Найти в Дзене

CA 11: французская амфибия для войны в Индокитае

Оглавление

Сразу после окончания Второй мировой войны Франция оказалась втянутой в широкомасштабную партизанскую войну в своей колонии - Индокитае, пытаясь восстановить контроль над этой территорией. К свержению колониальных правителей стремились вьетнамская партия "Việt Minh" во главе с Хо Ши Мином, а также связанные с ней лаосские и камбоджийские движения.

Индокитай был особым театром военных действий, который характеризовался большим количеством болот и джунглей, особенно вдоль дельты реки Меконг на юге страны и реки Хонг на севере. В таких условиях особенно трудно было действовать французской бронетехнике, в частности колесным бронеавтомобилям типа Panhard 178B или британским Coventry Armored Car, но даже и гусеничным танкам, таким как американские M8 Scott или M24 Chaffee.

Гусеничные машины-амфибии были очевидным ответом на вопрос, как доставить бронированную огневую мощь в болота и реки, однако к 1949 г. Франция еще не имела на вооружении ни одной такой машины. Хотя у США был потенциальный ответ в виде десантной машины LVT-4 и ее штурмового варианта LVT-4(A), переговоры о приобретении таких машин французами еще не были завершены.

-2

Рождение идеи

18 января 1949 г., когда война в Индокитае продолжалась уже более трех лет, французская EMA (Etat Major des Army - штаб армии) запросила у DEFA (Direction des études et fabrications d'armement - управление по изучению и производству вооружений), службы, отвечающей за руководство военными исследованиями и производством во Франции, легкий танк-амфибию для использования в Индокитае и, в целом, в колониях и заморских территориях Франции. В число этих колоний и территорий входили Экваториальная и Западная Африка, Французская Гвиана - все места, где также было бы полезно использовать легкие танки-амфибии. Эта машина должна была весить не более 11 тонн, обладать хорошей проходимостью, особенно по болотистой местности, и иметь в башне 75-мм гаубицу.

-3

25 апреля 1950 г. отделение Voisin государственной компании SNECMA приняло заказ на разработку машины, отвечающей требованиям легкого танка-амфибии, а также на изготовление масштабной модели, которая будет использоваться для испытаний на плавучесть. Забавный факт, что SNECMA (Société nationale d'études et de construction de moteurs d'aviation) переводится как "Национальное общество по изучению и строительству авиационных двигателей. Но как я понял из беглого взгляда на историю этого общества, к самолетам оно относилось номинально и к 1950 г. Общество авиационных двигателей уже пять лет как прекратило свою деятельность, но его название продолжало периодически использоваться в конструкторских разработках, так как существовало конструкторское бюро, которое использовало данное название за неимением иного. Так было с легким танком-амфибией CA 11.

Архаичный дизайн

Машина, представляла собой 12,5-тонный танк. Несмотря на небольшую массу, машина имела достаточно большие размеры, ближе к среднему танку Второй мировой войны, чем к легкому: длина 5,81 м, ширина 3,05 м, высота 2,66 м, дорожный просвет 0,40 м.

-4

Довольно массивный корпус танка имеет некоторое сходство с формой танка LVT-4, что, вероятно, объясняется тем, что он был создан по мотивам американской разработки. Спереди выступала носовая часть, по бокам которой были установлены ведущие звездочки, а сзади - лобовой лист, наклоненный назад. Подвеска танка была достаточно большой и занимала большую часть боковой поверхности корпуса, напоминая довоенный B1. На гусеницы также явно повлияли машины LVT: на каждом звене имеется большой изогнутый грунтозацеп или шип для улучшения сцепления с мягким грунтом, а также для улучшения управляемости при преодолении водных преград.

