Заходите к нам в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
В второй половине 20-го века некогда грозные бронепоезда перестали рассматриваться военными как реальная боевая сила. Развитие реактивного вооружения и противотанковых средств, появление ядерного оружия и дальнейшее повышение маневренности сухопутных войск практически не оставили места для бронированных гигантов на полях сражений.
Конечно в различных регионах мира предпринимались попытки возрождения бронепоездов, но общих тенденций угасания это не меняло. Так, в 1970-х годах, в период обострения отношений с Китаем, в СССР были спешно построены несколько подвижных железнодорожных боевых единиц, получивших наименование БП-1. Считалось, что в условиях хронического бездорожья бронепоезда будут способны быстро передвигаться в регионе и обеспечат оперативную защиту Транссиба.
Такой бронепоезд включал обшитый бронелистами магистральный тепловоз, штабной бронированный вагон, зенитную бронеплощадку, 2 платформы для перевозки ремонтных материалов, 6 платформ с установленными танками и бронетранспортёрами-бронедрезинами БТР-40жд.
В составе боевой единицы также числились 5 способных действовать самостоятельно бронелетучек БТЛ-1, по сути представлявших собой малый бронепоезд. Все вспомогательные вагоны и платформы были приписаны к основной части бронепоезда, что позволило сосредоточить в составе бронелетучки только боевые платформы, обеспечив максимально высокую огневую мощь при минимальной длине поезда. БТЛ-1 включала маневровый бронетепловоз, две платформы с одним танком Т-62 или Т-55 на каждой, а также бронерубки для проживания личного состава, хранения боезапаса, амуниции и продовольствия.
Однако, в 1990-х годах во время гражданской войны на территории бывшей Югославии возник новый всплеск интереса к бронепоездам. Все участники военного конфликта испытывали острую нехватку современного вооружения, поэтому в моменте особую актуальность получила старая военная максима - «приспосабливайся или умри». Очень быстро противоборствующие стороны обзавелись импровизированными бронепоездами, среди которых наибольшую известность приобрёл сербский бронированный железнодорожный состав «Краина Экспресс» («Krajina express»). Как впоследствии утверждали сербы, «это была настоящая легенда, единственный в мире поезд, способный летать без рельсов».
Бронепоезд «Краина Экспресс» был сформирован в июле 1991 г. в железнодорожном депо города Книн, расположенном на Далматинском побережье Адриатики. В то время это была столица непризнанной республики Сербская Краина, объявившей о своей независимости от Хорватии. Боевая единица была своеобразным вкладом железнодорожников-сербов в дело обороны самопровозглашенной родины.
Основу бронепоезда составил мощный локомотив JZ 664 югославского производства с дизелем General Motors EMD на 2168 л.с. V-16. Перед тепловозом поставили две платформы, защищенные мешками с песком и самодельными ограждениями из листового металла. Поначалу для защиты от стрелкового оружия этого было вполне достаточно. Тяжелого вооружения у хорватов было немного, а о его поставках с запада ходили только мутные слухи.
Позади прицепили грузовую платформу для ремонтных материалов и два пассажирских вагона, предназначенных для проживания личного состава, хранения амуниции, продовольствия и штабной работы. При этом последние не всегда таскали за собой, а старались оставлять где-нибудь в тыловом районе.
За вооружением пришлось обратиться к арсеналам местной территориальной обороны, куда, как водится, отправляли всякий неликвидный хлам. На головной платформе установили 20-мм спаренную зенитную пушку PA M38 (югославский аналог немецкой FlaK 38 времен Второй мировой войны). Вторую платформу оснастили древней британской 40-мм зениткой Bofors и двумя направляющими для размещения советских ПТУР 9М14 «Малютка». Экипаж бронепоезда составили 20 суровых железнодорожников местного депо, часть из которых прошла курс обучения в центре подготовки разведчиков и диверсантов Драгана Васильковича, офицера австралийского спецназа, сербского происхождения (он же «капитан Драган»). Командиром состава был назначен капитан Благое Гуска, который оставался в этой должности всю войну.
Вроде бы вооружения и личного состава оказалось не так много, но от импровизированного бронепоезда никто и не ждал великих свершений. На первых порах основной задачей состава была транспортировка оружия, боеприпасов и переброска личного состава на передовую. Бронепоезд засветился на всех направлениях откуда по «железке» можно было добраться из Книна - в Далмации, области Лика, ставшей впоследствии ареной ожесточённых столкновений между хорватами и сербами и в районе Бихача.
