Найти в Дзене
Британские шиншиллы

Как с продажами, коллеги?

Все то время, что я занимаюсь кошками, мне постоянно рассказывают про "мертвый сезон" летом, когда все потенциальные покупатели котят разъезжаются по отпускам и откладывают приобретение котиков на осень. Только я никогда ни в какие "мертвые сезоны" не верила. Во-первых, потому что видела: коллеги что зимой, что летом как продавали котят, так и продают (в связи с чем интересуются надежностью курьеров, способами оплаты, заказывают трансферы, сообщают в соцсетях о резервировании). Во-вторых, мало кому из работающих людей светит трехмесячный отпуск. Можно съездить на месяц (и то это слишком много и доступно только для избранных) - но остальные-то два вполне можно потратить на поиск и адаптацию котенка в доме. Так с чего бы вдруг останавливаться продажам? Вообще говоря, ни у одного заводчика котята не "разлетаются как горячие пирожки" ни в какой сезон. В массе своей они все-таки не ходовой товар и никогда таковым не были. Однако любой начинающий заводчик всегда мог прибегнуть к одному из об

Все то время, что я занимаюсь кошками, мне постоянно рассказывают про "мертвый сезон" летом, когда все потенциальные покупатели котят разъезжаются по отпускам и откладывают приобретение котиков на осень. Только я никогда ни в какие "мертвые сезоны" не верила. Во-первых, потому что видела: коллеги что зимой, что летом как продавали котят, так и продают (в связи с чем интересуются надежностью курьеров, способами оплаты, заказывают трансферы, сообщают в соцсетях о резервировании). Во-вторых, мало кому из работающих людей светит трехмесячный отпуск. Можно съездить на месяц (и то это слишком много и доступно только для избранных) - но остальные-то два вполне можно потратить на поиск и адаптацию котенка в доме. Так с чего бы вдруг останавливаться продажам?

Вообще говоря, ни у одного заводчика котята не "разлетаются как горячие пирожки" ни в какой сезон. В массе своей они все-таки не ходовой товар и никогда таковым не были. Однако любой начинающий заводчик всегда мог прибегнуть к одному из общепринятых способов продажи и худо-бедно справиться с задачей. Например, лет двадцать назад можно было дать объявление о котятах в газету "Из рук в руки"... И ведь кто-то же читал ее, звонил по этим объявлениям!

В 2004-2005-х годах, когда я купила свою первую племенную кошку, серебристую шиншиллу, заводчики активно посещали выставки: иногда в конкуренции за титул в открытом классе CAC могло быть чуть ли не по десять штук ns 11. Там же, на выставках, можно было и продавать котят. Но уже тогда очное общение постепенно вытеснялось заочным, профессиональные дискуссии разворачивались в основном на профильных форумах, а для рекламы заводчики начали обзаводиться сайтами питомников - с их помощью стало можно успешно продавать котят, не выходя из дома.

-2

Так продолжалось где-то до начала 2010-х годов. Потом заводчики начали уходить с форумов в соцсети, прежде всего на Фейсбук: это была возможность наладить контакты с зарубежными коллегами. Скоро все общение стало происходить в соцсетях - группах и личных хрониках. Там можно было легко и просто создавать альбомы для фотографий и видеороликов; были свои инструменты продвижения, причем процесс запуска рекламы с годами становился все проще и удобнее. В результате созданные ранее сайты один за другим начали исчезать. Тем, у кого они были, стало лень заниматься их обновлением - выложить кучу фоток на Фейсбук было проще и быстрее; а те, у кого не было, получили возможность вполне эффективно рекламировать своих котят без всяких сайтов.

-3

Затем появился Инстаграм, который очень быстро стал одним из главных инструментов продажи котят. Пользоваться им оказалось еще проще, чем Фейсбуком; все, что нужно было для полноценной рекламы - телефон. Начинающий заводчик, не имеющий ни малейшего представления об азах фото- и видеосъемки, теперь мог использовать для рекламы вполне конкурентоспособные фото и видео, снимая их на камеру своего смартфона и тут же выкладывая в общий доступ. Камеры смартфонов начали стремительно совершенствоваться - и сегодня многие заводчики, привыкшие снимать котят на тяжелый профессиональный фотоаппарат, забросили его в дальний угол, потому что для продаж он стал не нужен. Вполне достаточно нащелкать котенка на телефон, а еще лучше - записать короткий рекламный ролик, тут же его отредактировать, добавить фоновую музыку и вперед - публиковать.

