Найти в Дзене
Записки психолога

"В воздухе": цена дара.

Какова цена дара? Спасая мир, можем ли мы спасти близких? Кто владелец дара, а кто только носитель? Красивая драма испанского режиссера Клаудия Льоса «В воздухе» (2014 г.) не удостоилась высоких премий и не вызвала восторгов критиков. На видео-сервисах вы прочтете, что это «история об отчуждении матери и сына, развернувшаяся на фоне северных пустошей со звездами мировой величины Дженнифер Коннелли и Киллиан Мерфи»(кстати, только из-за этого стоит глянуть!). Но для меня этот фильм совсем о другом. Лента поднимает важные экзистенциальные темы: - Жизнь, болезнь и смерть - Материнство - Прощение - Дар исцеления и цена за него На мой взгляд, это фильм-размышление о том, кому, как и по какой цене даются сверхчеловеческие способности, в частности, дар исцеления. Тема вечная, спорная, сложная. И, как мне показалось, создатели довольно честно и прямо говорят с экрана о том, что все сверхчеловеческое дается в ущерб (взаймы, через жертву) обычному человеческому счастью. Не очень хочется верить,

Какова цена дара? Спасая мир, можем ли мы спасти близких? Кто владелец дара, а кто только носитель?

Красивая драма испанского режиссера Клаудия Льоса «В воздухе» (2014 г.) не удостоилась высоких премий и не вызвала восторгов критиков.

На видео-сервисах вы прочтете, что это «история об отчуждении матери и сына, развернувшаяся на фоне северных пустошей со звездами мировой величины Дженнифер Коннелли и Киллиан Мерфи»(кстати, только из-за этого стоит глянуть!). Но для меня этот фильм совсем о другом.

Афиша фильма
Афиша фильма

Лента поднимает важные экзистенциальные темы:

- Жизнь, болезнь и смерть

- Материнство

- Прощение

- Дар исцеления и цена за него

На мой взгляд, это фильм-размышление о том, кому, как и по какой цене даются сверхчеловеческие способности, в частности, дар исцеления.

Российский вариант афиши
Российский вариант афиши

Тема вечная, спорная, сложная. И, как мне показалось, создатели довольно честно и прямо говорят с экрана о том, что все сверхчеловеческое дается в ущерб (взаймы, через жертву) обычному человеческому счастью. Не очень хочется верить, но и фильм, и история человечества свидетельствуют именно об этом.

Сюжет прост (хоть и очень разорван – дань моде, не терпящей простых линейных повествований). Нана работает на ферме. У неё двое сыновей — старший Айван и младший Галли, который тяжело болен. Однажды она едет к целителю (зовут Архитектор) в надежде вылечить сына.

По стечению обстоятельств, Нана обнаруживает собственные целительные силы, и через некоторое время начинает принимать нуждающихся в её помощи.

Здесь все, как мы любим: красивая женщина, чудо, помощь людям.

Нана и младший сын. Кадр из фильма
Нана и младший сын. Кадр из фильма

Но добавится важный сюжетный ход, который опрокинет чудесную картинку и добавит жестокость реальности. В тот момент, когда Нана будет принимать, как инициацию, дар исцеления от Архитектора и исцелять уже осознанно, - по вине Айвана, ее старшего сына, погибнет младший больной сын Наны.

Это навсегда наложит отпечаток на жизнь всей семьи: чувство вины Айвана и уход Наны из-за невозможности жить обычной жизнью.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Именно с этого начнется путь Наны как целительницы, который полностью останется за кадром как нераспечатанная тайна, в которую можно верить или не верить.

Кстати, дилемма «верю-не верю», свойственная феномену целительства, также поднимается в фильме.

Как и сочетание сверхчеловеческого и обычного человеческого в целителях – все они вроде обычные люди: Архитектор пьет виски, Нана одного сына любит больше, чем другого…

«Ты боишься, что у тебя не получится исцелить? Не волнуйся, они тоже этого боятся,» - говорит Архитектор Нане, ведь дар не принадлежит человеку, которому дан. Дар дан Свыше, Там и решают, получится исцелить или нет. Человек – только носитель дара, но не владелец.

Архитектор перед исцелением. Кадр из фильма
Архитектор перед исцелением. Кадр из фильма

То, что за сверх-дары (исцеление, предвидение и прочее) человек жертвует, по сути, ВСЕМ, очевидно из житий многих, наделенных подобными способностями.

Простые примеры.

Известная святая 20-го века Матрона Московская была слепой от рождения, потерявшей способность ходить. Жила у чужих людей, часто меняя квартиры.

Прп. Амвросий Оптинский 19 век - выведен за штат монастыря как безнадежно больной. Мог есть только протертые овощи и болел воспалением легких по нескольку раз в год.

Прп. Серафим Саровский 19 век – изгнан из монастыря, избит до полусмерти, стал инвалидом.

Практически все ветхозаветные пророки вначале старались избежать дара.

«Отойди от меня, Господи! потому что я человек грешный» - говорит апостол Петр Христу, видя очередное чудо "ловли рыб". Ев. от Луки 5:8

Самый классический и ужасный пример платы за сверхчеловеческие возможности – крестная жертва Христа.

Серафим Саровский на гравюре 19 века.
Серафим Саровский на гравюре 19 века.

Древний мир очень хорошо понимал, что за всякий дар приносится жертва. Часто не совместимая с понятиями простого человеческого счастья: одиночество, болезни, испытания.

Похоже, человек способен преодолевать природные ограничения только когда ему уже совсем нечего терять.

Из жизни целителей мы знаем, что они могут помогать другим людям, но не в силах помочь себе и близким.

В фильме Нана, уже получив дар, не в силах помочь ни собственному сыну, ни себе.

Это еще одна особенность дара. (Помните, когда Христос был на кресте, над ним насмехались: «Спаси себя самого!» То есть даже Бог не в силах нарушить это правило).

Евангельская сцена "ловли рыб"
Евангельская сцена "ловли рыб"

В фильме Айван найдет мать, совершающую последние исцеления перед собственной смертью – и примирение состоится.

«Мы всегда пытаемся себе все объяснить, но это делает нас слабее. Для благополучия надо смириться с неопределённостью», - скажет постаревшая Нана.

Кажется, в этих словах – природа чуда. Его не надо пытаться объяснить. В него можно верить. Итог никто не гарантирует. Цена чуда часто слишком высока, чтобы платить ее по собственной воле.

Взрослый Айвен с соколом. Кстати, соколы - полноправные участники фильма!
Взрослый Айвен с соколом. Кстати, соколы - полноправные участники фильма!

P/s. Почему «В воздухе»? Потому что речь в фильме не о земном.

#чудо #жертва #судьба #духовность #дар