Пятый апелляционный Суд
общей юрисдикции
Административный истец: Окружная Администрация Городского
округа «Жатай»
Административные ответчики: 1) Государственное Собрание Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
2) Правительство Республики
Саха (Якутия)
3) Якутская городская Дума
Заинтересованное лицо: Окружная администрация г. Якутска
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
по административному делу № 3а-22/2023
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (далее по тексту – Суд) от 18.04.2023 отказано в удовлетворении административного искового заявления Окружной администрации Городского округа «Жатай» к Государственному Собранию (ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и другим органам публичной власти республики и г. Якутска о признании недействующими постановления Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05.07.2001 ПР № 306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска», постановления Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.03.2000 № 197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)», постановления Правительства РС (Я) от 25.12.1999 № 710 об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, постановления Правительства РС (Я) от 11.05.2001 «Об установлении границы города республиканского значения Якутска и границ административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска», постановления Городского Собрания депутатов г. Якутска от 27.03.1998 ПГС № 28-6 «Об утверждении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска», постановления Городского собрания депутатов г. Якутска от 23.06.1999 ПГС № 39-12 об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай.
С данным судебным решением Административный истец не согласен, считает данное решение неправомерным в связи с неправильным определением и недоказанностью Судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов Суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
При ознакомлении с текстом данного судебного решения создается впечатление, что Суд не понял нормативно-правовой проблематики сложившейся спорной правовой ситуации, разницы между административно-территориальными границами и границами муниципальных образований, соответственно, не изучил надлежащим образом доводы Административного истца, их нормативно-правовую аргументацию, не дал им соответствующую правильную, законную и достаточную правовую оценку, привел нормы законов РФ и РС (Я), которые не опровергают позицию Административного истца и не обосновывают правомерность и законность спорных постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я).
В обоснование своих неправомерных выводов Суд не привел ни одного положения, ни одной статьи каких-либо нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), которые опровергают изложенные Административным истцом требования, ставят их под сомнение, делают несостоятельными.
Суд пришел к бездоказательным выводам при полном отсутствии их соответствующего нормативно-правового обоснования.
В связи с этим, руководствуясь требованиями статей 309, 310 и 316 КАС РФ, Административный истец просит Пятый апелляционный суд общей юрисдикции отменить решение Суда полностью и разрешить вопрос по существу – признать спорные постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) недействующими.
Представляется достаточно сложным опровергать бессистемное и бездоказательное перечисление Судом статей и законов, которые не опровергают доводы и исковые требования Административного истца и не доказывают правомерность судебных выводов.
В связи с этим, полагаю необходимым в краткой форме повторить перед Пятым апелляционным судом общей юрисдикции основные требования Административного истца и их нормативно-правовое обоснование.
1. Мнение населения МО п. Жатай не учтено
Установление и изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, определяется с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Постановлением Конституционного Суда РС (Я) от 08.09.1996 № 4-П положение статьи 12 данного закона, не предусматривающее учет мнения населения территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, при установлении и изменении границ административно-территориальных единиц, признано не соответствующим Конституции республики. К аналогичным выводам пришел также Конституционный Суд России (определение от 15.03.2007 № 344-О-П).
В соответствии с данным определением Конституционного Суда России при установлении и изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, необходим учет мнения населения соответствующих муниципальных образований.
Конституционный Суд России пришел к выводу, что, хотя муниципальное образование «Село Маган» находилось в административных границах города Якутска, оно существовало в этих границах как самостоятельное муниципальное образование. Следовательно, его упразднение и включение в состав муниципального образования «Город Якутск» является преобразованием данного муниципального образования, изменением его границ, а значит, предполагает необходимость учета мнения населения по данному вопросу.
В соответствии с п. 2 постановления Конституционного Суда республики от 08.05.1996 № 4-П в ст. 12 Закона республики «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» закрепляется порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц. Установленный порядок предусматривает полномочия органов государственной власти. Данные правила касаются всех административно-территориальных единиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституционного закона республики от 15.06.2002 16-з № 363-II правовой акт, договор или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции РС (Я), утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими.
Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 05.07.2001 ПР № 306-II установлены границы города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусам, включая территорию муниципального образования поселок Жатай, без учет мнения населения муниципального образования поселка Жатай, на территории которого, на момент принятия данного постановления осуществлялось местное самоуправление.
Таким образом, территория муниципального образования поселка Жатай, являющегося «низовой» административно-территориальной единицей, в утвержденных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 02.03.2000 № 197-II административно-территориальных границах, была включена в состав территории другой административно-территориальной единицы - местного органа государственной власти города Якутска, без учета мнения населения данного муниципального образования.
