Совсем давно когда я только-только начинал смотреть фильмы пачками, мне было интересно создавать всевозможные списки самых лучших фильмов. Я считал, что мой вкус в кино - истина и всякий, кто думает иначе, вообще не разбирается в кино. Теперь, спустя 15 лет, когда я вспоминаю эти списки, мне хочется то ли смеяться, то ли плакать - списки сами по себе вещь идиотская: как можно сравнивать какой фильм лучше - допустим, Энни Холл, Матрица и, скажем Крестный отец? Разные жанры, разные стили, эпохи - именно поэтому награды вроде Оскара - это субъективное сравнение нескольких абсолютно разных фильмов и почти всегда по каким-то определенным, зачастую совсем не кинематографичным критериям.
Собственно, в этой подборке хочу рассказать про фильмы культовых режиссеров, которые либо совсем провалились в прокате, либо были холодно встречены прессой и зрителями, видимо, потому что не соответствовали каким-то неведомым критериям. Однако спустя время о них стали говорить все чаще, а некоторые из них и сегодня пересматриваются и включаются в те самые списки самых-самых.
Barry Lyndon / Барри Линдон (режиссер Стэнли Кубрик, 1975 год)
После Космической одиссеи и Заводного апельсина все ждали от Кубрика очередной фильм-вызов, который наделал бы шума: Одиссея изменила жанр фантастики навсегда, а Заводной апельсин оказался настолько скандальным из-за показанной жестокости в фильме, что в Великобритании картина была снята с проката. Но Кубрик берет и снимает 3-х часовую костюмированную драму про ирландского авантюриста Редмонда Барри, который пробивает себе дорогу в высший свет английской аристократии середины XVIII века. И как снимает - можно взять любой кадр из фильма и показывать в лучших музеях мира! Обстоятельный подход режиссера к изчению материала, подготовке и самим съемкам в погоне за максимальной реалистичностью никогда раньше не имел аналогов: все съемки велись исключительно на натуре, а интерьеры освещены только естественным дневным светом либо свечами. Это стало возможным благодаря использованию сверхсветосильных объективов компании Carl Zeiss, специально спроектированных для наблюдения за звёздами во время лунной программы NASA. Изготовление каждого экземпляра этих объективов обошлось NASA в миллион долларов. Это и по сей день самые светосильные объективы, когда-либо использовавшиеся в кинематографе.
Фильм не имел большого успеха в США и в целом в мире, а критики разделились на два лагеря: кто-то посчитал фильм очередным шедевром режиссера, но было и немало тех кто ругал картину за неоправданно долгий хронометраж и вольное обращение с первоисточником (фильм крайне структурно основан на романе Уильяма Теккерея "Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим"). Сейчас же фильм воспринимается не только как вершина исторического кино, но и пиком самого режиссера.
The Conversation / Разговор (режиссер Фрэнсис Форд Коппола, 1974 год)
Есть в фильме Джентльмены Гая Ричи эпизод, в котором персонаж Хью Гранта заводит очередную долгую речь в разговоре с персонажем Чарли Ханнама и упоминает про этот фильм, называя его не совсем фильмом в своем вкусе. А как по мне так этот фильм Копполы можно смело ставить в один ряд с Крестными отцами и Апокалипсисом сегодня. Режиссер работал над съемками в перерыве между двумя первыми частями Крестного отца и создал полотно, совершенно не похожее ни на один из своих шедевров: это максимально камерная история о меланхоличном мастере по подслушиванию разговоров, одержимого конспирологией, и, как выяснится совсем небезосновательно. Медленно и последовательно картина затягивает зрителя в немногочисленные события фильма, делая акцент, в первую очередь, на атмосферную составляющую фильма: ни эпических сцен формата Апокалипсиса, ни эмоционально заряженных кадров Отца, однако снято все крайне выразительно с подчеркнуто аскетичной и мастерской игрой Джина Хэкмана (необязательно все время рвать глотку и строить мимику, чтобы сыграть запоминающуюся роль). Атмосферное кино высшей пробы.
Фильм вышел за несколько месяцев до знаменитого Уотергейтского скандала и в момент выхода не имел должного отклика со стороны зрителей, однако после самого скандала фильм начал пользоваться успехом и постепенно обрел статус культового.
After hours / После работы (режиссер Мартин Скорсезе, 1985 год)
Любимый Скорсезе, куда же без него! В середине 80-х режиссер уже был в статусе культового после успеха Таксиста и Бешеного быка и совершенно неожиданно для всех решил сделать шаг в сторону черного юмора / гротеска и не был понят абсолютно никем, кроме жюри Каннского фестиваля - был отхвачен приз за лучшую режиссуру. Я долго откладывал просмотр фильма и смог увидеть его только пару лет назад и могу сказать с уверенностью - в жанре абсурдистской комедии я видел мало похожих фильмов.
Обычный клерк Пол Хакетт ведет ничем не примечательную жизнь в Нью-Йорке - работа, дом, диван, кровать и снова работа. Однако одним знаменательным вечером после работы он повстречает в местном кафе загадочную девушку, которая оставит ему свой номер телефона. Позвонив ей позже тем же вечером, ему будет суждено пройти целую череду приключений и испытаний в течение одной ночи: то ли растянувшуйся неудачный день, то ли бред отчаявшегося работяги - ответа вы не получите. Он и не нужен - нужно просто откинуться на спинку кресла и наслаждаться перепитиями этой великолепной саркастической комедии.
Vertigo / Головокружение (режиссер Альфред Хичкок, 1958 год)
Я знаю. знаю - фильмы Хичкока очень плохо стареют - сейчас, когда фильмы ужасов выходят с периодичностью 10 штук в день, старые страшилки уже несерьезная затея. Но эта лента совсем не фильм ужасов и даже, наверное, не триллер - очень сложно до конца определить жанр этой ленты: это и детектив, и мелодрамма, и еще много чего.
Детектив Джон Фергюсон становится свидетелем трагической смерти напарника в процессе погони за преступником по крышам домов и из-за этого у него начинает развиваться акрофобия - боязнь высоты. Спустя некоторое время Джона нанимает в качестве частного детектива его старый знакомый и просит последить за своей женой, сообщая, что та ведет себя странно и может навредить себе. Джон неохотно соглашается и тем самым впутывает в себя в таинственное дело.
Причин посмотреть этот удивительный фильм несколько: во-первых, могучая музыка великого Бернарда Херрманна (тот самый, который написал меланхоличные джазовые мелодии для Таксиста Скорсезе), которая в самых кульминационных эпизодах фильма звучит особенно ярко. Саундтрек и отдельно от фильма можно слушать бесконечно. Во-вторых, новаторские по тем временам приемы с камерой: спецэффект с одновременным наездом и отъездом камеры - чтобы показать смещение в психике главного героя; камера, непрерывно двигающаяся вокруг персонажа - символ закручивающейся веревки на шее и куча других нестандартных приемов. И, наконец, в третьих - мои нелюбимые списки, и все же: по результатам опроса многочисленных кинокритиков журнала Sight & Sound фильм занимает первое место в списке величайших фильмов. А меж тем в момент выхода фильма критики приняли картину довольно холодно и лишь со временем переосмыслили данное творение.
Друзья, на этом все. Надеюсь что-то из этого списка, а еще лучше все, вы посмотрите и поделитесь своими впечатлениями. Я же хочу пригласить вас в свой авторский телеграмм канал - https://t.me/nastkinopro. Здесь я рассказываю про интересные фильмы прошлого, делаю анонсы избранных предстоящих фильмов и делюсь интересными фактами о кино.