Скорострельные орудия поезда поддерживали сербских ополченцев в боях за армейские склады вооружений у Свети Рока. Железнодорожный состав на полном ходу врывался на передовые позиции, после чего лихой экипаж, зачастую выставив автоматы прямо поверх бортов, шквальным огнём прижимал к земле атакующую хорватскую пехоту. Именно в этих боях бронепоезд получил свое неофициальное прозвище «Краина Экспресс», хотя по документам везде проходил как «7-й бронепоезд».
В сентябре-октябре 1991 года боевой железнодорожный состав был переброшен на защиту авиабазы Югославской народной армии Земуник близ Задара, Хорватия. Впрочем, в этот период о каких-то серьёзных боевых столкновениях ЮНА с хорватами речи не шло. Последние не располагали значительными силами, чтобы вот так взять и захватить армейскую военную базу. В основном дело сводилось к блокаде: отключали электричество, водоснабжение, телефонную связь, перекрывали подъезды и делали невозможной доставку продовольствия. Через громкоговорители солдат окруженного гарнизона постоянно оскорбляли, призывали сдаться и дезертировать. В конце концов после длительных переговоров армейские части покинули базу и отступили на территорию Боснии и Герцеговины.
В январе 1992 года благодаря международному вмешательству боевые действия прекратились, а между сторонами установилось шаткое перемирие. Воспользовавшись передышкой, краинские сербы отправили бронепоезд на модернизацию, основной целью которой было повышение защиты и огневой мощи железнодорожного состава.
Локомотив и платформы были заключены в 25-миллиметровую стальную броню. Вместо 20-мм немецкой зенитки установили трофейную, отбитую у хорватов, советскую пушку ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Против тяжёлой бронетехники 1980-х годов слабовато, ну а для поддержки пехоты в самый раз. Позади неё развернули две авиационные подвесные пусковые установки L57-12 для 55-мм неуправляемых ракет, которые могли использоваться только для обстрела площадных целей. Вторую платформу с зениткой Bofors дополнительно оснастили пулеметом Браунинга M2 HB.50 калибра. Кроме того, состав был усилен ещё одной боевой платформой с югославскими 20-мм строенной зенитной установкой M55 и 20-мм автопушкой M75 50-х годов прошлого века.
В период модернизации экипаж бронепоезда не сидел без дела. Личный состав принимал участие в боевых действиях в качестве обычной пехоты. Встречаются упоминания о задействовании военнослужащих в успешной для сербов операции «Коридор 92» - установлении прочной транспортной связи между территориями Республикой Сербской и Союзной Республикой Югославия. Судя по всему, сводный отряд бронепоезда был приписан к бригаде специальной милиции МВД Республики Сербская Краина.
В конце ноября 1992 года, с формированием Сербской армии Краины, модернизированный бронепоезд был передан 75-й моторизованной бригаде 7-го Северо-Далматинского корпуса в качестве железнодорожной роты. Именно в составе этого соединения «Краина Экспресс» принял участие в операции, больше похожей на ковбойский налёт времен «Дикого Запада».
В начале 1993 г. сербская разведка получила информацию, что хорватские войска используют железнодорожный тоннель близ Задара (тоннель Дебеляк 1326 м) в качестве склада боеприпасов, чтобы защитить их от авианалётов и ударов артиллерии. Вдобавок прямо перед тоннелем действовала хорватская железнодорожная платформа с реактивной установкой, доставлявшая сербам большие неудобства. Поэтому возникла идея разом прихлопнуть осиное гнездо, использовав бронепоезд в качестве своеобразного тарана.
План состоял в том, чтобы «Краина Экспресс» на полном ходу прорвался сквозь линию фронта и отправил в тоннель «адскую машину» - начинённый взрывчаткой железнодорожный вагон. А в условиях поднявшейся неразберихи, проскочил бы обратно, на территорию подконтрольную сербам.
Товарный вагон был набит 3,5 тоннами взрывчатки и 4 тоннами металлолома, игравшего в этом случае роль шрапнели. В передней части на буфере сербы разместили противотанковые мины, представлявшие собой импровизированный детонатор. Бронепоезд тронулся, предварительно осыпав позиции хорватов градом 55-мм неуправляемых ракет. Впереди двигалась «рельсовая бомба».
На полном ходу проскочив линию фронта, «Краина Экспресс» успешно добрался до станции Скабрнье. Примерно в 7 км от пункта назначения, бронепоезд ударил по тормозам, отправив «адский вагон» по рельсам вперед. Затем железнодорожный состав задним ходом двинулся обратно. Вскоре до сербов донёсся оглушительный грохот, вызвавший попутно панику у гражданского населения в Задаре. Впрочем, результаты акции и по сей день остаются неизвестны. Хорваты не подтверждают уничтожение склада, а сербы в своих доводах опираются на косвенные данные, отметив резкое снижение активности артиллерии и РСЗО противника в этом районе.