По смыслу и содержанию статьи 94.1 Конституции республики (в редакции до 25.05.2002) мнение населения муниципального образования должно быть учтено не только при утверждении непосредственной границы муниципального образования, но и при утверждении административно-территориальной границы территории местного органа государственной власти, в состав которой включается территория данного муниципального образования, так как именно на территории города республиканского значения Якутск осуществлялось местное самоуправления в границах поселка Жатай, входящего в состав утверждаемых органом государственной власти административно-территориальных границ.
При утверждении административно-территориальной границы муниципального образования поселка Жатай, как входящей в состав территории города Якутска (республиканского значения), постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 02.03.2000 № 197-II учитывалось мнение Городского собрания депутатов г. Якутска, то есть местного органа государственной власти, Правительства РС (Я), но не мнение населения муниципального образования.
В муниципальном образовании п. Жатай не проводились мероприятия, связанные с учетом мнения населения в связи с вхождением территории муниципального образования в состав территории местного органа государственной власти – города республиканского значения Якутска, нормативно-правовые акты представительным органом муниципального образования не принимались.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действовал в 2001 году) установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ. Изменение границ не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Хотя территория города Якутска как города республиканского значения управлялась в 2001 году местными органами государственной власти, а не органами местного самоуправления, требования к соблюдению общих нормативно-правовых принципов учета мнения населения муниципальных образований распространялись на все органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации.
Таким образом, административно-территориальная граница города Якутска как города республиканского значения установлена с нарушением требований статьи 12 Закона РС (Я) от 06.07.1995 З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» (в редакции с изменениями на 07.05.2001) и постановления Конституционного Суда РС (Я) от 08.09.1996 № 4-П.
Доводы Суда о том, что бывший глава поселка Жатай Кистенев А.Е. согласовывал границы п. Жатай (стр. 9 решения) не могут являться доказательством т.к. мнение населения и мнение главы поселка – совершенно разные вещи. Кроме этого, Кистенев А.Е. согласовывал границы п. Жатай, а не административно-территориальные границы г. Якутска.
Суд на странице 9 решения искажает факты, имеющие место в действительности, допускает неправомерные выводы, связанные с проведением в г. Якутске 29.09.2002 местного референдума.
Вопросы, поставленные перед населением г. Якутска (без учета мнения жителей п. Жатай) на местном референдуме следует рассматривать исключительно через призму решения Верховного Суда РС (Я) по делу №3-80/2002 от 17.09.2002 , которое Суд умышленно не указал в данном судебном решении, интерпретировав ситуацию в выгодном для высших органов государственной власти республики ракурсе, так как попытки включить территорию ГО «Жатай» в состав территории ГО «Город Якутск» не прекращаются.
В действительности ситуация с местным референдумом, по мнению Верховного Суда РС (Я) выгладит следующим образом.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. № 83/1-2 на территории г. Якутска на 29 сентября 2002 г. назначен местный референдум, в том числе по следующему вопросу: Поддерживаете ли Вы решение об образовании в городе Якутске единого муниципального образования «Город Якутск» в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутск?
ЦИК РС (Я) специально изначально поставило вопрос о создании МО г. Якутска в административно-территориальных границах города, которая на тот период времени и до настоящего времени включала и включает территорию МО ГО Жатай.
Естественно, что МО п. Жатай обратилось с исковым заявлением в Верховный суд РС (Я) о признании незаконным вышеуказанного постановления ЦИК РС (Я).
Решением от 17.09.2002 Верховный суд РС (Я) признал данное постановление незаконным и указал в данном судебном решении следующее:
- «при назначении референдума на территории гор. Якутска, включая пос. Жатай, ущемлены права муниципального образования и его жителей (п. «Жатай»);
- «Жители пос. Жатай реализовали свое конституционное право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, на этой территории осуществляется местное самоуправление, существуют выборные органы местного самоуправления, имеется Устав, свой самостоятельный бюджет. Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 2 марта 2000 г. утверждена административно - территориальная граница поселка Жатай. Из устава муниципального образования - статьи 2 - следует, что поселок Жатай является единым муниципальным образованием. Таким образом, жители поселка определились с территориальным уровнем и создали муниципальное образование именно на территории поселка»;
- «Порядок преобразования, присоединения, упразднения муниципального образования регулируется названным выше Законом РС (Я) от 10 июля 2002 г. и реализуется путем совместного решения представительных органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований или на местном референдуме соответствующих территорий. Решение представительного органа муниципального образования «Поселок Жатай» о преобразовании отсутствует. Из содержания вынесенных на референдум вопросов следует, что в отношении жителей муниципальных образований, уже созданных на территории г. Якутска, в том числе и пос. Жатай, вопрос о преобразовании не вынесен»;
- «Суд приходит к выводу о том, что вынесенный на референдум вопрос о создании на территории г. Якутска единого муниципального образования, без учета мнения муниципального образования пос. Жатай о его преобразовании, ущемляет права заявителя. По своему содержанию вынесенные на референдум вопросы о создании единого муниципального образования и избрания единого выборного органа свидетельствуют об автоматическом создании единого муниципального образования на территории всей административно-территориальной единицы - г. Якутск со всеми входящими в него населенными пунктами. Для жителей пос. Жатай и муниципального образования это означает изменение границ. Суд полагает, что постановление ЦИК РС(Я) о назначении референдума на территории пос. Жатай нарушает права муниципального образования, предусмотренные в ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которой следует, что изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Таким образом, постановление ЦИК РС(Я) в указанной части является незаконным и подлежит отмене».
