Свобода личности считается одной из самых важных ценностей в современном обществе, и на ней в значительной степени строится его официальный идеологический фундамент. Стремлением к свободе современный человек и общество в целом оправдывают практически все свои поступки. Демократия, права человека и все прочие либеральные ценности преподносятся нам как инструменты для реализации свободы или ее проявления.
Так что такое свобода и кого можно считать свободным человеком? В идеале таковым является индивид, который имеет возможность реализовать любое свое желание. Но это невозможно в принципе без волшебной лампы Алладина и не все желания стоят своего воплощения. Например, наркомания - это проявление свободы воли? Можно ли считать свободным человека, который находится во власти какого-либо маниакального желания? Может, наоборот, свободным является тот, кто свободен от желаний, делающих его своим рабом? Что побуждает нас желать и совершать что-либо? Бессмысленно рассуждать о свободе, не ответив на этот вопрос. Концепция имажинэра известного французского философа Жюльбера Дюрана вполне позволяет сделать это.
Согласно ей, желания, эмоции, мысли и поступки человека продиктованы способом его существования и их первопричины далеко не всегда осознаются им. Имеются несколько базовых способов существования индивида, которые называются режимами имажинэра, а именно: режим пассионарности, синтетический и мистический режимы. Они являются способами выживания индивида, т.е. его борьбы со смертью (биологической и социальной) и обусловлены инстинктом самосохранения. Человек мыслит, чувствует и действует таким образом, как это предписывает ему режим имажинэра, в котором он находится в данный момент. Это вполне соответствует философской аксиоме, что бытие определяет сознание. Ниже дается краткое описание этих режимов.
=======
Режим диурна (пассионарности) побуждает людей быть гиперактивными и стремиться к превосходству, которое маскируется понятием успешности и самореализации. В этом режиме индивид практически всегда открыт для восприятия всевозможных угроз безопасности и неудовлетворен своим положением (за исключением краткого периода торжества победы), что является побудительным мотивом для конкуренции и агрессии. Вместе с тем, сам процесс движения к цели отвлекает от угроз смерти, создавая иллюзию жизни и обещая «свет в конце тоннеля».
В мистическом режиме индивиды существуют без агрессии и конкуренции между ними. Это – режим тесных связей, взаимопомощи и соучастия. Его высшее проявление - любовь к ближнему, и материнская в частности. (Не путать любовь с гендерными отношениями, за которые отвечает другой режим.)
Синтетический режим динамично объединяет в себе активность и пассивность в человеке или между партнерами, а именно - путем чередования их доминирования в циклических и ритмических процессах (наподобие того, как это происходит в музыке и танцах). Многие продукты цивилизации основаны на этом режиме, например: спорт, культура, игры. В частности, в «демократических» государствах процедура выборов имитирует синтетический режим, где верхи временно меняются местами с низами.
Синтетический и мистический режимы образуют группу ноктюрна. Они способны снижать давление среды на человека (остроту восприятия угроз безопасности). Режимы ноктюрна реализуются во многих сферах жизни людей (помимо вышеназванных), и в том числе: в семейных и дружеских отношениях, в общении с домашними животными, в благотворительной деятельности и заботе о ближних.
В концепции пост-имажинэра присутствует также режим поглощения (культурных и материальных продуктов), который играет значимую роль в современном обществе. Его принцип действия на человека очевиден. В процессе «нутритивного» поглощения любой организм отвлекается от угроз безопасности. Режимы имажинэра, а также причины и способы повышения пассионарности общества более подробно описаны в базовой статье "Пост-имажинэр".
Из этой концепции следует, что изначально при рождении человек не определен и в нем заложен весь спектр возможных проявлений, способность совершать злое и доброе. Его поступки и отношение к миру зависят от режима, в котором он существует.
