Найти тему

Решение Верховного суда РС (Я) по иску ОА ГО "Жатай" по административно-территориальным границам г. Якутска и Жатая

От автора: Прошу обратить внимание на доводы истца и на аргументы суда.
В решении нет ни одного ответа ни на один вопрос.

Решение

именем Российской Федерации

город Якутск                                                                             18 апреля 2023 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Колочевой К.А., с участием прокурора Машковой И.Г.

представителя административного истца по доверенности Еникеева Р.А. (по средством вэб конференции)

представителя административного ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) по доверенности Александровой Э.А.

представителей административного ответчика Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по доверенности Федуловой С.Н., Неустроева Н.Н.

представителя административного ответчика Якутской городской думы по доверенности Попова А.А.

представителя заинтересованного лица Окружной администрации города Якутска по доверенности Ильиной С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Окружной администрации городского округа «Жатай» к Государственному собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Якутской городской Думе о признании не действующими постановлений Городского Собрания депутатов города Якутска от 27 марта 1998 года ПГС №28-6 «Об утверждении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска», от 23 июня 1999 года ПГС №39-12 «О согласовании границ муниципального образования поселок Жатай», постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 1999 года №710 «Об утверждении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска», от 11 мая 2001 года №285 «Об установлении границ города республиканского значения Якутска и административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска», постановлений Палаты Республики Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2000 года №197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)», от 05 июля 2001 года ПР №306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска», возложении обязанности,

установил:

27 марта 1998 года Городским Собранием депутатов города Якутска принято постановление ПГС №28-6 «Об утверждении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска».

23 июня 1999 года Городским Собранием депутатов города Якутска принято постановление ПГС №39-12 «О согласовании границ муниципального образования поселок Жатай».

25 декабря 1999 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление №710 «Об установлении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска».

11 мая 2001 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление №285 «Об установлении границ города республиканского значения Якутска и административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска».

02 марта 2000 года Палатой Республики Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление №197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)».

05 июля 2001 года Палатой Республики Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление ПР №306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска».

Окружная администрация городского округа «Жатай» обратилась в суд с административным иском о признании указанных актов не действующими полностью, возложении обязанности.

В обоснование административного иска указано, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года «Об установлении границ города республиканского значения Якутска и административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска» не опубликовано, не зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия), а потому не вступило в законную силу и не может использоваться в правоприменительной практике. Административно-территориальная граница города Якутска как города республиканского значения установлена с нарушением требований статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» без учета мнения населения. Город республиканского значения Якутск не является административно-территориальной единицей в существующих административно-территориальных границах города республиканского значения. Просила признать недействующими указанные постановления, возложить на Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) учесть правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела, в течение 3-х месяцев с даты вступления в законную силу судебного решения рассмотреть на сессии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) заявление Окружного Совета депутатов городского округа «Жатай», направленное в Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в порядке законодательной инициативы, о внесении дополнений в статью 45.1 Конституции Республики Саха (Якутия) о создании административно-территориальной единицы – города Жатай, рассмотреть заявление Окружного Совета депутатов городского округа «Жатай», направленное в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в порядке законодательной инициативы, о наделении поселка городского типа «Жатай» статусом города; рассмотреть проект Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска в границах муниципального образования «Города Якутска», установленных Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-З №355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца уточнил требовании в части возложения обязанности, просил возложить на Правительство Республики Саха (Якутия) обязанность совершить определенные действия, учесть правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела, в течение 3-х месяцев с даты вступления в законную силу судебного решения по настоящему делу, внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) представление о преобразовании административно-территориальной единицы «поселок Жатай» в административно-территориальную единицу «Жатайский улус (район)», об изменении наименования административно-территориальной единицы «поселок Жатай» в соответствии с перечнем и формами документов, установленными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для направления документов в орган государственной власти Российской Федерации; об изменении статуса населенного пункта «поселок Жатай» на город улусного (районного) подчинения; об определении административным центром административно-территориальной единицы «Жатайский улус (район) города улусного (районного)» подчинения Жатай; внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении административно-территориальной единицы города республиканского значения Якутска в границах муниципального образования «Города Якутска», установленных Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-З №355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

Определением суда 10 марта 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Окружная администрация города Якутска, Якутская городская Дума.

Определением суда от 04 апреля 2023 года в качестве административного соответчика привлечена Якутская городская Дума.

Определением суда от 18 апреля 2023 года требования административного истца в части возложения обязанности оставлены без рассмотрения.

В судебном заседании представитель административного истца полностью поддержал уточненный административный иск.

Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) с административным иском не согласилась, пояснив, что постановления Правительства Республики Саха (Якутия) не являются нормативными правовыми актами.

Представители административного ответчика Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с административным иском не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве на административный иск, пояснив, что административным истцом избран неправильный способ защиты, постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приняты в соответствии с законодательством.

Представитель административного соответчика Якутской городской Думы просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в возражении на административный иск.

Представитель заинтересованного лица просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.