Данное судебное решение обжаловалось, оставлено без изменений определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2002 и вступило в законную силу. Местный референдум был назначен на 29.12.2002. Времени для исполнения требований судебного решения у ЦИК РС (Я) было предостаточно.
Однако, ЦИК РС (Я) не отменила свое постановление от 30.07.2002 о назначении местного референдума, не исполнило судебное решение, не внесла коррективы в вопросы, вынесенные на местный референдум, хотя МО п. Жатай довела до сведения ЦИК РС (Я) выводы Конституционного Суда РС (Я) от 11.12.2002 в котором говорится следующее: «избиратель одного муниципального образования не может участвовать в выборах в органы местного самоуправления другого муниципального образования».
Более того, ЦИК РС (Я), в нарушение решения Верховного суда РС (Я) от 17.09.2002, продолжило активные действия по организации местного референдума на территории уже состоявшегося МО п. Жатай.
Глава МО п. Жатай Кистенев А.Е. вынужден был инициировать принятие Собранием депутатов МО п. Жатай решения о непроведении на территории МО п. Жатай местного референдума.
Прокуратура г. Якутска, в нарушение 2-х судебных актов на основании указания прокуратуры РС (Я) срочно 28.12.2002 (в канун проведения местного референдума) направляет в Якутский городской суд заявление о признании данного решения Совета депутатов п. Жатай незаконным, а Якутский суд назначает судебное заседание сразу же на 29.12.2002. т.е. на день проведения местного референдума, совмещенного с проведением выборов депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я).
Глава МО п. Жатай вынужден был в сложившейся ситуации рано утром 29.12.2002 перед началом проведения местного референдума изъять в участковых комиссиях, расположенных на территории МО п. Жатай избирательные бюллетени и вернуть их обратно в ЦИК РС (Я), чем сорвал проведение местного референдума на территории МО п. Жатай.
Тем самым, глава п. Жатай Кистенев А.Е., при полном попустительстве и произволе со стороны органов государственной власти республики, ее правоохранительных органов, которые всеми возможными способами пытались провести местный референдум на территории МО п. Жатай, не останавливаясь перед прямым нарушением требований федерального законодательства и судебных актов, в т.ч. Верховного Суда России, по-сути спас муниципальное образование от поглощения его административно-территориальной единицей городом республиканского значения Якутском.
В этот же день 29.12.2002 в отношении Кистенева А.Е. было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 141 УК РФ за воспрепятствование работе участковых избирательных комиссий.
Таким образом, жители муниципального образования п. Жатай не принимали участие в незаконном местном референдуме, который проходил в 2002 году, а также каким-либо иным образом не выражали своего согласия о включении МО п. Жатай в состав территории административно-территориальной единицы города республиканского значения Якутска.
Эта история полна различными деталями и достаточно острыми сюжетными моментами, красноречиво и объективно свидетельствующими о желании государственной власти республики захватить территорию МО п. Жатай, на которой расположен крупнейший в республике судоремонтно-судостроительный завод и нефтебаза, обеспечивающая топливом г. Якутск и регионы республики, включить ее в состав территории столицы республики – города Якутска.
Подробности данной истории можно прочесть в прилагаемой мной к данной апелляционной жалобе газетной публикации того времени под названием «Быль про Жатай» (газета «Якутск вечерний», 2003 год).
Верховный суд РС (Я) в нынешнем своем решении от 18.04.2023 почему то полностью забыл про эту давнюю историю и об игнорировании и неисполнении судебных актов Верховного Суда РС (Я) и Верховного Суда России.
Более того, Верховный суд РС (Я), с моей точки зрения, намеренно исказил имевшие место факты.
Так, на стр. 9 (предпоследний абзац) Суд пишет, что «в местном референдуме принимали участие не только жители города, а также жители поселков и сел, входящих в административно-территориальный состав города». Явная ложь. Жители МО п. Жатай не принимали участие в данном референдуме. Никаких доказательств в деле нет.
На странице 10 решения (второй абзац сверху) Суд также делает неправомерный вывод о том, что «в соответствии с решением референдума было сформировано муниципальное образование «Город Якутск» в границах административно-территориальной черты».
МО «Город Якутск» было сформировано не в границах административно-территориального образования г. Якутск, а в границах муниципального образования г. Якутск, то есть без территории МО п. Жатай.
