Найти в Дзене
Грамматика легко

Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы

Формирование мировоззрения школьников является одной из главных задач общей системы учебно-воспитательной работы в школе. Эта задача не обособлена, ее решение невозможно без тесной взаимосвязи всех составных элементов школьной жизни. Элементы учебно-воспитательной работы направлены на формирование мировоззрения учащихся и не ограничиваются только учебным процессом, так как для формирования мировоззрения учащихся необходимо использовать все возможности воспитательной деятельности школы. В основе формирования мировоззрения школьников лежат идеи социализации и гуманизации образования. Социализация предполагает создание условий для социального воспитания учащихся, а гуманизация – ориентацию воспитательной деятельности на развитие личности. Формирование мировоззрения школьников требует использования различных методов и форм обучения. Наиболее эффективными средствами для формирования мировоззрения являются: лекции, дискуссии, круглые столы, дебаты, экскурсии, занятия по истории, обществозна

ресурс https://i.pinimg.com/564x/c3/ed/78/c3ed78b06b3e07ef504fdd53963fa9e4.jpg
ресурс https://i.pinimg.com/564x/c3/ed/78/c3ed78b06b3e07ef504fdd53963fa9e4.jpg

Формирование мировоззрения школьников является одной из главных задач общей системы учебно-воспитательной работы в школе. Эта задача не обособлена, ее решение невозможно без тесной взаимосвязи всех составных элементов школьной жизни. Элементы учебно-воспитательной работы направлены на формирование мировоззрения учащихся и не ограничиваются только учебным процессом, так как для формирования мировоззрения учащихся необходимо использовать все возможности воспитательной деятельности школы.

В основе формирования мировоззрения школьников лежат идеи социализации и гуманизации образования. Социализация предполагает создание условий для социального воспитания учащихся, а гуманизация – ориентацию воспитательной деятельности на развитие личности.

Формирование мировоззрения школьников требует использования различных методов и форм обучения. Наиболее эффективными средствами для формирования мировоззрения являются: лекции, дискуссии, круглые столы, дебаты, экскурсии, занятия по истории, обществознанию, правоведению, биологии, физике, а также использование различных источников информации – книг, интернет-ресурсов, аудио- и видеоматериалов, музыки, искусства.

Не менее важным элементом в формировании мировоззрения является личный пример взрослых – учителей, родителей, других лиц, занимающихся воспитанием и обучением учащихся. Также важным фактором считается морально-этическое воспитание, развитие учащихся чувства ответственности, созидательности, патриотизма.

Следует отметить, что дети воспринимают мир сугубо индивидуально, поэтому необходимо учитывать, что человеческое сознание и мировоззрение формируются в процессе жизни, и у каждого индивидуума своя позиция и понимание окружающей реальности. Это требует от педагогов скрупулезного изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся и построения обучающих и воспитательных мероприятий на основе их потребностей и интересов.

В своей работе педагогам необходимо ориентироваться на современные тенденции в развитии общества, прогнозы и аналитические данные по различным социальным и экономическим вопросам, а также интересы и потребности молодежи. Необходимо проводить регулярные анализы результатов учебно-воспитательной работы, корректировать программы и мероприятия, стимулировать учащихся к саморазвитию и самообразованию.

Важным источником информации в работе над формированием мировоззрения школьников являются научные и популярные публикации, материалы конференций, симпозиумов, сборники статей и научных докладов. Эти источники могут содержать новейшие данные и исследования в области образования и мировоззрения.

Таким образом, формирование мировоззрения школьников является одним из ключевых направлений общей системы учебно-воспитательной работы. Реализация этой задачи требует комплексного подхода и использования различных методов и форм обучения, взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также отражения современных тенденций в развитии общества в программной основе работы школы.

Автор: Анастасия А. Витвицкая

Источники:

1. Г. Баженова, М. Мещеряков. Мировоззрение как феномен психики. – М.: Владос, 2009.

2. В.Ю. Шадрикова. Формирование мировоззрения в современном образовательном процессе. – М.: Просвещение, 2012.

3. А.П. Шиманская. Формирование мировоззрения школьников в обучении и воспитании. – М.: Издательство Российской академии образования, 2016.

4. Рамсден, П. Мировоззрение и образование: проблемы, тенденции, перспективы. – М.: Издательство Московского государственного университета, 2008.

5. Ковалева, А. В. Формирование мировоззрения учащихся на уроках обществознания: методика, технологии, эффективность. – М.: Просвещение, 2010.