Беспилотные комбайны перемещаются по полю с точностью +-2 см, что невозможно ни одному человеку, водителю. Работают 24 часа 7 дней в неделю. Без эмоций и употребления спиртного :). Современная техника вождения превысила возможности людей, это факт.
Вспомните, с какой скоростью сотовая связь завоевала весь мир? Лет за десять. Боевые действия подстегнули прогресс в России, беспилотников в том числе, и тяжелых тоже. Победа наша не за горами, а технологии продолжат свое развитие. Куда пойдет военная техника? Правильно, в народное хозяйство на благо страны!
Давайте посчитаем деньги? Себестоимость перевозки 1 тонны груза на 1 км не одинакова. Самый дешевый – морской и речной транспорт. Чуть более дорогой – ж/д. Значительно дороже – автомобильный. Самый дорогой – авиация. Чем больше расстояние – тем выше разница себестоимости. Цена строительства дорог + их содержание.
Весной 1992 года автор защитил дипломную работу – Проект сельскохозяйственного аппарата на воздушной подушке в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства. Дископлан, диаметром 20 метров, весом 10 и грузоподъемностью 2 тонны. Высота корпуса – один метр. Его главная особенность – живучесть. При любой неисправности и отказе оборудования этот аппарат самостоятельно возвращается к месту своего старта.
Двигательная установка – спарка двух танковых (с Т-34) или корабельных дизелей, работающая на общий вал отбора мощности. Скорость до 150 км/час. Старт со статической воздушной подушки и при наборе скорости до 83 км/час переход на динамическую подушку. Продублированы все жизненно важные органы, системы и детали. Тридцать один год назад он проектировался как беспилотник!
В настоящее время такой аппарат должен иметь электропривод всех вентиляторов, гибридную силовую установку и мягкий надувной корпус на пластиковой раме. Срок службы подобной техники – десятки лет, в отличие от авиационной. Беспилотное управление допускает и автоматическую его работу вне связи с оператором.
Во время подготовки этого проекта я со своим руководителем посещал завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде, под Новый год, где проектируют, строят и испытывают АВП и экранопланы. Нас пригласили на демонстрацию возможностей АВП нефтяникам. Крутой берег Волги, более 10 метров, мороз за 20 градусов, полыньи на фарватере. Зигзагами аппарат спускается к берегу из ангара вверху, выходит на торосистый лед, до полуметра и вылетает на середину делая несколько пробежек возвращается на берег.
Потенциальный покупатель снимает на камеру. Говорит, вдали плохо видно, пусть аппарат вблизи немного поездит, по торосам. Кто откажет? Поездил и вышел на берег. Подходим и видим прорыв Г-образный, примерно 20 на 30 см. Как чинить будете, спрашиваю? Завтра сделаем, говорит, и так поднимется в ангар. И правда, слегка передним носом накренившись зигзагами вышел к ангару.
Ремонтируются такие пробоины, не поверите, скотчем, а в худшем случае проволокой заштопывается и работает такой ремонт не один месяц!!!
Не поверите, центр тяжести у АВП низко и перевернуть его практически невозможно. Его создатели проверили. Разогнав его на максимальной скорости с крутого берега у воды, наскочили на бетонный столб из земли торчащий, под углом около 45 градусов склон был. Оверкиль получился. Перевернувшись через нос, аппарат стал на свое днище. Передние штанги дюралевые погнул и вернулся в ангар своим ходом.
Корпус их аппарата собирается из дюралевых труб без болтов, сварки и заклепок на тросиках, застежках. Это исключает образование напряжений в металле и заметно увеличивает долговечность, надежность и ремонтопригодность изделия. Быстроту сборки, снижает вес…
Далее была защита кандидатской диссертации, но уже по другой теме.
Есть ниша по скорости между наземным транспортом и авиацией, пустая, совсем. В ней работают, пока, аппараты на воздушной подушке (АВП) и экранопланы. Оба не нуждаются в дорогах и могут иметь неограниченную грузоподъемность!!! Беспилотные АВП и экранопланы – разве будущее не за ними?
Пустая нишапо высоте от земли до 50 метров. Воздушный транспорт начинается с перемещения на высотах от 50 метров и выше. Почему бы АВП и экранопланам не работать в этой пустой нише? Заполнить её, перемещать грузы без участия водителя на любые расстояния!