Границы же МО ГО «Город Якутск» были утверждены Законом РС (Я) только в 2004 году без учета территории МО ГО «Жатай». То же самое следует из Закона РС (Я) от 14.04.2011 «О статусе столицы РС (Я)», в соответствии со ст. 3 которого «территорией столицы РС (Я) является территория МО ГО «Город Якутск» в границах, установленных законом РС (Я)».
Верховный суд РС (Я) не глубоко владеет информацией по данному делу, либо намеренно ее искажает. Об этом, например, свидетельствует абзац 3 снизу на странице 10 судебного решения. Там сказано, что «границы муниципальных образований ГО «Город Якутск» и ГО «Жатай» установлены и не совпадают (это соответствует действительности), поселок Жатай не входит в перечень населенных пунктов ГО «Город Якутск».
А вот в этой последней части данного абзаца как раз и проявляется некомпетентность суда и его непонимание существа административных исковых требований.
Естественно, что ГО «Жатай» как самостоятельное муниципальное образование не входит в перечень населенных пунктов другого муниципального образования ГО «Город Якутск». Я об этом неоднократно пишу по тексту административного искового заявления.
Все дело в том, что территория МО «Жатай», т.е. территория не просто муниципального образования, а ГО, которых в республике только два (Якутск и Жатай) входит в состав административно-территориальной единицы города республиканского значения Якутск. То есть, и Якутск и Жатай, два крупнейших по своему статусу в республике муниципальных образования, входят в состав единой «основной» административно-территориальной единицы города Якутска.
В этом вся суть исковых требований ГО «Жатай»! ГО «Жатай» считает такую ситуацию незаконной, неправомерной, ущемляющей права и свободы его жителей. Кстати, об ущемлении прав жителей п. Жатай в судебном решении вообще ничего не сказано.
Далее, по тексту административного иска я подробнейшим образом обосновываю неправомерность такой ситуации, такого положения вещей, которая вызвана соответствующими спорными постановлениями Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) об установлении административно-территориальных границ г. Якутска и п. Жатай, указываю, что административно-территориальная единица город республиканского значения Якутск – это несуществующий город, своеобразный «город-призрак», который существует только на бумаге, так как у него нет органов власти, Устава, бюджета и иных необходимых признаков.
На данном основном вопросе далее по тексту апелляционной жалобы я намерен остановиться более детально.
2. Город республиканского значения Якутск не является административно-территориальной единицей в существующих административно-территориальных границах города республиканского значения, представляет собой «город-призрак»
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует должная правовая регламентация института административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Как следствие подобной ситуации существует разнообразие норм регионального законодательства, касающихся определения категории «административно-территориальная единица» и ее характеристик.
Современное административно-территориальное устройство субъектов РФ необходимо рассматривать как территориальную организацию государственной власти и местного самоуправления. Большинство специалистов в области конституционного и муниципального права едины в том, что административно-территориальное устройство субъектов РФ призвано обеспечить эффективное функционирование всех форм публичной власти (государственной и муниципальной), создать благоприятные условия для осуществления хозяйственно-экономической деятельности.
По мнению большинства учетных в данной области права, административно-территориальную единицу можно определить как структурный элемент административно-территориального устройства, образованный в результате территориального деления субъекта, имеющий в установленном порядке правовой статус, наименование, четко определенные границы, административный центр и служащий территориальной основой для создания и функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, определения территориальных пределов их компетенции.
В федеральном законодательстве данные вопросы напрямую не урегулированы. Однако, отдельные положения федеральных законов и законов Республики Саха (Якутия) позволяют прийти к выводам о наличии вышеуказанных признаков у административно-территориальных единиц республики.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) закрепляет, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
На каждой территории Российской Федерации, в границах каждого субъекта РФ, в каждой административно-территориальной единице имеются органы публичной власти (органы местного самоуправления), которые осуществляют свои полномочия в пределах утвержденных административно-территориальных границ органов местного самоуправления.
Все территории всех субъектов Российской Федерации разделены на соответствующие административно-территориальные единицы, каждая из которых управляется соответствующими органами местного самоуправления. При этом, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что «ничейных», неуправляемых территорий, тем более административно-территориальных единиц при отсутствии в них публичных органов власти, на территории Российской Федерации существовать не может, так как это будет противоречить основам федеральной концепции организации публичной власти в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ № 414-ФЗ федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации.
Органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 2 ФЗ № 414-ФЗ).
На территории Республики действует Закон РС (Я) от 06.07.1995 З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)», который принят в соответствии со ст. 45.1 Конституции РС (Я). В ст. 45.1 Конституции РС (Я) сказано, что Республика Саха (Якутия) самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РС (Я) от 06.07.1995 З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) - территориальная организация Республики Саха (Якутия), представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которой строится система органов власти.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РС (Я) от 06.07.1995 З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» в целях осуществления государственного управления территория Республики Саха (Якутия) делится на следующие административно-территориальные единицы, составляющие территорию республики. Далее в статье приведен перечень данных административно-территориальных единиц.