=======
В настоящее время практически весь мир подвергается массовой диурнизации, включая Россию, когда людям с детства навязывается режим пассионарности помимо их воли (под влиянием установок общества и экспансии извне). Как было сказано выше, в этом режиме индивиды стремятся к достижению превосходства над другими. Как результат, они создают в обществе социальные деревья (пирамиды), чтобы расположиться на них повыше, подальше от опасностей. Здесь желания и поступки человека продиктованы не мифической свободой выбора и не реальной нуждой в чем-либо, а подсознательным животным страхом, который порождает эгоистичное стремление добиться большего, чем это могут позволить себе другие. Таким образом, в этом режиме индивид находится во власти инстинкта самосохранения, и он не может быть по настоящему свободным. Более того, его кажущаяся свобода воли неизбежно требует ограничения свободы других и только усугубляет социальные страхи в обществе.
Поскольку режим пассионарности не приводит к желаемому результату (не освобождает человека от давления среды и инстинкта самосохранения) и перенапрягает психику, то в обществе чрезвычайно востребованы также другие режимы имажинэра (в частности, синтетический режим и режим поглощения). В этих режимах на индивида перестают давить угрозы безопасности. Но тут есть проблемы. Синтетический режим в современном обществе строится на суррогатных продуктах цивилизации, которые действуют непродолжительное время. Поэтому требуется их постоянное поступление и обновление. (Благодаря этому и существует феномен изменчивой моды на все.) То же самое касается и режима поглощения. В итоге, человек вынужден постоянно добывать средства на новые суррогаты, что снова возвращает его в режим пассионарности, продлевая агонию. Таким образом, и в этих режимах индивида нельзя считать свободным, поскольку он становится своего рода наркоманом, которому все время нужна «доза, чтобы уколоться и забыться».
Из сказанного следует, что человек не может по настоящему ощутить себя свободным и осознать смысл свободы, не освободившись от давления инстинкта самосохранения. Все его желания и поступки будут подсознательно обусловлены страхами биологической и социальной смерти, стремлением их избежать. Современное пассионарное общество только усиливает эти страхи (раздувая всевозможные угрозы в СМИ) и ведет человека к еще большей несвободе, побуждая людей конкурировать друг с другом и добиваться лучших условий за счет других.
=======
Как ни странно, в прежние времена дело со «свободой личности» и ее экзистированием в целом обстояло гораздо лучше. В традиционном обществе Христианство обеспечивало верующему человеку способ существования, который в наибольшей степени освобождал его от давления среды и страхов смерти (как через мировоззрение, так и через особое сочетание синтетического и мистического режимов, реализуемых в христианском укладе жизни, традициях и богослужениях). Это благотворно сказывалось на обществе, понижая его агрессивность и конфликтность.
Во времена доминирования Христианства западная и русская цивилизации развивались эволюционным путем без особых потрясений, за исключением разборок между пассионарными элитами и их выплесками вовне, не затрагивающими критично основ жизни своих народов. Нетрудно заметить, что именно с вытеснением и трансформацией Христианства в Европе режим пассионарности стал захватывать массы, и там стали происходить масштабные конфликты: Наполеоновские войны, войны за объединение Германии, Первая и Вторая мировые войны. То же самое было до распространения Христианской религии: имели место переселения целых народов и их борьба за жизненное пространство.
Несмотря на то, что Христианский образ существования основывается в значительной степени на синтетическом режиме (разнообразных циклах и ритмах), он является самодостаточным и не требует внешнего обновления. Оно происходит в нем автоматически (в частности, через посты, которые выполняют функцию его перезагрузки и помогают избавиться от негативной энергии). Феномен Христианства настолько уникален, что заслуживает того, чтобы его выделить в отдельный режим имажинэра и скрупулезно изучить. Более того, благодаря трансцендентному мировоззрению и нравственному кодексу, заложенному в Христианстве, оно выводит существование человека за рамки обычного бытия (основанного на страхе смерти), придавая ему духовное измерение и высший смысл.
Изначально Христианское учение не могло возникнуть и распространиться иначе, чем по воле Бога, ибо оно полностью опровергало все те ценности, которые господствовали в обществе на тот момент (в том числе, и религиозные). Тот факт, что оно казнило даже самого Христа, делающего прилюдно чудеса, а позднее уничтожило и многих его последователей, говорит о полной нетерпимости его учения. Несмотря на это, Христианство чудесным образом возобладало в обществе, именно чудесным.
