достигаем Высшего мира своим умом и речью. Эти идеи подтверждены в ряде других Упанишад.
Согласно «Чандогья-упанишаде», в теле Вселенского Существа (Вайшванары), если его грудь сравнима с жертвенной ямой, его сердце становится сравнимым с жертвенным огнем. «Сущность этого сердца — пространство (акаша) или небо. Насколько простирается это внешнее пространство, настолько далеко простирается то пространство в его сердце. И земля, и небо находятся внутри него, и огонь, и воздух, и солнце, и небо. луна, и молния, и звезды. Все, что есть в нем, и что нет, все, что содержится в нем».
Также в упанишадах объясняется, почему сердце называется хрдайям.
«Воистину, Высшее Я находится в сердце», — гласит шлока в Чандогья-упанишаде. — Это этимологическое объяснение. Хридайам означает хриди, в сердце, а айам означает «это есть». Поэтому это называется хридайам. Тот, кто знает это, день за днем отправляется в райский мир».
Другой священный текст – Брихадараньяка - дает другое объяснение:
«Это Праджапати, это сердце. Это Брахман. Это все. В нем три слога. Это «хр», «да» и «ям». Хр — один слог. Тому, кто знает это, его люди и другие приносят подношения. Да — один слог. Тому, кто знает, что его люди дают. Йа — один слог. Тот, кто знает это, отправляется в небесный мир».
Также в Упанишадах сердце сравнивается с тонким телом. И говорится, что это тело Пуруши внутри нас, где покоится дыхание:
«То, что является телом Пуруши, воистину является тем, что является сердцем Пуруши, ибо именно в сердце покоится дыхание, но не за его пределами».
По мнению знаменитого гуру древности Шанкары, шесть слогов в размере Гаятри мантры символизируют шесть органов Пуруши, а именно: «Речь, Пурушу, Землю, Тело, Сердце и Дыхание». Здесь же упоминается, что пространство вне тела — это Брахман, и то же самое, что находится в сердце. Сердце имеет пять отверстий (по Мундаке-упанишаде - семь), через которые в теле проходят пять видов дыхания и поддерживают его жизнь и питание. Его восточное отверстие — Прана, южное отверстие — Вьяна, западное отверстие — Апана, северное отверстие — Самана и верхнее отверстие — Удана.
Важность сердца в организме выходит за рамки поверхностного символизма. Сердце жизненно важно для жизни и существования на Земле, поскольку оно также является физическим местом пребывания Высшего Я в теле. Это подтверждается учением Сандильи:
«Это мое Я внутри моего сердца, меньшее, чем рисовое зернышко, чем едва-едва кукурузное зерно, чем горчичное зерно, чем просяное зерно или просяное зерно».
Поскольку Высшее Я пребывает в пространстве сердца, оно также является источником разума и местом покоя восприятий . Даже вера (шрадда) покоится только на сердце.
Через сердце в сны и другие миры
Благодаря своей тонкой природе сердце также поддерживает связь с миром снов и небесами. Благодаря этому «Я» путешествует в астральный мир во время сна и к Солнцу или Луне после смерти.
Этому способствуют многочисленные артерии, называемые хита (энергетические каналы), идущие от сердца до неба, как говорится об этом в Чандогья Упанишаде. Точно так же, как путь между двумя городами простирается от одного к другому:
«Они начинаются от солнца и входят в эти артерии; и, начиная с артерий, они входят в солнце».
Таким образом, сердце является связующим звеном между небом и землей, а также между микрокосмом и макрокосмом. Что защищает человека от вреда, когда он спит и беззащитен, так это сердце. Когда человек глубоко спит, он попадает в артерии сердца и там никакое зло не может его коснуться.
«Когда человек спит, отдыхает и безмятежен, не видя никаких снов, тогда ему случается войти в эти артерии. Тогда никакое зло не коснется его, потому что он достиг яркого света».
Эта идея подтверждена в Брихадараньяка-упанишаде:
«Теперь, когда он засыпает, когда он ничего не знает, по семидесяти двум тысячам артерий, называемых хита, которые простираются от сердца ко всему телу, он путешествует и отдыхает в теле. Как мальчик, как император, как великий брахман может отдыхать, достигнув высшего блаженства, так и он покоится в теле».
Серцде – место, где все начинается и заканчивается
Согласно Брихадараньяка-упанишаде, сердце — это место, где жизнь начинается и заканчивается, и где боги собираются, чтобы объединиться в теле во время рождения и разойтись во время смерти.
«На чем покоится мужское семя? На сердце. Поэтому о новорожденном, похожем на своего отца, который выглядит так, будто он вырос из его сердца, говорят, что он создан из его сердца. Именно в сердце утверждается мужское семя».
И когда человек умирает, он поднимается по тем же артериям к Солнцу или в другие миры.
Поскольку сердце является обителью Самости, все божества спускаются в сердце, когда человек приближается к смерти, и присоединяются к Самости.
«Это Я, когда становится слабым и как бы оцепеневшим, тогда дыхания собираются вокруг него. Взяв с собой эти сияющие духи, он нисходит в сердце».
Чандогья-упанишада объясняет, что происходит позже: «Сто одна артерия сердца; одна из них идет к макушке головы. Пройдя через нее, человек достигает бессмертия; остальные служат средством проникновения внутрь».
Освобождение через сердце
Процесс освобождения (мокши) также начинается из сердца, потому что именно здесь Высшее Я размером с большой палец удерживается в рабстве узлами желаний Об этом сказано в Катха Упанишаде.
Согласно Мундака-упанишаде, для достижения освобождения сердце должно быть спокойным, как и ум. Сердце должно быть чистым, чтобы испытать высшее блаженство.
«Установив ум и чувства в своем сердце, мудрый человек должен пересечь на лодке Брахмана потоки страха. Если он будет упорствовать по милости Шивы, он сможет «воспринимать Его величественным и освободиться от печали».
Поскольку «Я» находится в сердце, а ум — это дверь в сердце, только через сердце и ум мы можем познать «Я» Надо сосредоточиться на сердце, сделав его чистым и без страстей.
«Сосредоточившись на центре лотоса сердца, который лишен страстей и чист, и медитируя в центре на том, что чисто и без печали, немыслимо, непроявлено, бесконечно по форме, благоприятно, мирно, вечно и является причиной Брахмы, мудрецы достигают Его, Верховного Господа».