Таким образом, законодатель республики приходит к выводу, что вся территория республики разделена на отдельные территории – административно-территориальные единицы, созданные и создаваемые с целью осуществления на данных территориях государственного управления.
Следовательно, каждая административно-территориальная единица республики должна иметь органы власти и управления.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РС (Я) от 06.07.1995 З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» город республиканского значения является основной административно-территориальной единицей, которая объединяет территории входящих в ее состав низовых административно-территориальных единиц и населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой, земельными, лесными и водными ресурсами и имеет административный центр в городе республиканского подчинения (п. 1 ст. 7 закона).
Согласно ст. 45.1 Конституции РС (Я) городом республиканского значения является город Якутск.
Административно-территориальная граница города республиканского значения Якутска была установлена в 2001 году Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 05.07.2001 ПР № 306-IIпо границам смежных с ним улусов, включая территорию муниципального образования п. Жатай.
В это время и до 2003 года территория города республиканского значения город Якутск управлялась местными органы государственной власти. Органы местного самоуправления по результатам проведения в г. Якутске местного референдума были образованы в 2003 году.
Законом РС (Я) от 30.11.2004 № 174-З № 355-III были установлены границы территорий муниципальных образований ГО «Город Якутск» и ГО «Жатай». Следует обратить внимание, что город Якутск в границах территории муниципального образования не является административно-территориальной единицей, хотя именно в данных границах осуществляет столичные функции (ст. 3 Закона РС (Я) от 14.04.2011 924-З № 753-IV «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)» и является столицей Республики Саха (Якутия)) именно в границах муниципального образования «Город Якутск».
Границы ГО «Жатай» установлены данным законом в границах, ранее установленных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.03.2000 № 197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)».
Границы ГО «Город Якутск» как единого муниципального образования установлены по границам смежных улусов, но без включения в состав территории г. Якутска территории МО ГО «Жатай».
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ № 131-ФЗ территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями, муниципальными и городскими округами.
На основании ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В связи с этим, на всех территориях Российской Федерации создаются органы местного самоуправления, которые осуществляют управление соответствующей территорией, со всеми правами и полномочиями, предоставленными им ФЗ № 131-ФЗ и другими законодательными и подзаконными актами.
В соответствии со ст. 10 Устава ГО «Город Якутск» местное самоуправление в городском округе «Город Якутск» осуществляется публичными органами власти – органами местного самоуправления в пределах границ его территории, то есть в пределах тех границ, которые утверждены законом РС (Я) в 2004 году, но не в пределах административно-территориальной границы г. Якутска.
Территория Российской Федерации в границах МО ГО «Город Якутск» управляется органами местного самоуправления Якутска, обозначенными в ст. 22 Устава города Якутска.
Кстати, ст. 2 Устава г. Якутска противоречит требованиям федерального и республиканского законодательства т.к. закрепляет, что муниципальное образование г. Якутск создано в границах административно-территориальной единицы – город Якутск, хотя Законом РСЯ в 2004 году границы Якутска определены по границам именно муниципального образования без территории МО Жатай.
Таким образом,административно-территориальное устройство государства и республики, в частности, - это разделение территории республики на определенные части, в соответствии с которыми строится система региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.
Как было отмечено ранее, административно-территориальная граница города республиканского значения Якутска была установлена в 2001 году Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 05.07.2001 ПР № 306-IIпо границам смежных с ним улусов, включая территорию муниципального образования п. Жатай.
Территория города республиканского значения Якутска в утвержденных данным постановлением границах существенно больше по площади территории муниципального образования ГО «Город Якутск», границы территории которого утверждены законом республики от 2004 года.
При этом, на территории административно-территориальной единицы «город республиканского значения город Якутск» не созданы и не функционируют органы государственной власти, органы местного самоуправления данной адм тер единицы, не определены территориальные пределы компетенции публичных органов власти (в связи с их отсутствием), отсутствует Устав административно-территориального образования, бюджет и другие необходимые признаки административно-территориальной единицы.
Все признаки управляемой, регулируемой территории, административно-территориальной единицы имеет город Якутск как муниципальное образование, как МО ГО «Город Якутск»: избираемые с 2003 года местные органы власти (органы местного самоуправления), Устав муниципального образования, утвержденные границы муниципального образования, ОКАТО, ОКТМО, ОКОГУ, ежегодно формируемый местный бюджет МО ГО «Город Якутск» и другие признаки, присущие административно-территориальным единицам в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В соответствии с Конституцией республики и ст. 1 Закона РС (Я) от 14.04.2011 924-З № 753-IV«О статусе столицы Республики Саха (Якутия)» город Якутск является столицей Республики Саха (Якутия).