По прошествии столетий Христианство было вытеснено из общества не в силу своего несоответствия «прогрессу», а под воздействием неудовлетворенных элитарных групп, которым оно мешало реализовывать их пассионарные инстинкты. В частности, Христианство отвергало главный принцип пассионарности – стремление к превосходству и право на него, на чем основано существование элит. Кроме того, оно мешало «бунтарям» поднимать на борьбу массы, блокируя в них недовольство и агрессивность. Рационализм использовался ими как инструмент дискредитации Христианства и как заменитель религиозного мировоззрения.
Внутренняя антихристианская сущность элит отражена в евангельских текстах словами Иисуса: «трудно богатому войти в Царство Небесное», «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». То же самое можно сказать о пассионарном обществе в целом, поскольку оно насаждает в людях стремление к материальному обогащению. Как написано в Евангелии: "трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие", а следовательно, постичь высшие смыслы и духовные ценности и следовать им.
Отказавшись от Христианства, общество лишило себя психологической защиты от давления среды. Вместе с этим оно стало тотально насаждать внутри себя пассионарность (стремление к превосходству). Следствием этого являются все его нынешние проблемы: раздувание социальных пирамид, тотальная конкуренция и воинственность, неуемное потребительство, экономические и политические кризисы, разрушение традиционных ценностей и падение в безнравственность. В таком внутренне незащищенном обществе неизбежно возникает стремление к свободе личности, под которым скрывается подсознательное желание освободиться от страхов смерти (добиться хотя бы ощущения безопасности).
Но двигаясь в этом направлении, общество никогда не будет в состоянии реализовать эту свободу даже для «избранных» людей. Это хорошо видно на примере миллиардеров, которые не могут остановиться в своем стремлении к обогащению. Более того, этот путь неизбежно ведет общество к катастрофе и гибели самой элиты (что локально уже происходило не раз за последние два столетия). В свое время правящий слой воинственной Римской империи осознал для себя такую перспективу и ценность Христианства, сделав ее официальной религией, благодаря чему западная цивилизация смогла выжить.
Нынешняя мировая элита не понимает сути текущих социальных процессов и упрямо ведет общество к концу истории. Имея в своем распоряжении высокоразвитую науку, она даже не пытается использовать ее потенциал для осмысления феномена Христианства, чтобы предложить его эквивалент или понять, что этому Божественному дару замены не существует и вернуть ему его достойное место. Без этого общество все больше погружается в собственные страхи, что усугубляет его проблемы и порождает стремление к мифической свободе.
Да здравствует свобода! Свобода падения.
=======
Свобода - во Христе.
Философская концепция пост-имажинэра позволяет рационально осознать смысл христианского учения и его значение для индивида и общества в целом. Результат этого осмысления приводится ниже.
Учение Иисуса Христа, данное нам в Евангельских текстах, и христианская практика дают способ людям выйти из-под тотального контроля животного инстинкта самосохранения. Именно он делает людей несвободными, побуждает их конкурировать и враждовать друг с другом, а также поддерживает в них неизбывный рефлекс поглощения все новых и новых продуктов цивилизации (материальных и культурных). Фактически, христианский образ жизни и мировоззрение делают человека по-настоящему человеком, умаляя в нем животную испуганную сущность.
Помимо духовного воздействия, это происходит через переключение христианина в благоприятные режимы ноктюрна (синтетический и мистический). Религиозная жизнь (традиции, праздники, обряды и богослужения) связаны с определенными циклическими и ритмическими процессами, которые погружают человека в спокойный синтетический режим, отвлекая от угроз безопасности. Евангельские тексты учат людей такому восприятию мира, который создает внутри них мистический режим, что объединяет их и помогает обществу совместно выживать. Это можно увидеть при вдумчивом прочтении заповедей Христа.
