Какова цена дара? Спасая мир, можем ли мы спасти близких? Кто владелец дара, а кто только носитель?
Красивая драма испанского режиссера Клаудия Льоса «В воздухе» (2014 г.) не удостоилась высоких премий и не вызвала восторгов критиков.
На видео-сервисах вы прочтете, что это «история об отчуждении матери и сына, развернувшаяся на фоне северных пустошей со звездами мировой величины Дженнифер Коннелли и Киллиан Мерфи»(кстати, только из-за этого стоит глянуть!). Но для меня этот фильм совсем о другом.
Лента поднимает важные экзистенциальные темы:
- Жизнь, болезнь и смерть
- Материнство
- Прощение
- Дар исцеления и цена за него
На мой взгляд, это фильм-размышление о том, кому, как и по какой цене даются сверхчеловеческие способности, в частности, дар исцеления.
Тема вечная, спорная, сложная. И, как мне показалось, создатели довольно честно и прямо говорят с экрана о том, что все сверхчеловеческое дается в ущерб (взаймы, через жертву) обычному человеческому счастью. Не очень хочется верить, но и фильм, и история человечества свидетельствуют именно об этом.
Сюжет прост (хоть и очень разорван – дань моде, не терпящей простых линейных повествований). Нана работает на ферме. У неё двое сыновей — старший Айван и младший Галли, который тяжело болен. Однажды она едет к целителю (зовут Архитектор) в надежде вылечить сына.
По стечению обстоятельств, Нана обнаруживает собственные целительные силы, и через некоторое время начинает принимать нуждающихся в её помощи.
Здесь все, как мы любим: красивая женщина, чудо, помощь людям.
Но добавится важный сюжетный ход, который опрокинет чудесную картинку и добавит жестокость реальности. В тот момент, когда Нана будет принимать, как инициацию, дар исцеления от Архитектора и исцелять уже осознанно, - по вине Айвана, ее старшего сына, погибнет младший больной сын Наны.
Это навсегда наложит отпечаток на жизнь всей семьи: чувство вины Айвана и уход Наны из-за невозможности жить обычной жизнью.
Именно с этого начнется путь Наны как целительницы, который полностью останется за кадром как нераспечатанная тайна, в которую можно верить или не верить.
Кстати, дилемма «верю-не верю», свойственная феномену целительства, также поднимается в фильме.
Как и сочетание сверхчеловеческого и обычного человеческого в целителях – все они вроде обычные люди: Архитектор пьет виски, Нана одного сына любит больше, чем другого…
«Ты боишься, что у тебя не получится исцелить? Не волнуйся, они тоже этого боятся,» - говорит Архитектор Нане, ведь дар не принадлежит человеку, которому дан. Дар дан Свыше, Там и решают, получится исцелить или нет. Человек – только носитель дара, но не владелец.
То, что за сверх-дары (исцеление, предвидение и прочее) человек жертвует, по сути, ВСЕМ, очевидно из житий многих, наделенных подобными способностями.
Простые примеры.
Известная святая 20-го века Матрона Московская была слепой от рождения, потерявшей способность ходить. Жила у чужих людей, часто меняя квартиры.
Прп. Амвросий Оптинский 19 век - выведен за штат монастыря как безнадежно больной. Мог есть только протертые овощи и болел воспалением легких по нескольку раз в год.
Прп. Серафим Саровский 19 век – изгнан из монастыря, избит до полусмерти, стал инвалидом.
Практически все ветхозаветные пророки вначале старались избежать дара.
«Отойди от меня, Господи! потому что я человек грешный» - говорит апостол Петр Христу, видя очередное чудо "ловли рыб". Ев. от Луки 5:8
Самый классический и ужасный пример платы за сверхчеловеческие возможности – крестная жертва Христа.
Древний мир очень хорошо понимал, что за всякий дар приносится жертва. Часто не совместимая с понятиями простого человеческого счастья: одиночество, болезни, испытания.
Похоже, человек способен преодолевать природные ограничения только когда ему уже совсем нечего терять.
Из жизни целителей мы знаем, что они могут помогать другим людям, но не в силах помочь себе и близким.
В фильме Нана, уже получив дар, не в силах помочь ни собственному сыну, ни себе.
Это еще одна особенность дара. (Помните, когда Христос был на кресте, над ним насмехались: «Спаси себя самого!» То есть даже Бог не в силах нарушить это правило).
В фильме Айван найдет мать, совершающую последние исцеления перед собственной смертью – и примирение состоится.
«Мы всегда пытаемся себе все объяснить, но это делает нас слабее. Для благополучия надо смириться с неопределённостью», - скажет постаревшая Нана.
Кажется, в этих словах – природа чуда. Его не надо пытаться объяснить. В него можно верить. Итог никто не гарантирует. Цена чуда часто слишком высока, чтобы платить ее по собственной воле.
P/s. Почему «В воздухе»? Потому что речь в фильме не о земном.
#чудо #жертва #судьба #духовность #дар