Прокурор в своем заключении просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что основания для признания постановлений не действующими отсутствуют.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 25декабря 2003 года 98-З № 199-III «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» правовой акт органа государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - правовой акт) - нормативный или правоприменительный правовой акт, принятый (изданный) уполномоченным органом в пределах его компетенции; нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме в установленном порядке уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обратил внимание судов, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой ОАО «Газпром нефть», следует, что признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом исходя из того, является ли оспариваемый акт актом общего действия, адресованным неопределенному кругу лиц, рассчитанным на многократное применение, содержит ли конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является ли официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 10, частью 2 статьи 11 и статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление и изменение границ муниципального образования, наделение городского поселения статусом городского округа, преобразование муниципальных образований осуществляются законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичная норма была предусмотрена Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (действующим в период принятия спорных постановлений).

Согласно указанным положениям Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона Конституцией Республики Саха (Якутия) определено, что установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ осуществляется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

В силу статьи 45 Конституции Республики Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия) состоит из административно-территориальных единиц, в том числе города республиканского значения Якутска.

Закон Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» определяет понятия и принципы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), устанавливает виды административно-территориальных единиц, категории населенных пунктов, порядок рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), а также полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в решении вопросов территориальной организации Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Согласно статье 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) - территориальная организация Республики Саха (Якутия), представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которой строится система органов власти; административно-территориальная единица - часть территории Республики Саха (Якутия), служащая территориальной основой для создания и (или) деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, имеющая юридически закрепленную границу и наименование.

Статьями 13, 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что образование населенных пунктов и административно-территориальных единиц, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц, изменение статуса населенных пунктов, определение и изменение административных центров административно-территориальных единиц осуществляются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) на основе решений населения и органов местного самоуправления соответствующих территорий. Установление и изменение границ административно-территориальных единиц производятся Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия).

Статьей 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) относятся, в том числе внесение на рассмотрение органов государственной власти Республики Саха (Якутия) предложений по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) на своей территории.

Постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 23 июня 1999 года ПГС-39-12 «О согласовании границ муниципального образования «поселок Жатай» в связи с регистрацией Устава муниципального образования «поселок Жатай» постановлено согласовать границы муниципального образования «поселок Жатай» по карте согласно приложению, предложено Правительству Республика Саха (Якутия) внести в Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопрос об утверждении границ муниципального образования «поселок Жатай».

Постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 27 марта 1998 года ПГС №28-6 «Об утверждении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска» постановлено утвердить административно-территориальную единицу территории города республиканского значения Якутска со смежными улусами: Мегино-Кангаласским, Намским, Горным и Хангаласским, просить Правительство Республики Саха (Якутия) выйти с ходатайством в Палату Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) об утверждении настоящего постановления.

Таким образом, указанными постановлениями орган местного самоуправления внес предложения об утверждении административно-территориальной единицы территории города республиканского значения Якутска, границ муниципального образования «поселок Жатай».

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года №285 «Об установлении границ города республиканского значения Якутска и административно- территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска» постановлено согласиться с предложениями местных органов государственной власти города республиканского значения Якутска об установлении границ города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами в связи с обновлением картографических материалов; внести предложения об установлении границ города республиканского значения Якутска и границ административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска на рассмотрение Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 1999 года №710 «Об установлении административно- территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска» постановлено согласиться с предложениями Якутского городского собрания депутатов и органов местного самоуправления пос. Жатай об установлении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска в соответствии с представленными описаниями административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска, внести вопрос об утверждении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска на рассмотрение Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Из содержания обжалуемых постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) следует, что они являются представлением Правительства Республики Саха (Якутия) об установлении границ города республиканского значения Якутска и границ административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска, административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска на рассмотрение Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Анализ данных постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) и Городского собрания депутатов города Якутска позволяет сделать вывод, что эти постановления не содержат правовых норм, затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации, гарантии их осуществления и механизм их реализации.

Положения оспариваемых постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) и Городского собрания депутатов города Якутска не являются обязательными для неопределенного круга лиц.

Оспариваемые постановления Правительства Республики Саха (Якутия) и Городского собрания депутатов города Якутска, по сути, являются предложением об установлении границ города республиканского значения Якутска и границ муниципального образования «поселок Жатай».

Данные акты не нарушают права и законные интересы административного истца.

Таким образом, не являясь по своей правовой природе нормативными правовыми актами, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) не подлежали государственной регистрации и опубликованию в установленном порядке.

Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2000 года №197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)» утверждена административно-территориальная граница поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения).

Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2001 года ПР№306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска» установлены границы города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами согласно их описанию.

Согласно статье 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» установление и изменение границ административно-территориальных единиц осуществляются с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В судебном заседании свидетель К. пояснил, что являлся главой поселка Жатай, границы поселка Жатай были утверждены на конференции жителей поселка Жатай.

Кроме того, границы поселка Жатай были согласованы Главой администрации муниципального образования «Жатай» К.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций (действующему в период принятия постановлений).

Аналогичное положение содержится и в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года З № 356-III принят Закон Республики Саха (Якутия) 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

Названным Законом муниципальные образования «Город Якутск» и «Жатай» наделены статусом городского округа и установлены границы территорий. При этом границы территорий муниципального образования «Город Якутск» и муниципального образования «Жатай» установлены.

