В 7 часов утра 19 февраля 1942 года жителей канадского города Виннипега разбудили сирены, взрывы и стрельба.
Незадолго до этого на аэродроме Селкирка приземлились самолеты со свастикой, а чуть позже фашистские солдаты и патрули появились на улицах города.
Через 45 минут они были уже в одной миле от центра. В 9.30 утра, несмотря на «ожесточенное» сопротивление 3500 резервистов, город сдался. Brandon, Flin Flon, Selkirk и другие небольшие городки вокруг тоже капитулировали. Манитоба стала Германской провинцией, а канадский флаг над Фортом Гарри был заменен на свастику. Город переименовали в «Гиммлерштадт», главную улицу назвали «Гитлерштрассе».
Все высшие чины города были арестованы. Из библиотек и школ выбрасывались книги, которые фашисты сжигали прямо на улицах города.
Солдаты грабили жителей, двери церквей заколачивали досками, а священников увозили в неизвестном направлении.
Директора школ арестовывались, школы распускались, по радио шла единственная программа — «Нацистская истина», а местная газета в этот день вышла на немецком языке.
Немцы останавливали автобусы и обыскивали пассажиров, в общем — устраивали полный беспредел.
По всему городу разбросали листовки и развесили прокламации с новыми правилами поведения горожан:
1. Эта территория в настоящее время является частью Великого Рейха под юрисдикцией гауляйтера полковника Эриха фон Нюрембурга.
2. Запрещается появление гражданских лиц на улицах города с 9:30 вечера и до рассвета.
3. Запрещаются скопления более 8 человек в одном месте.
4. Каждый домохозяин должен предоставить достаточно места для расквартирования 5 солдат.
5. Все военные и полувоенные организации распускаются. Женские объединения, бойскауты и другие молодежные организации разрешаются только под контролем гауляйтера.
6. Все владельцы автомобилей, грузовиков и автобусов должны зарегистрироваться в комендатуре и получить пропуск на машину.
7. Каждый фермер должен немедленно проинформировать комендатуру обо всех запасах зерна и скота.
8. Все национальные эмблемы, на которых нет свастики, должны быть немедленно уничтожены.
9. Каждому жителю города будет предоставлена регистрационная карта. Еду и одежду можно приобрести только при предъявлении этой карты.
10. Следующие преступления караются смертью без суда и следствия:
а) Попытка организовать сопротивление немецкой армии,
б) Въезд или выезд из провинции без разрешения,
в) Сокрытие наличия товаров и запасов,
г) Хранение огнестрельного оружия.
Вы удивитесь, как можно все это сделать за один день? Да запросто! Просто к этому дню хорошо подготовились. Захват города был постановочный и являлся рекламной акцией под названием «If Day» («День Если» или «Если однажды»), которая должна была стимулировать граждан на покупку военных облигаций, а также привлечь добровольцев для Союзных войск.
По великой задумке руководства, жители должны были на своей шкуре ощутить, что такое оккупация и почему нужно остановить немецкие войска в Европе, пока они не переправились через океан и не напали на бедную Канаду.
А поскольку акцию разрешили проводить только один день, участники очень старались все успеть и были в разы эффективнее, чем сами фашисты. Позже пришлось даже извиняться за то, что переодетые гитлеровцы вошли в такой раж, что совершенно беззастенчиво вламывались в дома, грабили людей, отнимая имущество, а другие врывались в рестораны и кафе, разбрасывая еду и отбирая ее у трудящихся.
Некоторые так вжились в роль, что хватали за бока (и не только) перепуганных официанток, не читавших вчерашних газет и не подозревавших о том, что все это постановка. Представляю, что было бы, если им дали бы действительную власть, если даже постановочная оказалась так сладка!
В целом акцию признали успешной, т.к. после нее удалось собрать более 3 миллионов долларов (по тем временам немалая сумма). А вот с добровольцами вышло не очень, с трудом удалось забрить в армию 23 человека.
Где канадцы взяли столько новеньких нацистских форм (говорят, что из Голливуда, но там столько к 1942 году еще не должно было быть) и сколько это стоило, неизвестно. Но мы сегодня видим, что бесследно фашистская оккупация не проходит, даже если длилась всего один день и понарошку.