Найти в Дзене

Начало пути Аньоло Бронзино (Часть 1)

Мастерская Понтормо и путь к успеху. В ноябре 1503 в густонаселённом предместье Флоренции Монтичелли, расположенном за Порта Сан Фредиано вдоль Виа Пизана родился Аньоло Бронзино. Полное его имя заучит как Аньоло ди Козимо ди Мариано Бронзино. Мать мальчика звали Феличе. Известно, что отец Аньоло работал мясником. Родители с детства обнаружили способности сына к рисованию. Отец договорился об обучении Бронзино в мастерскую к некому посредственному живописцу. Позже перевел сына к Рафаэлино дель Гарбо. Значительных успехов молодой Аньоло добился обучаясь у Якопо Карруччи, прозванного Понтормо. Юный художник был для мастера как родной сын. До последних дней Пантормо они сохраняли тёплые дружеские отношения. Об этом упоминается в дневнике Якопо Карруччи, которы он вёл в 1554-1556 годах. Ещё одним подтверждением их дружбы служит портретное изображение Бронзино, включенное Понтормо в одну из сцен Историй Иосифа Иудейского, которые украшали деревянные лари в брачных покоях Пьерфранческо Борг

Аллегорический портрет Данте
Аллегорический портрет Данте

Мастерская Понтормо и путь к успеху.

В ноябре 1503 в густонаселённом предместье Флоренции Монтичелли, расположенном за Порта Сан Фредиано вдоль Виа Пизана родился Аньоло Бронзино. Полное его имя заучит как Аньоло ди Козимо ди Мариано Бронзино. Мать мальчика звали Феличе. Известно, что отец Аньоло работал мясником. Родители с детства обнаружили способности сына к рисованию. Отец договорился об обучении Бронзино в мастерскую к некому посредственному живописцу. Позже перевел сына к Рафаэлино дель Гарбо. Значительных успехов молодой Аньоло добился обучаясь у Якопо Карруччи, прозванного Понтормо. Юный художник был для мастера как родной сын. До последних дней Пантормо они сохраняли тёплые дружеские отношения. Об этом упоминается в дневнике Якопо Карруччи, которы он вёл в 1554-1556 годах. Ещё одним подтверждением их дружбы служит портретное изображение Бронзино, включенное Понтормо в одну из сцен Историй Иосифа Иудейского, которые украшали деревянные лари в брачных покоях Пьерфранческо Боргерини и Маргариты Аччайуоли. В их исполнении помимо Корруччи принимали участие Андреа дель Сарто, Граначчи и Баккиакка. На одной из сцен у подножья лестницы, на ступеньках которой Иосиф представляет фараону своего отца Иакова, изображён юноша с широким лицом и рыжей шевелюрой. Он повернут к шаловливому мальчику с такими же рыжими волосами и кажется, что действие происходит зимой 1517 или 1518 - этим временем обычно дотируется данное произведение: сидящий юноша с вместительной сумкой в правой руке словно только что оторвался от повседневных занятий или, судя по его головному убору, тёплой накидке, напротив готов отправиться по делам мастерской.

Истории Иосифа Иудейского
Истории Иосифа Иудейского

В Риме в 1522 году осенью вспыхнула эпидемия чумы. Несмотря на принятые меры, она достигла Флоренции. В начале ноября в городе появились первые жертвы. Понтормо, скрываясь от ужасного бедствия, принял предложение расписать монастырский двор Чертозы Сан Лоренцо в Галлуцо, взяв из всех учеников с собой только Бронзино. Понтормо украсил двор монастыря фресками с историями Страстей Господних, населив сцены фигурами угловатыми и удлинёнными, в немецкой манере, заимствуя мотивы в гравюрах Дюрера, а молодой Аньоло расписал два люнета над дверью, ведущей из большого двора в зал капитуала.

-3

В одной он изобразил «Мертвого Христа» с двумя ангелами, а в дугой - «Мученичество Святого Лаврентия». Из-за плохой сохранности судить об этих произведениях трудно, но скорее всего они были работами достаточно скромными и весьма далекими от того высочайшего уровня мастерства, который в дальнейшем отличал искусство Бронзино.

Оплакивание. Галерея Уффици
Оплакивание. Галерея Уффици

Эпидемия чумы закончилась к 22 марта 1523 года, однако Понтормо, привлечённый монашеским образом жизни, оставался в Чертозе ещё пару лет. В 1525 году, перед тем как покинуть монастырь окончательно, он написал поразительную по новизне картину «Христос в Эммаусе» (Флоренция, галерея Уффиции). В то же время Аньоло, помимо обычных обязанностей подмастерья Понтормо, украсил миниатюрами несколько литургических книгдля монахов - картезианцев, не сохранившимися до наших дней, и исполнил «Распятие». Это произведение, оставшееся в мастерской, по свидетельству Вазари было продано позднее как собственноручное произведение Карруччи.