Муниципальное образование «город Якутск» было образовано на основании решения местного референдума от 29 сентября 2002 года в исторически сложившихся границах территории административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутск на основании положений статьи 131 Конституции Российской Федерации.

В референдуме по вопросу создания муниципального образования в границах административно-территориальной единицы - города Якутска принимали участие не только жители города, а также жители поселков и сел, входящих в административно-территориальный состав города.

При этом на решение референдума выносились два вопроса: «Поддерживаете ли Вы решение об образовании в городе Якутске единого муниципального образования «Город Якутск», в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения города Якутска?»; «Считаете ли Вы, что в муниципальном образовании «Город Якутск» должна быть установлена следующая структура органов местного самоуправления: - представительный орган местного самоуправления - городское Собрание депутатов Якутска в количестве 25 человек, со сроком полномочий 5 лет; - выборное должностное лицо - глава муниципального образования, избираемый населением, сроком полномочий 5 лет?».

В соответствии с решением референдума было сформировано муниципальное образование «Город Якутск» в границах его административно-территориальной черты. К территории муниципального образования «Город Якутск» отнесены следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: поселки (в последующем преобразованы в микрорайоны) Марха, Кангалассы, село Табага, Тулагино-Кильдямский наслег (села Тулагино, Капитоновка, Кильдямцы, Сырдах), Хатасский наслег (села Хатассы, Владимировка), село Пригородное и муниципальное образование «Поселок Маган».

Согласно Уставу муниципальное образование «Жатай» является административно-территориальной единицей, поселком, населенным пунктом в границах, установленных настоящим Уставом и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), не входящим в состав муниципального образования «Город Якутск» (первоначальный текст Устава).

Из действующей редакции Устава городского округа «Жатай» Республики Саха (Якутия) следует, что муниципальное образование «Жатай» надело статусом городского округа Законом Республики Саха (Якутия) 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

Территорию Городского округа «Жатай» составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта- поселок Жатай, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения городского округа «Жатай», земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа «Жатай».

Границы территории Городского округа «Жатай» установлены    Законом Республики Саха (Якутия) 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

При этом, границы муниципального образования Городской округ «Жатай» и поселка Жатай совпадают.

Таким образом, границы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) городского округа «город Якутск» и городского округа «Жатай» установлены и не совпадают, поселок Жатай не входит в перечень населенных пунктов городского округа «город Якутск».

Это обстоятельство не допускает вмешательства федеральных органов государственной власти в соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации».

Поскольку в порядке, предусмотренном Законом Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», в пределах полномочий, предоставленных федеральным законом, установлены границы муниципального образования «город Якутск» и городского округа «Жатай», то в отношении муниципальных образований «Город Якутск» и городского округа «Жатай» возникают правоотношения, предусмотренные Законом Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)».

Приведенный выше анализ нормативно-правовых актов города Якутска и республики позволяет сделать вывод, что оспариваемые административным истцом постановления Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приняты законодательным органам Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий с учетом исторически сложившейся территории (границ) города республиканского значения Якутска, поселка Жатай. Данные действия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) полностью соответствуют вышеприведенным положениям регионального законодательства об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации, не нарушают компетенции и полномочий нормотворческой деятельности органа государственной власти Республики Саха (Якутия).

Таким образом, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые акты приняты в пределах полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации - Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и не противоречат законодательству, не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» в целях осуществления государственного управления территория Республики Саха (Якутия) делится на следующие административно-территориальные единицы, составляющие территорию республики: 1) улусы (районы); 2) город республиканского значения. В состав указанных административно-территориальных единиц входят следующие низовые административно-территориальные единицы: 1) города; 2) поселки; 3) наслеги (сельские округа); 4) села.

Город республиканского значения является основной административно-территориальной единицей, которая объединяет территории входящих в ее состав низовых административно-территориальных единиц и населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой, земельными, лесными и водными ресурсами и имеет административный центр в городе республиканского подчинения. Город является низовой административно-территориальной единицей с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в городе улусного (районного) подчинения. Поселок является низовой административно-территориальной единицей с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в поселке городского типа (рабочем поселке).

Изменение границ административно-территориальной единицы производится в порядке, предусмотренном Законом Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)», а не путем оспаривания актов об их установлении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска об оспаривании актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)

решил:

В удовлетворении административного иска Окружной администрации городского округа «Жатай» к Государственному собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Якутской городской Думе о признании не действующими постановлений Городского Собрания депутатов города Якутска от 27 марта 1998 года ПГС №28-6 «Об утверждении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска», от 23 июня 1999 года ПГС №39-12 «О согласовании границ муниципального образования «поселок Жатай», постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 1999 года №710 «Об установлении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска», от 11 мая 2001 года №285 «Об установлении границ города республиканского значения Якутска и административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска», постановлений Палаты Республики Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2000 года №197-II «Об установлении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)», 05 июля 2001 года ПР №306-II «Об установлении административно-территориальной границы республиканского значения Якутска» отказать.

На решение может быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                            В.Г. Смирникова

Решение суда изготовлено в окончательной форме 21 апреля 2023 года.