При этом, в соответствии со ст. 3 данного закона республики территорией столицы РС (Я) является территория Городского округа «Город Якутск» в границах, установленных законом РС (Я) в 2004 году. То есть, в границах территории муниципального образования ГО «Город Якутск», а не в границах «административно-территориальной единицы города республиканского значения Якутска», установленных государственным Собранием республики в 2001 году. Город Якутск осуществляет столичные функции в границах территории муниципального образования ГО «Город Якутск».
Таким образом, территория в административно-территориальных границах «города республиканского значения города Якутска», утвержденных в 2001 году постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), является неправомерно созданной (образованной) и в настоящее время имеет статус незаконно существующей административно-территориальной единицы, которая не имеет органов власти (управления) и никаких иных признаков управляемой территории (поселения).
Данные Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО ) наглядно демонстрирует то, что в границах административно-территориальной единицы города республиканского значения город Якутск, включающим и территорию МО Жатай не существуют какие-либо органы власти и управления. Они есть лишь в границах муниципальных образований – город Якутск и п. Жатай. Причем, Жатай неправомерно входит в состав административной территории г. Якутска.
В ОКТМО отсутствует «город республиканского значения Якутск» как административно-территориальная единица и как муниципальное образование.
С 2014 года и по настоящее время вышеуказанное деление с подчинением МО ГО «Жатай» Администрации г. Якутска и вхождением в состав города республиканского значения Якутск утратило свое правовое и финансово-экономическое значение. В данное время применяются коды ОКТМО, ОКОГУ, в соответствии с которыми п. Жатай не входит в состав города республиканского значения Якутск, муниципальные образования «Город Якутск» и «Жатай» имеют равный юридический статус, являются городскими округами, что полностью соответствует требованиям федерального законодательства.
С 2012 года в Российской Федерации применяется Общероссийский классификатор «ОК 006-2011. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления» (ОКОГУ), утвержденный приказом Росстандарта от 26.04.2011 № 60-ст (ред. от 05.10.2022).
В соответствии с раздел 2 данного ОК, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) городских округов имеют одинаковые коды – 3300200. Окружная администрация г. Якутска и Окружная администрация п. Жатай имеют одинаковые коды ОКОГУ – 3300200.
Все функции публичного органа власти на территории города Якутска осуществляются исключительно Окружной администрацией города Якутска, которая имеет следующие коды: ОКТМО 98701000 (город Якутск как муниципальное образование, городской округ), ОКОГУ 3300200 (Местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) муниципальных районов).
Окружная администрация г. Якутска не правомочна осуществлять властные полномочия на территории п. Жатай. Других республиканских и местных органов власти, правомочных осуществлять властные публичные функции на территории города Якутска, «по границам смежных с ним улусов» не существует, соответствующие коды Общероссийских классификаторов таких органов власти отсутствуют.
Следовательно, на территории Российской Федерации и юридически и фактически отсутствует административно-территориальная единица «город республиканского значения Якутск» в административно-территориальных границах, утвержденных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 05.07.2001 ПР № 306-II по границам смежных с ним улусов, включая территорию муниципального образования п. Жатай. Такой город не имеет устава, органов власти и управления, местного бюджета.
Город республиканского значения Якутск может существовать только в границах территории МО ГО «Город Якутск», утвержденных законом республики в 2004 году (в случае принятия соответствующего закона республики).
На сегодняшний день искусственно созданная административно-территориальная единица «город республиканского значения Якутск» неправомерно объединяет два муниципальных образования, два городских округа, со своими административно-территориальными границами, органами власти и управления, уставами, бюджетами и иными атрибутами публичной местной власти, не являясь, при этом, административно-территориальной единицей в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Город республиканского значения Якутск, указанный в ст. 45.1 Конституции РС (Я) и в других законах республики должен юридически существовать, осуществлять столичные функции и практически управляться в административно-территориальных границах муниципального образования ГО «Город Якутск» органами местного самоуправления МО ГО «Город Якутск».
Соответственно, административно-территориальная граница города республиканского значения Якутска должна быть утверждена Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) исключительно в границах МО ГО «Город Якутск».
В соответствии со статьей 51 Конституции РС (Я) на территории Республики Саха (Якутия) не допускается деятельность органов власти, не предусмотренная Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерации, республиканским и федеральным законодательством.
Следовательно, не могут осуществлять деятельность какие-либо органы власти, осуществляющие управление административно-территориальной единицей – городом республиканского значения Якутском в административно-территориальных границах, утвержденных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05.07.2001 ПР № 306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска».
3. Границы МО ГО «Жатай»
Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.03.2000 № 197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)» утверждена административно-территориальная граница поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения), согласно описанию (прилагается).