Сам факт прихода Христа, Сына Божьего, который принес себя в жертву людям, ради их спасения, показал любовь Господа к ним. Такая жертвенная любовь – это высшее проявление мистического режима, как и любовь истинной матери к своему чаду. В этом состоянии Божеской любви и опеки человек в значительной степени освобождается от страхов и становится свободным. И религиозный обряд Святого Причастия с поглощением тела Христова, назначенный им самим, служит людям напоминанием о том, что Господь любит их и дает им «единение с Ним во Христе», как чадо объединяется с матерью в утробе, поглощая ее, и где оно чувствует себя в безопасности. Объединяясь с Богом в целое, верующие тем самым объединяются и между собой, что также способствует их погружению в мистический режим.
=======
Учение Христа еще больше утверждает в человеке этот спасительный режим. В частности, в Евангелии даны две наиглавнейшие заповеди для христиан: первая - «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»; и «Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет».
Как упоминалось ранее, состояние любви – это высшая форма мистического режима, и оно благоприятно действует на человека, который любит (а не только на любимого им). Первая заповедь дает людям достойный идеальный объект для любви, который невозможно опорочить или отобрать у них. Это – любовь к своему Создателю, который пожертвовал собой в лице своего Сына ради спасения людей. При этом Господь не требует для себя доказательства в любви в виде материальных благ, поклонения и т.п., а всего лишь склоняет людей жить по совести.
Тем самым, Бог облегчает человеку переход в мистический режим и дает ему твердую основу для этого. Войдя в него через любовь к Богу, индивиду проще двигаться дальше в своем преображении и перейти к более сложному – полюбить ближнего своего (к чему призывает вторая заповедь). Когда человек любит ближнего, он создает вокруг себя умиротворяющую среду, что способствует дальнейшему усилению и распространению мистического режима в обществе.
В Евангелии от Луки можно найти разъяснение того, как заповедь «возлюбить ближнего своего» должна воплощаться в жизни. Это означает – проявлять милосердие, соучастие и бескорыстную помощь человеку на твоем пути, попавшему в беду. Другая заповедь подтверждает и развивает это: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Кроме того, что акты милосердия помогают обществу сообща выживать, они переключают человека (который проявляет соучастие) в благоприятный мистический режим, тем самым помогая ему самому.
В Евангельских текстах есть наставления, которые помогают человеку поменять свое негативное отношение к ближнему: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?», «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»; "если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?", "если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный", "каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить".
=======
Очень важной частью христианского учения и становления мировоззрения верующего является осознание и принятие им заповеди «любите врагов ваших».
Стоит сразу пояснить, что она не относится ко всем врагам верующего человека. Об этом свидетельствуют его слова в Евангелии: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». То есть, его учение было обращено к тем членам общины, кому Бог открылся ранее и дал Законы Моисея, которые они не соблюдали или извратили. Язычники не рассматриваются в Евангелии даже в качестве врагов. Вместе с тем, Христос напутствовал своих апостолов: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Эти слова поясняют также, что неверующие в Бога – это скорее бездушные твари, нежели враги.
Глубокий смысл заповеди "любить врагов" раскрывается не сразу. Как уже было сказано, в режиме пассионарности, в котором значительное время пребывает обычный человек, он подвержен острому восприятию всевозможных угроз безопасности, что бессознательно склоняет его на враждебное отношение ко всем прочим людям и всяческое самоутверждение (через достижение превосходства над ними). Это может даже распространяться на самых близких людей, о чем и говориться в Евангелии: «И враги человеку – домашние его». Более того, именно домашние склонны более всего унижать друг-друга и проявлять агрессию, поскольку это наиболее доступный способ реализации их пассионарных рефлексов. Ответная враждебность или равнодушие к бедам такого «встревоженного» человека только усиливает его страхи и еще больше утверждает в нем режим пассионарности.