-5

Двигатель, вероятно, установленный в задней части, представлял собой 8-цилиндровый агрегат воздушного охлаждения, развивавший мощность 300 л.с. при 3000 об/мин. Важно отметить, что в зарубежной историографии нет четкого мнения, работал ли он на бензине или дизельном топливе. Но известно точно, что этот двигатель обеспечивал CA 11 весьма приличное соотношение мощности и массы - 24 л.с. на тонну; хотя расход топлива и мощность также остались неизвестны, есть точная информация, что танк имел приличный запас хода в 300 км. Максимальная скорость на дороге составляла 54 км/ч, на воде - 12 км/ч. CA 11 не имел гидрореактивной системы, на воде его движение обеспечивалось гусеницами. Броня также осталась тайной покрытой мраком, но сочетание небольшой массы и довольно больших размеров танка, скорее всего, означало, что броня была очень тонкой, как и полагается для "противоповстанческой" машины или танка-амфибии.

Вооружение

Башня CA 11 была разработана не Voisin, а другой компанией SAGEM (Société d'applications générales d'électricité et de mécanique - Общество общего применения электричества и механики). Почему? Зачем? Кто это? Ответ на этот вопрос также остался за бортом интереса. Башня, по-видимому, имела сварную конструкцию.

-6

Основным вооружением CA 11 была 75-мм гаубица. Хотя точная модель орудия не указана ни в одном источнике, оно имеет много общего с 75-мм пушкой, которая была разработана для Panhard 178B, но так и не была использована в послевоенной модели бронеавтомобиля Panhard 178. Это была 75-мм пушка, созданная на базе старой 75-мм пушки mle. 1897 (а эта пушка в свою очередь была основным орудием французской армии в период Первой мировой войны и применялась немцами (как трофей) вплоть до окончания Второй мировой войны). Эта пушка получила обозначение 75 mm SA 45. Преимуществом этого орудия было бы то, что оно использовало те же боеприпасы, что и 75-мм mle. 1897, который на протяжении десятилетий был основным боеприпасом французской армии, и к которому до сих пор сохранились большие запасы боеприпасов.

Очередной танк, который опоздал

Проект CA 11 был интересен для решения задач, стоящих перед Францией в Индокитае, по старой традиции всех интересных проектов, появился слишком поздно: к 1953 г., когда прототип был представлен армии, уже было найдено решение проблемы. Были проведены переговоры о приобретении американских танков LVT-4, и первые образцы были поставлены в 1950 г. - еще до того, как был представлен прототип CA 11. Однако у CA 11 был шанс заполнить нишу для французов, если бы американские поставки включали только пулеметные образцы, но и тут он оказался ненужным, поскольку в американские поставки вошли LVT-4(A), вооруженные 75-мм пушкой. Да и сами французы со временем модифицировали ряд транспортных LVTP-4 для установки на них 75-мм безоткатных орудий или даже 40-мм автопушек Bofors.

Бронетранспортер LVT-4 (Armored Cab), вооруженный 40-мм автоматической пушкой «Бофорс» и двумя 12,7-мм пулеметами М2НВ на поворотной бронированной установке.
Бронетранспортер LVT-4 (Armored Cab), вооруженный 40-мм автоматической пушкой «Бофорс» и двумя 12,7-мм пулеметами М2НВ на поворотной бронированной установке.

С учетом наличия LVT-4 во французской армии закупка и производство CA 11 стали бы дорогостоящим и излишним мероприятием. Индокитайская война в целом к тому времени стала дорогостоящим и крайне непопулярным делом, в которое Франция была втянута без надежды на быстрое возвращение колонии. Не испытывая особого энтузиазма по поводу дальнейшего участия в войне в этом регионе, Франция в 1954 г. вывела свои войска.

Окончание войны в Индокитае, вероятно, на некоторое время сняло всякий энтузиазм в отношении колониального танка-амфибии, хотя полученные LVT-4 были сохранены. В дальнейшем они были использованы для формирования десантно-штурмовой школы в Алжире, а в 1956 г. - во время Суэцкого кризиса против Египта.

Проект CA 11, скорее всего, был отложен на неопределенное время, что ознаменовало окончание короткого пути Voisin в производство бронетехники. Что касается изготовленного прототипа, то его судьба неизвестна, но, скорее всего, он был отправлен на слом.