УБОРКА ИГРУШЕК в конце свободной игры детей — это важный процесс, и садовницы уделяют этому особое внимание.
ИГРА
Вы замечали, как маленький ребенок начинает с энтузиазмом играть, и как падает его активность, когда все игрушки уже хаотично "разбрелись" по комнате? Малыша этот хаос сбивает и дезорганизует. Чтобы он продолжал игру, должен снова наступить некоторый порядок.
Это одна из причин, по которой игрушек должно быть не очень много. В процессе игры малышей взрослому приходится с периодичностью что-то прибирать и упорядочивать.
Когда играют старшие дети 6-7 летки — хаоса уже нет, игра и предметы в ней имеют свои очертания и некий "рисунок", всё наполнено смыслом. Хотя предметы могут активно и массово перемещаться.
Да и создаваемый младшими детьми хаос старших уже не сбивает. Младшие дети играют "от игрушки" (что увидел - в то и играет),
старшие же от своего сюжета, они зачастую приходят в группу уже зная, во что они сегодня будут играть.
Дети 4,5 -5,5 лет вовсе живут в стране фантазии, их игра может быть очень разнообразна, и очень подвижна, они переходят от одного сюжета к другому, гибко их соединяя. Поэтому они также преобразуют всё вокруг: через некоторое время все вещи и игрушки могут быть на других местах, а дети уже унеслись в другую комнату.
Обычно средние и старшие дети в группе много строят, если есть из чего строить. В ход идут лавочки, столы, стулья, раскладушки, доски, диванные подушки, большие куски тканей вместо крыши. Их постройки могут быть большими по площади, двухэтажными, и они просят вас поставить стол на стол.
Затем, игра подходит к концу, вы видите, что дети "доиграли" сюжет, их активность и взаимодействие снизились. Наступает время уборки игрушек. Обычно к этому моменту все пространство может быть "вверх дном".
УБОРКА
Мы в группе обычно предупреждаем детей, о том что игра подходит к концу пропевая: "ребятишки, до конца игры осталось 5 минут" - это позволяет им настроиться и переключиться. То, что не нужно - уже можем начать убирать. То что еще нужно - пока не трогаем.
Садовница начинает напевать "убиральную" песенку и что-то складывать. Старшие дети - выпускники обычно сразу присоединяются и могут организовать других детей, увлекая их своим примером.
Старшие уже могут убраться в кукольном доме или магазине. Некоторым средним детям нужно дать конкретное задание (сложить подушки, поставить в гараж машинки, собрать мячики в корзину).
Малыши могут помогать уборке, продолжать играть или вновь растаскивать то, что уже убрано. Им очень нравится порядок, и он их побуждает вновь начать игру.
Дети с подвижной и возбудимой нервной системой могут начать бегать. Они устали играть, и это их способ сказать об этом. Иногда мы можем подключить такого ребенка к уборке, а иногда приходится посадить его на лавочку, чтобы он понаблюдал со стороны.
Есть дети которые с началом уборки пытаются "улизнуть" или где- то спрятаться. Это - не от лени. Обычно либо общий хаос слишком сложен для ребенка, либо дома его заставляют убираться и эта задача кажется ему непосильной и неприятной.
Конкретная небольшая посильная задача и игровая форма в которую мы облекаем сбор игрушек могут помочь им это преодолеть.
На уборку садовницы всегда отводят достаточно времени. Не спеша, в течение 15 или 25 минут, все будут разбирать свои постройки
и раскладывать по корзиночкам разные мелочи. Потом поищут "последний беспорядок", и можно отправляться, например, мыть руки.
Эти ежедневные процессы очень важны для растущего человека - здоровый обмен веществ в организме устроен так, что в нас постоянно что-то созидается и разрушается.
Проживая в игре процессы строительства-творчества и разрушения-разбора, упорядочивания, ребенок участвует в них практически всем телом, неосознанно оживляя тем самым здоровый обмен веществ, а также тренируя свою нервную систему.
А еще, постигая некий мировой порядок и красоту этого порядка —
У КАЖДОЙ ВЕЩИ ЕСТЬ СВОЙ ДОМИК.
И глубоко внутренне проживая ритм — ДО игры БЫЛО ТАК и после игры ВСЁ ВЕРНУЛОСЬ "на круги своя". И завтра опять БУДЕТ ТАК.
И ВСЕГДА. Это рождает уверенность и покой.
Автор статьи: Ирина Суровегина, ведущий воспитатель д/с "Добрая Сказка"(г. Дивногорск), преподаватель Сибирского Дошкольного вальдорфского семинара, детский и семейный психолог.
1