Чтобы увидеть и почувствовать влияние пассионарного режима, господствующего в современном обществе, достаточно обратить внимание на самого себя. Разве мы не испытываем по разным даже незначительным поводам негативного отношения к другим людям, не выпячиваем себя на их фоне? И всегда ли мы сохраняем объективность в конфликтах, своих или чужих? Обыватель, сидящий в нас, подсознательно всегда ищет того, кого готов осудить и поставить себя выше него, т.е. утвердить свое превосходство. Он не осознает, что его враждебность обусловлена режимом пассионарности и внутренними страхами.
В режиме пассионарности человек склонен создавать себе врагов искусственно и проявлять агрессию по всякому поводу. Причем даже для идеального человека есть опасность впасть в этот режим. Иисус Христос показал это на своем примере, когда будучи голодным проклял смоковницу за то, что она не дала ему плода, хотя «еще не время было собирания смокв». На этом же примере он наставлял своих учеников: «прощайте, если что имеете на кого», тем самым призывая их удалять из себя злобу, которая раздувает в человеке агрессивный пассионарный режим.
Проявления злобы наносят вред не только окружающим, но и самому злящемуся, уродуя его личность. В конечном итоге, все эти индивидуальные выплески враждебности и постоянная готовность к ним повышают агрессивность общества в целом и еще больше усиливают режим пассионарности в нем. Искореняя зло злом, общество порождает еще большее зло. Поэтому, по возможности, христианин обязан усмирять в себе обывателя и проявлять к «слепому» или потенциальному врагу человеколюбивое отношение, чтобы нейтрализовать его страхи и враждебность, и не возбудить их в себе. В Евангелии есть наставления, которые помогают христианину в этом, и в частности изречение Христа: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Чтобы избегать проявлений агрессии в себе и иметь силу не отвечать на чужую слепую агрессию тем же, нужно создавать внутри себя миролюбивый мистический режим на основе любви, к чему и призывают главные заповеди Христа.
Но есть и более глубокий смысл заповеди «любите врагов ваших». Лишения и горести, которым человека подвергает судьба в лице врагов, подводят его к выбору – встать на сторону зла и уподобиться им, либо смирить свою гордыню и осмыслить свое существование и того сообщества, в котором он живет. Это осмысление непременно приведет его к Богу. В Евангелии от Матфея эта мысль выражена так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», т.е. счастливы те, кто смирился перед ударами судьбы (упал духом) и перестал желать земных благ. Для них откроются смыслы высшего мира, недоступные ранее (Царство Божие). «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Поэтому «любовь к врагам» можно трактовать еще как благодарность Божьему Провидению за то, что оно привело человека к Богу («чрез тернии к звездам»). Успешные люди заведомо лишены такой возможности.
=======
Большое социальное значение имеет также христианский принцип прощения грехов в отношении человека, вставшего на путь покаяния и веры. Как было сказано ранее, пассионарное общество обостряет в людях страх социальной смерти и побуждает их избавляться от него через достижение превосходства над другими или вовлекая в процесс неуемного поглощения продуктов цивилизации.
При этом оно по определению не может удовлетворить всех своих членов в их притязаниях, что побуждает людей «грешить», т.е. совершать преступления и нарушать нормы, поддавшись соблазнам того же общества. Узаконенный или негласный принцип непрощения является составной частью установок пассионарного общества и поддерживает в нем пирамиды неравенства. Понижая всякого грешника в социальном статусе «праведники» тем самым лицемерно возвышают себя на их фоне.
В отличие от такого порядка вещей христианский принцип прощения грехов позволяет раскаявшемуся человеку равноправно войти в общину верующих и полноценно переключиться на христианский способ бытия, в корне противоположный пассионарному. Более того, Иисус Христос пришел в мир именно ради спасения грешников. И его слова в Евангелии поясняют это: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», «не здоровые имеют нужду во враче, но больные»; «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Ценность раскаяния человека вполне понятна: оно означает осознание Бога и правильности его учения, пусть даже через падения или соблазны, что важно для утверждения истинной и глубокой веры в человеке.
Стоит отметить, что христианский принцип прощения вовсе не отрицает наказания виновного (как земным судом, так и небесным), но помогает ему и обществу выйти из пагубного режима пассионарности и, тем самым, преобразиться. Современное общество вынуждено наказывать преступников ради своего выживания, но оно не имеет права превращать их в "прокаженных", поскольку само всячески насаждает в людях режим пассионарности, который толкает их на преступления. Прежде всего, оно должно осудить себя.