В дальнейшем «Краина Экспресс» продолжил успешно действовать на той же железнодорожной линии Книн-Задар. В районе города Бенковац, совместно с элитным сербским подразделением «Книндзи» (название - от столицы «Книн» и «ниндзя»), бронепоезд принял участие в разгроме одного из батальонов 159-й пехотной бригады хорватской армии.
Летом 1993 года состоялась третья и последняя модернизация бронепоезда, благодаря которой «Краина Экспресс» приобрёл тот самый «классический» вид, известный нам по большинству фотографий. На всех вагонах усилили броню установив в критических местах единичные бронелисты толщиной 25 мм, колёса прикрыли бронеюбками. На бортах дополнительно разместили армированные резинотканевые экраны, а зазор между ними и прочной стальной бронёй заполнили измельчённой слюдой, создавая эффект «слоёного пирога».
Считалось, что такая защита способна противостоять кумулятивным снарядам – «резиновая броня» запускала преждевременное срабатывание боеприпаса, а слюда обеспечивала рассеивание кумулятивной струи. В общем действовали сообразно военной моде своего времени: «резиновые экраны вешать на всё, а на бронепоезд обязательно!» Выглядит вся эта кустарщина довольно сомнительно, однако известно, что за годы службы «Краина Экспресс» принял несколько попаданий (РПГ, безоткатное орудие, либо ПТУРС) не получив при этом серьёзных повреждений.
Существенные изменения произошли в вооружении бронепоезда. Вместо 76,2-мм орудия ЗИС-3 на головной вагон погрузили американскую 76-мм самоходную артиллерийскую установку M18 Hellcat времен Второй мировой войны, что позволило обеспечить ведение с платформы практически кругового обстрела. Поначалу самоходка выделялась на фоне поезда пятидесятилетним слоем облупившейся краски и налётом ржавчины, но была быстро приведена в порядок. Проводились эксперименты по установке на платформы 120-мм миномета и немецкой 88-мм зенитки FlaK 18/36/37, правда, без особого успеха.
По мере роста популярности «Краина Экспресса», хорваты развернули настоящую охоту за бронепоездом. Экипажу пришлось столкнуться с повреждением и минированием железнодорожных путей, а также фугасами и минами направленного действия. Поэтому перед головным броневагоном стали обычно пускать две-три обычные платформы, гружёные железнодорожными принадлежностями и инструментами для ремонта поврежденных путей.
В 1993-94 годах «Краина Экспресс» принимал активное участие в осаде Бихача – хорватского анклава на границе Сербской Краины и Республики Сербской. Основной задачей экипажа в это время было уничтожение бетонных долговременных огневых точек, обустроенных хорватами и боснийскими мусульманами вокруг города. Бронепоезд оказался настолько загруженным задачами, что к нему фактически было приписано два экипажа – основной и резервный, которые сменяли друг друга по мере необходимости. В это же время железнодорожному составу была придана автомобильная колонна снабжения, которая обеспечивала личный состав необходимыми припасами, хлебом и горячей едой.
В декабре 1994 г. операции в районе Бихача были приостановлены, а бронепоезд фактически был выведен в резерв, на родину в Книн. В преддверие хорватской операции «Буря», явившейся прологом к уничтожению Сербской Краины, железнодорожный состав был направлен в район Лики. В первые дни хорватского наступления «Краина Экспресс» был задействован в эвакуации союзных сил и гражданских лиц в Республику Сербскую.
Родина бронепоезда город Книн пал под ударами хорватской армии в первую неделю августа 1995 года. А вскоре и «Краина Экспресс» потерял связь с командованием и оказался в окружении. Не желая сдавать противнику вооружение и бронепоезд, личный состав решил его уничтожить. Часть обычных вагонов были спрятаны в тоннеле у станции Старая Стража. Другой состав из броневагонов набили взрывчаткой и боеприпасами, разогнали и пустили под откос на крутом участке пути Прибудиц – Плавно. «Краина Экспресс» на полной скорости вылетел в пропасть, однако ожидаемой детонации не произошло. Сам же экипаж пешим порядком двинулся в Республику Сербску.
Утверждается, что локомотив, единственная уцелевшая часть бронепоезда, был захвачен в целости и сохранности наступающими хорватскими войсками. По окончании войны он был «демилитаризован» и передан Национальной железнодорожной компании Хорватии. В 2020 году "старичок" все еще находился в эксплуатации под номером HZ 2-062-055.
Заходите к нам в телеграм: https://t.me/fogofwarcannel
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.