Миграция вестготов
В первой половине III века вестготы (западные готы) пришли в Поднестровье. Здесь обитали гетофракийцы, сарматского и, возможно, славянского происхождения. К середине IV в. вестготы добрались до современных Мунтении и Молдовы, Трансильвании. Основная масса вестготов продолжала жить на нижнем Днестре. Произошли несколько римско-готских войн. В IV в. н.э. у готов происходил рост производительных сил, шел процесс разложения родоплеменных отношений.[1]
Вестготские племена IV-V веков существовали в переходный период от доклассового общества к классовому. В общественной жизни вестготов важную роль играли войны и переселения, связанные с нуждой в новых землях, а также желанием знати и дружинников в военной добычи. Для готского общества второй половины IV в. характерна социальное и имущественное разделение. Свободные готы: обедневшие общинники и зажиточные, имевшие патриархальных рабов, также получали дань от покоренного местного населения или (и) жалованье на службе Римской империи или обогащались, совершая набеги на римские провинции.
С середины IV века до расселения вестготов в Южной Галлии и Испании у готов постоянно вели борьбу друг с другом проримские и антиримские группировки. После неоднократных военных конфликтов с римскими армиями и неудачной попытки перебраться в Африку через Испанию Атаульф, готский король заключил соглашение с римским правительством, по которому вестготы вновь стали федератами Империи. Получив продовольствие, они могли утвердиться в Испании и воевать против других варваров. Римляне хотели с помощью вестготов уничтожить вандалов и аланов, которые к тому времени перебрались в Испанию. В 415-418 годах император Гонорий сделал вестготам уступки, чтобы напали на аланские и вандальские земли на территории римской Испании. В 415 году вандалы-силинги потерпели поражение в Бетике от войска вестготского короля Атаульфа. В 418 году аланские земли в Лузитании и Карфагенике в большей части уничтожил вестготский король Валия. Что впоследствии вынудило вандалов совместно с аланами перейти к завоеванию римских провинций в Северной Африке. Вестготы в благодарность от Западной Римской империи получили Аквитанику и часть Септимании. В 409-420 годы из-за варварских набегов разорению подверглись обширные территории Галлии, включая Аквитанику. Землю не обрабатывали и доходов владельцы не получали. Но римляне могли оставить за собой наиболее плодородные и выгодные участки. Лугами и лесами вестготы и римляне пользовались совместно, но постепенно происходило разделение между обоими собственниками. Две трети несвободного населения оставалось в собственности римлян. В 418 г. готов поселили в качестве федератов в Аквитании.[2]
В тот период вестготам было чуждо национальное самосознание. Находясь на высшей ступени военной демократии, они добивались от Римской империи территориальных уступок, чтобы обеспечить хозяйственную деятельность землевладельцев-общинников, а для знати - приобретение крупных земельных владений, власть над соплеменниками и местным населением.
В V веке у вестготов происходил переход от «большой семьи» к индивидуальной.
В конце 20-х и в середине 30-х годов V в. вестготы пытались расширить свои владения. При Эйрике они овладели территорией на севере до Луары, на юге до устья Роны, захватили Прованс и заняли большую часть Пиренейского полуострова (северо-западной частью владели свевы). Бетика сохраняла полунезависимое состояние до середины VI в.
При первоначальном поселении вестготы имели право получать две трети пахотных земель, половину лесов, часть рабов, инвентаря, скота и хозяйственных сооружений «римлян».[3]
К 70-80- годам V в. процесс разложения родового строя вестготов значительно продвинулся по сравнению с вандалами, франками, англами и саксами. Тем временем Западная Римская империя все больше приходила в упадок, а вестготское поселение римских федератов усиливалось, превращаясь в суверенное королевство.
Королевство вестготов
В Испании районы массового поселения вестготов составляли незначительную часть территории страны. Более плотно заселена бывшая римская провинция Тарраконе, плоскогорье между Дуэро и Тахо (Сеговия и Бургос). Но в конце V века началось массовое заселение Испании вестготами. На вновь завоеванных территориях Испании возникали деревни со смешанным готско – «римским» населением, а иногда чисто готские селения с деревнями, населенными местными землевладельцами. Но равенства в распределении земельных наделов между готами не было, согласно древнегерманской традиции и римскому закону о военном постое.[4]
Вестготы-ариане, завоевавшие Испанию терпимо относились к евреям. Но в конце VI в. вестготыприняли католичество и пожелали, чтобы это сделали евреи. Были запрещены браки между евреями и христианами.[5] Часть евреев покинула страну.
Ослабевшие римские граждане не смогли полностью сохранить и передать античную культуру покорившим их, более сильным германским племенам. В результате испанские школы к VI в. пришли в упадок. На рубеже VI и VII веков Церковь переживала упадок духовной культуры. Лициниан, епископ Картахенский сетовал, что трудно найти священника, знающего о том, что Иисус был распят.[6]
Язык жителей Испании
Язык народов Испании видоизменился до неузнаваемости. Через языки других народов: этрусков, карфагенян, греческий язык влиял на латинский классический и народный язык и попадал в испанский. С конца V в. термин «романсе» начинают противопоставлять официальному письменному языку. «Вестготский период» (VII-VIII вв.) - установление, относительно общих изменений в народной латыни и постепенного разделения в территориальные диалекты будущих романских диалектов и языков. В дальнейшем из многих диалектов Пиренейского полуострова выделился кастильский (толедский), который стал образцовым языком, нормой для других провинций.
После завоевания Пиренейского полуострова германскими племенами влияние их языка на пиренейскую латынь было незначительно. Их влияние шло через латинский язык и языковые контакты германских племен с испанским и романсе. В основном это лексика, связанная с юридической, религиозной тематикой, военная, сельскохозяйственная, абстрактные понятия; слова, относящиеся к повседневной жизни, много прилагательных; собственные имена: Alvaro(известный всем); Fridenandus/Fernando(готовый к миру), Rodericis/Rodrigo(богатый славой), Algimiro(известный войску), Gonzalo- Gonzalvo(от борьба), Aldefonsus-Alfonsus(готовый к сражению), Elvira[7].
Источники:
[1] Ременников А.М. Вестготы и Римская империя накануне нашествия гунов.// Вестник древней истории, 1967, №1.С.96.
[2] Корсунский А.Р. Вестготы и Римская империя в конце IV-начале V вв.// Вестник МГУ. История.1965, №3.С.95.
[3] Корсунский А.Р. Об условиях поселения вестготов в Южной Галлии и Испании//Средние века. Сб.ст.,1964,Вып. 25.С.33.
[4] Там же, стр. 32.
[5] Евреи по страницам истории. Сост. С. Асианский, Э.Иоффе. Минск.,1997.С.93.
[6] Шишмарев В. Очерки по истории языков Испании. - М.-Л., 1941.С.63.
[7] Там же, стр. 44.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.