2,7K подписчиков

Дом с добром в Вологде. Музей, который поразил. Неведомая сила манит снова и снова пойти туда!

289 прочитали

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело. Во время путешествий мой минимум - посетить 2-3 разных музея, чтобы узнать об этом городе чуть больше.

В начале 2023 года открылся в нашем городе музей под названием "Дом с добром" - он частный, но находится прямо на Кремлёвской площади! Это удивительно, обычно такие музеи принадлежат государству.

Музей Дом с Добром Вологда: где находится? Кремлевская площадь, д. 4
Музей Дом с Добром Вологда: где находится? Кремлевская площадь, д. 4

Прогуливаясь по площади, я каждый раз летом замечала этот домик с деревянными буквами, но как-то не представлялось случая туда попасть. Думалось мне, что это аналог местного музея со всякой стариной "Мир забытых вещей". Но это не так. Стоит попасть внутрь и начать осмотр экспозиции, как ощущаешь душу этого дома, людей, которые там жили и тех, кто воссоздал сам музей.

Ко мне приехала сестра и пригласила прогуляться, на улице было достаточно холодно, мы решили посетить какой-нибудь музей. Так и попали в "Дом с добром".

Там проводятся экскурсии, в этот раз на нее мы не попали, это совсем не огорчило, так как смотрительницы музея - это не строгие "музейные" дамы, а милые и общительные, радушные женщины, которые с удовольствием кое что расскажут про музей и его экспонаты. Позже мы попали и на экскурсию, информация экскурсовода и смотрителей не перекликается, то и то невероятно интересно.

Откуда возник Дом с добром?

Ранее (до конца 90-х г.г. XX века) это был жилой дом - сначала одного хозяина и часть сдавали в аренду жильцам, а потом коммуналка. Об этом рассказывают на экскурсии подробно. История этого дома стоит, чтоб о ней почитать. Начинают рассказ о доме с времени, когда его купил владелец кирпичного завода Коковашин в первой половине прошлого века.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-2

Пожил он тут недолго, скончался, а потом его семью раскулачили (жена и сын), дом заселили жильцами (коммуналка). Был момент, когда тут проживали члены царской семьи в ожидании приговора (4 месяца). Обо всем этом рассказывают сотрудники музея. Известные факты, о чем есть информация в архивах и воспоминаниях очевидцев.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-3

И вот те самые жители коммуналки проживали тут поколениями, если не ошибаюсь, до начала 2000-х годов, пока их не расселили, а дом признали аварийным. Так он стоял до 20-х годов XXI века. Сохранилось много фото жильцов дома, интерьеров, двора и самой площади времен, когда дом был жилым. А с открытия музея, сюда приходят бывшие жители дома, приносят фото, делятся воспоминаниями.

Когда мы были на экскурсии, одна посетительница сказала, что во времена студенчества была тут у однокурсницы в гостях.

И вот более 20 лет дом стоял заколоченный, периодически тут жили маргиналы, бомжи, но чудом уцелел.

Здание решили восстановить и сделать частный музей. Колоссальная работа проделана: капитальный ремонт, создан современный, но с местным колоритом облик дома, достроено крыльцо с балконом, а также собраны по крупицам экспонаты, фото, информация, история. В настоящий момент проводится реконструкция внутреннего дворика (будет культурное пространство).

Дом с добром: о чем он?

На первом этаже находится кофейня (справа от входа), она заслуживает отдельного внимания, не относится к самому музею, но отлично дополняет его. Самое время после посещения музея попить кофе и обсудить увиденное с удивительными десертами.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-4

Прямо - "ресепшн" - касса, где продают билеты. Небольшое помещение, которое переходит в зал со временной экспозицией (меняется). На момент посещения это был советский двор.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-5

Кто-то в таком жил, кто-то видел в кино времен СССР.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-6

Тут и холодильник советский (работает, дребезжит), песочница, дверь с почтовым ящиком, лавочка, песочница и даже советская роскошь - мотоцикл с коляской и многое другое.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-7

Здесь ещё есть маленькая комнатушка с советским бытом.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-8

Большинство экспонатов можно трогать (за исключением хрупких, о чем рядом с ними написано).

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-9

В этом отличие музея Дом с добром от других подобных музеев.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-10

Далее нас приглашают на второй этаж, где, собственно, все самое интересное и происходит.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-11

На лестнице нас встретила смотрительница и загадочным голосом предложила обратить внимание на старинные зеркала, которые висят на стене. Их много. Пока мы шли, она рассказала пару историй про эти зеркала.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-12

На втором этаже располагаются несколько комнат. Их много, не помню, сколько именно. Логически они разделены как по хронологии, так и по принадлежности их "жителей" к определенным слоям населения: крестьяне (изба с печкой и красным углом), зажиточная городская интеллигенция (зал, гостиная, столовая), советские граждане более позднего периода (спальня, кухня, собственно, коммуналка) и балкончик а-ля "Дача писателя" с абажуром из макраме.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-13

Меня особенно поразило, что интерьер самого дома (основа) сделана довольно современно, видно, что использованы современные материалы для ремонта, отделки. Но это настолько органично сочетается со старыми экспонатами, удивительно. Пластиковые окна совершенно не диссонируют с экспозицией.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-14

Второе, что удивило, – экспонатов очень много, нереально много. Но нет ощущения захламленности, у каждой вещи свое место.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-15

Есть ощущение, что все это не расставили работники музея, а будто так тут и жили, хотя вещей из самого дома не осталось.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-16

В комоде лежит нижнее белье, в шкафу висят платья, в прихожей стоят ботинки и сапожки, а в серванте фарфор, в посудном шкафу граненые стаканы и разные кружки, на полке в кухне эмалированные кастрюли.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-17

И многое, многое другое.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-18

Самая, пожалуй, завораживающая комната – большой зал зажиточной интеллигенции.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-19

Сколько же там всего интересного, не счесть. И фото жителей на стенах.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-20

У дома есть два балкона: один с потрясающим видом на Кремль и удивительные закаты, второй с видом на внутренний дворик (здесь проходят чаепития в ходе экскурсии).

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-21

В музее можно и нужно фотографироваться, присаживаться на скамейки, стулья за столами, диван и представлять себя в роли местного жителя.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-22

Однозначно, у этого дома есть душа, характер, он живой! Это чувствуется... Именно поэтому сюда тянет прийти снова и снова.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-23

Первый раз был, так сказать, обзорный, ознакомительный, второй - экскурсия с чаепитием, но мне мало! Хочу еще.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-24

Здесь есть еще один особый зал - "Зал воспоминаний", где можно посмотреть фильм, исторический, документальный.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-25

Но на него нужно отвести время (3 части по 1 часу каждая), но это стоит того, фильм очень интересный, мы посмотрели 40 минут, жаль было уходить пора. У них можно купить диск с этим фильмом, кстати.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-26

Я очень мало рассказала про музей "Дом с добром", отзывы о нем разные, но все крайне положительные.

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-27

У каждого он оставляет в душе свое впечатление. Со мной такое впервые, настоятельно рекомендую!

Я живу в Вологде уже 17 лет, но и половины музеев, наверное, еще не обошла. Хотя очень люблю это дело.-28

В этом музее вы непременно окунетесь в воспоминания, найдёте массу вещей, которые были у вас когда-то или ваших родителей, бабушек, дедушек, получите невероятный прилив ностальгического настроения.

Спасибо, что заглянули!