=======
Вообще, заповеди Христа, несмотря на свою лаконичность, обладают многомерным и глубоким смыслом, который раскрывается постепенно, по мере размышления о духовном.
Именно к этому призывает фрагмент его главной заповеди: «возлюби Господа Бога … всем разумением твоим». Он означает, что слепая вера в Бога не есть Его самоцель. Это было бы примитивно для Создателя и для Человека разумного. Для Него важно, чтобы Человек сам осознал значимость Его наставлений на путь истинный и пагубность иного пути. Только в процессе этого осознания человек станет по настоящему разумным существом, приблизившись тем самым к подобию Бога, и воспримет Его, как должно, с великой благодарностью и почтением за Его деяния. Для того Он и разрешил соблазны и изгнал из рая сомневающихся в Нем, чтобы они на своем опыте испытали этот другой путь, путь без Бога. Только через это мы сможем понять Его и Его благоволение к нам. Слова Иисуса Христа подтверждают эту мысль: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам». Это также объясняет христианский принцип прощения раскаявшегося грешника, который на своем печальном опыте, через соблазны, осознал истинность учения Христа и пришел к Богу через свое «разумение».
Есть и другой важный смысл фрагмента заповеди «возлюби Господа Бога … всем разумением твоим». Постигая Бога в размышлениях о Нем, христианин думает о духовном. Это не только помогает человеку укреплять свою веру убеждениями и разумными доводами, но и отвлекает его от суетности жизни, которая в значительной мере и способствует его погружению в режим пассионарности. К этому отрешению от излишней суеты призывают и некоторые другие христианские заповеди, например: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться», «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».
В обоснование этого Евангелие говорит, что «Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» и позаботился о людях, создав все необходимые условия для их благополучного существования. Но чтобы их реализовать, нужно изменить свое отношение к миру и друг другу. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». То есть ищите гармонии, скрытой в высшем мире, к чему еще до пришествия Христа призывал древнегреческий философ Платон. Более того, путь к гармоничному существованию находится внутри нас самих. Как сказал Христос: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». В этом свете стремление христианина к достижению Царства Божьего приобретает более глубокий смысл, нежели желание вечной счастливой жизни. Это – получение доступа к высшему идеальному миру и его смыслам, к чему так стремится дух человека. И заповеди Христа указывают этот путь.
Само по себе сплочение людей на высокодуховной гуманистической основе Христианства уже умножает их силу и снижает агрессивность среды, тем самым освобождая от давления инстинкта самосохранения, которое и провоцирует пассионарность. И наоборот, разделение общества на конкурирующих индивидов, даже под благовидным предлогом утверждения либеральных ценностей, неизбежно приводит его к саморазрушению: "и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот" (Евангелие).
Таким образом, христианское учение – это не просто красивые слова и благие пожелания, а практический способ выхода людей из пагубного режима пассионарности, который делает их несвободными и порождает стремление к свободе.
Более того, доступ к Царству Божьему откроет верующим людям особую силу, которая позволит им изменить мир в лучшую сторону. В Евангелии описаны чудесные исцеления его учениками больных, хождение по воде апостола Петра и приведены соответствующие слова Христа: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»; «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Вместе с тем, это показывает - как труден путь к достижению истинной веры, но тем не менее, он открыт для человека.
=======
Помимо христианского учения, не менее важен сам факт схождения Бога к людям в простом человеческом образе Христа и принесения себя в жертву ради спасения людей. Этот поступок представляет собой символическое выражение самого учения Христа. В нем как бы сконцентрированы все его заповеди и выполнены им самим. Помимо прочего, у этого величайшего акта жертвования есть одно очень важное следствие для общества.