Административно-территориальная граница поселка Жатай, являющегося в 2000 году первым и единственным в республике муниципальным образованием, утверждена законодательным органом республики как поселка и как муниципального образования, входящего в состав территории местного органа государственной власти города Якутска (республиканского значения), согласно описанию. Граница утверждена на основании постановления Городского собрания депутатов г. Якутска от 23.06.1999 ПГС № 39-12 и на основании постановления Правительства РС (Я) от 25.12.1999 № 710.
Таким образом, территория муниципального образования поселка Жатай, в утвержденных постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 02.03.2000 № 197-II административно-территориальных границах, была включена в состав территории другой административно-территориальной единицы - местного органа государственной власти города Якутска, без учета мнения населения данного муниципального образования.
Административно-территориальная граница муниципального образования п. Жатай, как входящего в состав территории г. Якутска, установлена с нарушением требований статьи 12 Закона РС (Я) от 06.07.1995 З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» (в редакции с изменениями на 07.05.2001) и постановления Конституционного Суда РС (Я) от 08.09.1996 № 4-П.
Данные обжалуемые нормативно-правовые акты РС (Я) не позволяют органам местного самоуправления ГО «Жатай» решать вопросы изменения статуса административно-территориальной единицы муниципального образования, установления и изменения административно-территориальных границ территорий городского поселения.
Вопросы установления и изменения границ муниципального образования, в том числе и административно-территориальных границ, является важнейшим для каждого конкретного муниципального образования, в том числе для организации решения вопросов государственного и муниципального управления и разграничения полномочий в рамках субъекта Российской Федерации. Право участия в решении данного вопроса является основополагающим и одним из приоритетных, базовых прав органов местного самоуправления муниципального образования. Муниципальное образование не может не участвовать в решении данного вопроса, а также в законодательной инициативе по реализации данных прав и полномочий.
Отсутствие у ГО «Жатай» статуса административно-территориальной единицы и нахождение в составе административно-территориальной единицы города республиканского значения Якутска приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов муниципального образования в целом, его органов и жителей городского поселения по самым разным вопросам и направлениям деятельности МО.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В Городском округе Жатай, с населением более 11 тыс. человек, нет ни одного судебного участка мирового судьи, так как такая административно-территориальная единица как поселок Жатай отсутствует в ст. 45.1 Конституции РС (Я).
В связи с этим, органы государственной власти республики в течение нескольких лет не могут и не хотят решать данный вопрос, что создает значительные неудобства для жителей муниципального образования. В то же время, например в Нюрбинском улусе, численность населения которого составляет 23 тыс. человек (в г. Нюрбе - 9,7 тыс. человек) имеется 2 судебных участка мировых судей, в г. Покровске, численность которого составляет 9,5 тыс. человек, также работает 2 мировых судьи. Такое положение вещей связано с тем, что Хангаласский и Нюрбинский улусы (районы) являются административно-территориальными единицами РС (Я).
До настоящего времени в Городском округе «Жатай» отсутствует нотариус, поскольку в соответствии со ст. 13 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Таким образом, органы юстиции не могут и не хотят образовывать нотариальный округ в границах муниципального округа ГО «Жатай». В результате этого, жители поселка вынуждены ездить за получением данного вида услуг в г. Якутск.
В период рассмотрения в Верховном Суде РС (Я) настоящего административного дела органы государственной власти республики приняли срочные меры и в п. Жатай неожиданно появился нотариус.
В Городском округе «Жатай» также отсутствует городской федеральный суд, имеется только постоянное судебное присутствие Якутского городского суда, так как в соответствии со статьями 1-3 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» городской (районный) суд может быть создан только в административно-территориальной единице субъекта Российской Федерации.
По этой же причине на территории Городского округа «Жатай» отсутствует подразделение ФНС Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики и многих других подразделений федеральных органов власти и управления, что самым непосредственным образом сказывается на соблюдении прав и законных интересов жителей поселка.
Признание указанных мной постановлений ГС Ил Тумэн недействующими приведет к необходимости принятия ГС ИТ новых нормативно правовых актов по данным вопросам, которыми будут утверждены адм терр границы Якутска и Жатая в границах уже имеющихся и утвержденных границ муниципальных образований ГО Якутск и ГО Жатай.
В соответствии со ст. 14 Закона республики об административно-территориальном устройстве данные процедуры проводятся с учетом мнения населения соответствующих территорий. Данный вопрос является чисто техническим, не требует значительных материальных затрат и решается достаточно быстро. Это совершенно не проблема. Главная проблема сейчас – это жить и решать сложные социально-экономические проблемы вне правового поля, что и делает до настоящего времени МО Жатай.
