Скажите, только честно, какая городская среда вам нравится визуально больше.
Такая?
Или такая?
Скорее всего, первая. Зелень, спокойствие, велодорожки, среднеэтажная застройка, уют.
Вторая — это смог, пробки, аварии, шум и сигналы машин, застроенные высотками кварталы, узкие тротуары, асфальт, бетон, рекламные вывески. Ни воздуха, ни деревца, ни травинки.
Знаете, чем отличаются с градостроительной точки зрения два этих подхода? Первый ориентирован на пешеходов. Второй — на водителей авто.
И вот тут для водителей авто у меня неприятная весть. Не бывает, чтобы в городе было одинаково хорошо и для пешеходов, и для водителей.
***
Если вы водите свою машину, вам, возможно, неприятно было прочитать про то, что кто-то посягает на вас с вашим автомобилем. И в голове, возможно, у вас мелькнет мысль типа:
"Да идите вы в сад со своими велодорожками и двухполосными улочками, я внутри своего авто и так в полном порядке, покое и уюте. А что там за бортом автомобиля, мне по**ать. И вообще, пусть чмошники и нищие пешком ходят, я круче"
У меня лично именно эта мысль мелькнула, когда в институте мы разбирали подходы к созданию городов на градостроительстве.
Предмет так называется, ага — и четыре последних семестра мы плотно занимались именно градо.
Я помню, даже пренебрежительно фыркнула, как взнузданная лошадь.
Но хорошо, что препод попался хороший и именно с этого пренебрежительно-агрессивного фырканья и начал нам объяснять, что, мол, да, казалось бы, водители-то крутыши, они-то за рулем личных автомобилей! И почему вдруг им должно быть какое-то дело до нищеты, вынужденной передвигаться на автобусах, как последние чмошники?
***
Но потом он начал спрашивать нас о наших родителях и детях. И о нас самих, когда нам захотелось прогуляться до ближайшей булочной, а не ехать в гипермаркет за десять кварталов от дома. И каково тогда будет наше мнение?
Я, далеко не сразу, а очень постепенно, стала понимать, что в качестве пешехода я оказываюсь на улицах города куда чаще и больше по времени, чем в качестве водителя. И да, как пешеход, я бы предпочла спокойные узкие улицы с зеленью и велодорожками, размеренный, умно построенный общественный транспорт с выделенкой для проезда. И за маму бы не переживала. Она попала однажды в аварию — на широкой дороге ее не заметил водятел, слепошарый козел, и протащил пятьдесят метров по асфальту. Страшнее всего было то, что это случилось через неделю после смерти папы — папа умер, мама в реанимации. Я поседела тогда. И бабушка моя, еще раньше, оказалась под колесами автомобиля в 65 лет, а потом 14 лет лежала и, если передвигалась, то очень плохо, только по дому и на костылях. И как вишенка на тортике: я и сама оказалась в аварии, после которой психически неспособна садиться за руль — начинает трясти.
***
Но даже если убрать все эмоции (кому какое дело до моих эмоций и вообще эмоций посторонних людей?), остается еще одна проблема. Если город решают развивать для водителей, то... решения нет. Невозможно сделать достаточно широкие улицы, чтобы избежать пробок. Чем шире дорога, тем больше водителей захотят по ней поехать — она же широкая!
Чем шире дорога, тем сложнее ее перейти пешеходам. Строить подземные и надземные переходы тупо дорого. Да и маломобильные граждане все равно не смогут воспользоваться ими.
Знаете, кто такие маломобильные граждане?
Нет, это не только инвалиды и пожилые люди. Но и граждане с, например, чемоданом на колесиках. И родители с ребенком на руках или в коляске. И уставшие или внезапно заболевшие люди.
В общем, все мы временами бываем маломобильными. Всем нам иногда тяжело, но надо передвигаться по городу в этом состоянии.
Поэтому все равно останутся обычные наземные переходы. А при широких дорогах и светофоры будут долгими. А значит, что? А значит, каждый квартал будут собираться пробки. Чем шире дорога, тем дольше светофор, тем больше машин скопится на светофоре, тем больше пробка.
Чем шире дорога, тем страшнее будет вам же за ваших детей и пожилых родственников. Вам придется стараться подвозить их сразу на нужную сторону улицы — чтобы они не попали под колеса при переходе дороги. А значит, вы будете совершать лишние маневры, что будет провоцировать рост пробок: проехать лишний километр до разворота, на развороте постоять в напряжении, создавая аварийную ситуацию, подвезти маму или сына к нужному месту, снова создать аварийную ситуацию остановкой, мешая потоку машин, и потом снова колесить, выезжая в нужный вам автомобильный поток.
Чем больше город ориентируется на удобство водителей личного автотранспорта, тем больше пробок. Чем больше пробок, тем хуже ездит общественный транспорт. Им тупо неудобно пользоваться. И тем больше людей будут стремиться обзавестись собственным автомобилем. Тем больше будет загруженность дорог. Тем больше будут все те проблемы, что я описала выше.
Замкнутый круг.
***
Если развивать город для пешеходов — узкие улицы, разветвленный общественный транспорт, дорожки для велосипедов и самокатов, озеленение, широкие тротуары, лавочки — тогда город станет куда менее травматичным и опасным и куда более приятным и уютным местом. Еще и для здоровья полезно передвигаться на велосипеде и пешком.
Да и в один автобус спокойно, без толкотни, влезает сотня человек. Представьте, какая это уйма автомобилей, если вся эта сотня людей сядет не в автобус, а за руль.
В общем, жизнь в городе, ориентированном на пешеходов, оказывается куда лучше.
Но для этого надо усложнять жизнь водителям — заужать дороги, отдавать приоритет общественному транспорту, делать платным или вовсе запрещать въезд в определенные районы города, увеличивать количество пешеходных улиц.
Потому что, к сожалению, нельзя и рыбку съесть, и в воду не лезть. Это я вам как профессиональный архитектор говорю.
Тем более, что попытка создать город именно под нужды автовладельцев все равно невозможна — все решения ведут в тупик, в увеличение пробок, смога, травмоопасности и снижение комфорта для всех, включая самих водителей.
______________________________
Не забудьте про лайк. Или дизлайк. Но лучше про лайк, конечно.
Еще почитать:
Как я перестала водить машину
Четыре распространенных косяка в новых жилых комплексах
Если бы я хотела жить в Париже
Сравнение хрущевок и современного жилья