До этого времени социальные пирамиды были естественным способом совместного существования людей, реализующим режим пассионарности. Религиозные установки еще больше утверждали такой порядок вещей в обществе. Неприступные и жестокие боги стояли во главе пирамид, освящали их и надзирали за людьми; правители народов располагались чуть ниже и так далее. Люди должны были приносить жертву богам, а не наоборот. Своим поступком христианский Господь опрокинул все пирамиды и разрушил легитимность социального неравенства, которое лежит в основе пассионарного общества. Этот посыл находит свое подтверждение в изречениях Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»; «кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»; «что высоко у людей, то мерзость пред Богом».
=======
Таким образом, Бог в лице Христа совершил величайшую революцию, низвергнув режим пассионарности, господствующий до него в обществе и поддерживающий страхи, которые делали людей несвободными, и открыл для них путь к свободе через высшую форму мистического режима. В свою очередь, это открывает доступ к режиму трансцендентности (миру высших сущностей или Царству Божьему).
Казалось бы, непротивленческое мировоззрение христиан должно было привести их к вымиранию на самом раннем этапе. Но Бог совершил чудо, и Христианство получило широкое распространение, что вывело общество из агрессивного режима пассионарности, обеспечив ему относительно спокойное эволюционное развитие на многие столетия. Оно позволило также христианам мирно сосуществовать с их пассионарными «элитами», разделив ценности на высшие духовные и прочие земные. Иисус сказал: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», тем самым призывая христиан терпеть болезненную страсть элиты к материальному обогащению и делая их ценности ничтожными.
Но это терпение к другим было возможным только в том обществе, где Христианство преобладало. Сейчас этого нет, и мир все более погружается в собственные страхи, которые делают людей пассионарными и нетерпимыми с вытекающими последствиями. Они все меньше способны воспринимать разумное и доброе, как о том упомянуто в Евангелии: «и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих». Итог всего этого очевиден и предсказан там же: «восстанет народ на народ, и царство на царство», что должно предварять Конец Света. Не это ли уже происходит, причем руками самих людей, которые все глубже опускаются в омут своих страхов, и в испуге готовы потопить друг друга?
=======
В заключение.
Простое осмысление жизни ничего не дает, кроме ощущения ее ничтожности и временности. Это провоцирует в человеке режим пассионарности и побуждает его стать чем-то большим на фоне других людей (самоутверждаться), конкурировать с ними и подавлять их, что в итоге приводит «homo sapiens» к взаимному уничтожению. Все идеологические попытки создать рациональную основу существования человека и общества заканчивались одним, а именно: во главу угла ставились материальные блага человека и подобные им ценности, не освобождая его от страхов смерти, что неизбежно приводило к тому же результату.
И только через включение в человеческое бытие Бога и Божественного промысла оно наполняется значимостью, содержанием и целью в своем абсолюте (в частности, достижение высшего мира, его смыслов и соответствие им). Но как показала историческая практика, не всякая религиозно-философская концепция способна захватывать массы, эффективно подавлять режим пассионарности и освобождать человека от страхов смерти (в частности, социальной). Это замечательным образом получается у Христианства. Оно не только на словах отвергает режим пассионарности (в частности, такие его негативные проявления как социальные пирамиды, тщеславие и корысть), но и дает соответствующий альтернативный способ жизни, где значительную роль играет мистический режим (лежащий в основе мирного коллективного сосуществования). Именно поэтому революционеры всех мастей старались уничтожить Христианство или обезобразить его.
Благодаря их усилиям за последние столетия режим пассионарности возобладал в мире. Тем самым он приблизил свой конец и Конец света, поскольку предельно разделил людей (уже не только на классы, слои и многочисленные гендеры, но даже на отдельные индивиды-атомы, конкурирующие друг с другом и связанные только общей ненавистью к кому-либо). В Евангелии есть на этот счет ясное пророчество: «если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот»; «и если сатана восстал на самого себя и разделился,… пришел конец его».
И там же есть слова об этом печальном будущем: «И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни». А к избранным Христос причислял тех, кто истинно верит в Бога и исповедует Христианское учение. То есть человечеству дается надежда на лучшее будущее, если останутся таковые, «ибо много званых, а мало избранных».