Конституция республики также не является препятствием в решении данных вопросов. В Конституции РС (Я) содержится исчерпывающий перечень всех «основных» административно-территориальных единиц республики и существует мнение, что вносить изменения в структуру административно-территориального устройства республики возможно исключительно в границах «основных» административно-территориальных, так как все что выше – это Конституция и делать что либо, идущее вразрез с данными нормами нельзя.
Данный Закон республики позволяет менять структуру и границы в т.ч. и основных административно-территориальных единиц. Основным принципом административно-территориального устройства является целостность территории самой республики в структуре субъектного состава России. При установлении законодателем республики административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска в границах муниципального образования «Город Якутск», возникает правовая необходимость законодательного установления административно-территориальной границы Городского округа «Жатай» с включением в статью 45.1 Конституции РС (Я).
Пункт 2 ст. 3 данного закона в качестве основного принципа административно-территориального устройства закрепляет принцип целесообразности, законности, обоснованности и экономичности изменений адм. тер деления республики, т.е. допускает изменения любых административно-территориальных единиц республики, в т.ч. и, так называемых, основных.
Например, ст. 11 данного закона позволяет образовывать, упразднять, преобразовывать любые административно-территориальные единицы, в т.ч. и основные, устанавливать и изменять любые границы, любых адм терр единиц. В законе нет каких либо запретов по этому поводу.
Органы государственной власти республики вправе внести любые законные изменения в структуру административно-территориальных единиц с последующим внесением поправок в Конституцию республики. И все эти вопросы решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Конституция республики – это не священная корова, которую ни в коем случае нельзя трогать. Конституция должна быть живым правовым механизмом, который своевременно и четко реагирует на любые изменения в государственной, социальной и экономической жизни республики. Туда можно и нужно постоянно вносить положительные, позитивные изменения, которые улучшают жизнь республики и ее жителей. Совсем недавно все жители России голосовали за внесение многочисленных поправок в Конституцию Российской Федерации и от этого никому не стало хуже.
Прошу также обратить особое внимание на то, что город Якутск как был административно-территориальной единицей городом республиканского значения так им и останется, в т.ч. в Конституции и в законах РС (Я), так как его наименование, статус и все остальное менять не придется. Необходимо будет только установить обновленные административно-территориальные границы.
В случае признания судом постановлений Госсобрания республики недействующими необходимо будет вносить соответствующие поправки в закон республики об административно-территориальном устройстве, так как закон определяет в качестве «основных» административно-территориальных единиц только улусы (районы) и город Якутск. МО ГО Жатай не может стать улусом или районом в соответствии с положениями законодательства РФ и РС (Я). Значит необходимо внести в закон РС (Я) соответствующие поправки, которые уже подготовлены МО и направлены в Правительство республики.
Аргумент ответчиков, что МО ГО Жатай не обращается в органы государственной власти с вопросом преобразования административно-территориальных границ Административный истец не может воспринимать серьезно, так как этому препятствуют постановления Госсобрания республики об установлении административно-территориальных границ и органы государственной власти республики их менять не хотят. Об это свидетельствует позиция ответчика представителя ГС (ИТ) РС (Я) и Правительства республики, которые категорически против изменения Конституции РС (Я), законодательства, появлению еще одной «основной» административно-территориальной единицы республики. Данные вопросы могут быть решены только в суде.
Все вышеуказанные доводы и требования Административного истца оставлены Судом без внимания, изучения, им не дана никакая правовая оценка.
На основании изложенного, в целях защиты прав и законных интересов ГО «Жатай» и его жителей, руководствуясь требованиями федерального законодательства, глав 22 и 34 КАС РФ, в связи с неправильным определением и недоказанностью Судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов Суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, нарушением и неправильным применением Судом норм материального и процессуального права,
ПРОШУ:
1. В соответствии со статьями 309, 310 КАС РФ отменить решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18.04.2023 по делу № 3а-22/2023 полностью и принять по административному делу новое судебное решение.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 216 КАС РФ признать нормативно-правовые акты недействующими и не подлежащими применению с даты вступления судебного определения по настоящему делу в законную силу:
- постановление Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05.07.2001 ПР № 306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска» полностью;
- постановление Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02.03.2000 № 197-II«Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)» полностью.
3. С учетом общественной значимости рассматриваемого Верховным судом РС (Я) вопроса указать на публикацию судебного акта по делу в СМИ Республики Саха (Якутия).
4. В соответствии со ст. 200 КАС РФ вынести в адрес Якутской городской Думы частное определение о приведении в соответствие с федеральным и республиканским законодательством положений ст. 2 Устава МО «Город Якутск», в которой неправомерно закреплено, что муниципальное образование «Город Якутск» создано в границах административно-территориальной единицы – город Якутск, хотя Законом РС (Я) от 2004 года границы города Якутска определены именно в границах муниципального образования «город Якутск», т.е. без территории МО ГО «Жатай».
Представитель
Окружной Администрации ГО «Жатай»
по доверенности
27 апреля 2023 года