-4

Покупатели тоже перестали искать котят, сидя за персональным компьютером, как еще раньше перестали читать газеты. Оказалось намного удобнее листать картинки или просматривать истории в телефоне. Обсуждения перекочевали в мессенджеры, WhatsApp, Telegram, - и там тоже появились группы продаж. А на смену газетам пришли электронные доски объявлений, среди которых самая известная и востребованная - Авито.

Ну а потом случились всем известные события и практически все те средства, которыми мы так успешно пользовались, начали прямо на глазах терять актуальность. Конечно, мы можем продолжать ходить на Фейсбук и публиковаться в Инстаграм, используя VPN, но такое ощущение, что российских заводчиков там в упор перестали замечать. Мы больше не можем продвигать свои публикации, у нас возникли сложности с переводами из-за границы, но самое главное, наверное, в том, что зарубежные заводчики начали отказываться от приобретения российских котят. По большому счету мы оказались один на один с внутренним рынком, почти потеряв внешний.

Зато покупатели на внутреннем рынке очень обрадовались. У них внезапно появился богатый выбор породистых котят, причем по очень скромной цене. Те заводчики, которые еще недавно общались с ними "через губу", заявляя, что "в Рашку никого не продают", а если и продают, то только за евро или доллары, оказались вынуждены очень даже продавать "в Рашку" за рубли, только бы купили.

Кто не успел вовремя сориентироваться и продолжил работать "по-старому" в надежде, что вот-вот все изменится к лучшему, столкнулся с перенаселением из-за большого количества непроданных подростков, кандидатов в домашние любимцы. Покупатели стали крайне придирчивы и разборчивы. Общение с ними и раньше не было любимым занятием заводчиков, а в новых условиях стало доставлять еще меньше радости. Когда к тебе является покупатель и сообщает, что твой питомник - пятый по счету из тех, где он был, и в планах у него посетить еще столько же, желание тратить на него время как-то сразу пропадает. К тому же возникает вопрос: а не забыл ли он помыть руки после того, как вдоволь наигрался с неизвестно какими котятами у неизвестно каких заводчиков?

Понятно, что в такой ситуации приходится срочно искать новые средства рекламы котят. Достаточно активно развиваются сейчас Вконтакт, Дзен, мессенджеры WhatsApp и Telegram. Предпринята попытка создать альтернативу Youtube - Rutube. Остается на плаву Авито, правда, объявления там с некоторых пор стали платными, а показы и соответственно просмотры объявлений сократились. К тому же стало совершенно невыгодно размещать там объявления "вдолгую" - чем дальше, тем меньше их просматривают, и никаким платным продвижением эту ситуацию не изменить. Альтернативная доска объявлений "Юла", связанная с Вконтактом, конкуренции с Авито пока не выдерживает.

-5

Оказалось, что и у легко создаваемых в соцсетях фотоальбомов есть не только достоинства. Почти у каждого заводчика есть альбом, предназначенный для слива фотографий с телефона, и в нем обычно такая каша, что там уже ничего нельзя найти или хотя бы вспомнить, что за котенок на отдельно взятой случайной фотографии. Список фотоальбомов пометов задолго до конца первого алфавита перестает помещаться на страницу и его попросту перестают вести. Многие, впрочем, с самого начала не делали даже этого: просто размещали всю рекламу в Хронике, не создавая никаких фотоальбомов. Котенок выставлялся на продажу без каких-либо данных о происхождении: ни имени, ни родителей, ни даты рождения. Ведь большинству покупателей и не нужно ничего знать ни о предках, ни о генетике котенка - они просто видят в телефоне милоту, влюбляются и пишут заводчику, интересуясь ценой. Вот только заводчики, которые пошли у них на поводу и в свою очередь перестали интересоваться чем бы то ни было, кроме продаж, добровольно лишили себя возможности создать упорядоченный фотоархив, который не только отражал бы историю питомника, но мог бы представлять и научный интерес.

Так что по-видимому пришло время для поиска новых решений, новых способов рекламы и новой организации работы российских заводчиков. Период для многих сложный, - в этом году лето впервые показалось мне и правда "мертвым сезоном". В первые годы работы питомника домашние любимцы у меня тоже иногда продавались очень подолгу - некоторые дожидались своих хозяев аж до девяти месяцев - но такого ощущения, как в это лето, когда продажа вполне приличных котят стала казаться какой-то невыполнимой миссией, тогда не возникало.

А как с продажами у вас? Может быть, кто-то уже понял, в каком направлении двигаться, где и какую рекламу перспективнее всего размещать?

Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал. Предлагайте в комментариях темы, которые хотели бы обсудить, фотографии, которые хотели бы увидеть.