Найти тему

В чëм причина современного буллинга? Разбираем позицию «агрессора».

Буллинг в современном мире – не такая уж и большая редкость. Даже можно сказать наоборот, это одно из самых частых явлений. Зачастую, зарождаются они ещë в школе. Именно там, в месте, где ребенок только учится социальному взаимодействию, наблюдается наболее высокий шанс стать жертвой буллинга. Но почему такое происходит? Сейчас разберем основные причины того, почему дети становятся «буллерами». 

Характерные черты "буллера" – низкая стрессоустойчивость и низкий эмоциональный самоконтроль, импульсивность, демонстративность в поведении, а также низкая способность к эмпатии – сопереживанию. 

Причинами становления «буллером» многочисленны, но в основном, они зарождаются ещë в семье. Очень часто буллеры, это дети из семей, где:

Процветает физическое/психологическое насилие. Ребенок с детства привыкает к тому, что власть и авторитет отстаивается силой, оскорблениями, унижением. Или ты сильный (и тебя бояться = уважают), или ты слабый (и к тебе можно плохо относиться).

Родители привыкли к холодному, отстраненному общению друг с другом и с ребенком. В такой семье ребенок не учится эмпатии, не умеет выражать словами свои чувства и потребности. А еще – испытывает необходимость совершать какие-то яркие действия, чтобы привлечь к себе внимание родных.

Важно отметить, что эти причины не оправдывают буллинг и его негативные последствия. Буллинг всегда неприемлем и должен быть пресечен. Эффективные меры должны быть предприняты для превентивных действий и создания безопасной и поддерживающей среды для всех людей.

Таким образом, дети, росшие в подобных семьях нередко становятся теми, кто обижает и издевается над более слабыми и неспособными дать отпор своему буллеру. Если жертву буллера есть кому защитить и дать ему отпор (или жертва сама дает отпор), то впоследствии, тот теряет интерес к ней. Но что же происходит, если такого не случается? 

Если травля остается безнаказанной для ее инициатора, его психологические установки закрепляются еще прочнее, ощущение вседозволенности растет. В будущем это может привести к развитию криминальных наклонностей.

И, кроме того, в какой-то момент зачинщик может осознать тяжесть своего проступка – например, при своевременной проработке травли педагогами, или столкнувшись с аналогичной ситуацией уже в роли жертвы или стороннего наблюдателя. В этом случае буллер может испытывать мучительное чувство вины, даже ненависть к себе – и ему потребуется помощь специалиста.

Но буллерами могут становиться не только дети. Нередки случаи, когда травлю ученика провоцируют сами педагоги – например, выделяют одного ученика и делают ему едкие замечания на тему внешнего вида, социального статуса семьи, успеваемости и умственных способностей. Если о таком учителе стало известно – крайне важно обратиться к руководству школы и поставить этот вопрос на общественное обсуждение с другими родителями.

Тем не менее, буллинг имеет место быть не только в школе или другом учебном заведении, с ним можно столкнуться и на рабочем месте и даже в интернете. Такой вид буллинга называется «кибербуллинг».

Основные факторы, которые вдохновляют людей на преследование — видимость полной безнаказанности и простая возможность выместить агрессию. Общество не поощряет агрессивного поведения на улице, в офисе или магазине: буяна, скорее всего, быстро приведут в чувство охранники или полиция. В противоположность этому, интернет предоставляет, во-первых, физическую дистанцию, а во-вторых, относительную анонимность. Поэтому сеть стала идеальным местом для злобы и ненависти.

Если в реальной жизни человек сталкивается со своим «буллером» лицом к лицу, то в интернете не всегда известно, кто скрывается за той стороной экрана. Такой вид буллинга является наиболее худшим видом. Всë из-за того, что в интернете человек может быть наиболее жестоким, т. к. понимает, что наказания, как правило, за этим не последует. В этом случае, буллеры нередко прибегают к психологическому давлению на свою «жертву». 

К формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему она приобретает следующие функции:

• Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Травля не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчивается после школы или рабочего дня. Кибербуллер круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронную почту. Благодаря постоянным номерам и учётным записям жертва не защищена от нападок и дома.

С другой стороны, не очень настойчивого и способного хулигана можно занести в чёрные списки и помечать его сообщения как спам.

Тем не менее, зачастую жертвы не делают этого, т. к. боятся осуждения со стороны сверстников или банально не научены боротся с кибербуллингом. 

• Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Сообщения или изображения, пересылаемые электронными техническими средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались онлайн. Например, видео легко копируются с одного интернет-портала на другой. Поэтому размер аудитории и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычной» травли. Тот контент, о котором уже давно забыли, может вновь попасть на глаза общественности, и жертве будет трудно его нейтрализовать.

• Анонимность преследователя. Киберпреступник не показывает себя своей жертве, может действовать анонимно, что обеспечивает ему — пусть и кажущуюся — безопасность и нередко увеличивает срок его негативной «кибер-активности». Незнание жертвой, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя.

Зачастую жертвы не могут получить адекватную помощь от родителей или учителей, так как до сих пор последние не владеют опытом и знанием о данной проблематике.