Если речь идет о транспортных коридорах между странами, то строительство дорог – дорогое занятие и их содержание затратно. Высокую себестоимость можно переложить на плечи покупателя, как сейчас и делают, куда разумнее не завышать её, минимизировать затраты и увеличить эффективность перевозок.
Маршруты прокладывают через страны, и эти дороги там останутся навсегда. Если использовать внедорожный транспорт, то изменение маршрута уже не так критично для конечного результата и себестоимости перевозок. Безопасность перевозок груза заметно увеличивается. В том числе и за счет отрыва от земли, поверхности.
Зерновозы сегодня одной машиной перевозят до 100 тонн!!! Посчитайте какое это давление на 1 кв. см дороги? Даже суперсовременные технологии дорожного строительства не справляются с этими нагрузками. Выгодоприобретатель автобанов – дорожные службы!
Возможно, Россия вернется к старому на новом витке – дирижабли и иная техника. Могут появится и другие средства внедорожного перемещения грузов, в том числе и беспилотниками, что еще более расширит спектр использования этого пустого коридора - пространства. Себестоимость перевозки при этом станет меньше в разы, скорость выше!!!
Затраты на строительство транспортных коридоров между странами велики. Если использовать внедорожный транспорт, он не привязан к местности, то изменение маршрутов не составит никакого труда, затрат сил и времени! Продолжать вкладывать деньги в «старые» технологии, прошлого, навряд ли актуально, кто как думает?
Считать деньги в кармане государства – как вы на это смотрите? Бюджет ведь формируется из наших с вами налогов и средств, изымаемых государством иными путями. Суммы, расходуемые на строительство транспортных коридоров настолько велики, что их хватит на создание новой перспективной транспортной автоматизированной системы для всей страны.
Беспилотник берет контейнер автоматически, считывая его код роботом видит маршрут своего движения. По выделенному коридору переносит контейнер из точки А в точку Б и опустив его на аппарель, передает его иному автомату, перекладывающему его в свою ячейку и на автомате записывающий всё в память, чип контейнера.
Не нужна никакая инфраструктура по пути движения грузового беспилотника и при должном запасе топлива, длина его пробега может быть сотни и тысячи километров. Какая экономия средств, времени, сил и затрат? Безопасность, надежность и точность – которая недостижима на современном уровне автоматизации. Отказаться от будущего возможно?
Чем беспилотники завтрашнего дня будут отличаться от современных? Высокой живучестью, раз. При любой неисправности они вместе с грузом обязаны возвращаться «на базу», самостоятельно или с иной помощью не столь важно. Время может быть не критично, сохранность техники и груза обязательна. Эвакуатор, плохой помощник.
Простотой, надежностью и долговечностью, за счет технических решений в них заложенных. Электропривод и гибридная силовая установка, как первый шаг в их развитии, потом, появление новых источников энергии – водорода и иных компонентов. Второе отличие.
Третье – мозги, аппаратура управления. Информационные технологии без 100% сохранности данных – первая ступень развития. Завтра, Россия и только она, сделает шаг в новую цифровую эру – русскую, изменит вектор цифры, повернув её лицом к человеку, личности и к западу задом. Время пришло и это неизбежно будет.
Время водителей транспортных средств подходит к концу. Сегодня автоматика справляется с этим куда лучше. А что будет завтра? Анахронизмом садиться за руль и подвергать опасности себя, технику и других участников движения. Дороги очень быстро утратят свое значение. Экономика будет экономной – аксиома развития всегда!
Русская цифра, параллельная действительность, многое изменит. Упростит труд, повысит безопасность, блокирует возможность нарушения законов, позволит учиться и работать от рождения и до смерти каждому, карьерный рост будет зависеть лишь от таланта и способностей каждого, безопасность будет обеспечена техникой и роботами.
Зная, что нас ждёт завтра, а это очевидно, и не нужно быть пророком, можно уже сегодня начать работать в этом направлении на благо безопасности Отчизны производя продукцию двойного назначения с оглядкой применения её на гражданке. Открыть дверь русской цифре, уйти от прозападного обучения молодежи нашей, русской и т.д.
14.09.2023 20:43:23
Автор – кандидат технических наук Березуцкий Владимир Иванович
Канал КИТ Зерноград на Яндекс Дзене
Почта kitzernograd@yandex.ru или kitzernograd@mail.ru .