«Я счастливый человек! Ну кому ещё довелось сыграть такие роли, как мне, - князь Мышкин, Гамлет, Иванов, Чайковский… Да тот же Деточкин! Судьба меня хранила - наверное, для того, чтобы я смог сыграть всё это».
И.М. Смоктуновский.
Режиссер и театральный деятель Олег Ефремов попросил Иннокентия Михайловича оценить себя как актера.
- А я, Олежка, космический,- незамедлительно ответил тот.
Иннокентий Смоктуновский
С легкостью жонглируем словами,
не вникая в сущность их значений,
щедро ставим рядом с именами:
бесподобный, величайший, гений.
Моментально схватывая внешность,
забываем про актерский почерк,
потому излишняя поспешность
размывает контуры пророчеств.
Кажется, в конце шестидесятых,
в шумной безбилетной суете,
провели знакомые ребята,
на премьеру, в модный БДТ.
Товстоногов ставил "Идиота".
Забурлила бывшая столица.
Сложная театральная работа, -
предрекали знающие лица.
В перерыве мой сосед по ряду
объявил, что Смоктуновский - гений,
что он создал яркую плеяду,
он великий, в этом нет сомнений.
И добавил, что безмерно счастлив
быть свидетелем такого действа,
где, благодаря актерской страсти,
совместились гений и злодейство.
Годы шли, и театральный дока,
оказался прав на сто процентов:
от Москвы и до Владивостока,
Мышкин - это шквал аплодисментов.
Да, актер великий, гениальный,
новое космическое племя!
Справедливость высочайших званий,
подтвердили зрители и ... время.
Виктор Семеновский
Поразительна судьба Смоктуновского. Он был в фашистском плену, знал все о голоде, скитался по летней Москве в лыжном костюме за неимением другой одежды, сыграл множество ролей в кино и театре, участвовал в радиопостановках, озвучивал фильмы…
Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской премии, Лучший актер года по опросу журнала «Советский экран» (1965, 1966, 1970), Лучший иностранный актер года (Англия, 1965 год)… Его называли актером номер один в стране, а он был неуверенным в себе, вечно сомневался, все ли сделал как нужно, часто был недоволен собой. Его именем назвали планету, а он всю жизнь держался за одну Соломку, давшую ему любовь и вселявшую в него веру в себя…
Актёр родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Богородской волости Томкой губернии (ныне Шегарский район Томской области), был вторым из шестерых детей в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Смоктунович (в девичестве Махневой).
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. Не желая идти в колхоз, родители будущего актёра переехали сначала в Томск, затем в Красноярск, где жила родная сестра отца, Надежда Петровна. В голодном 1932 году, не имея собственных детей, она взяла к себе на воспитание Кешу и его брата Владимира.
Будучи восемнадцатилетним юношей, Иннокентий оказался на войне. Он попал сразу в пекло – на Курскую дугу. Перед Новым 1944 годом семья получила короткое сообщение: "пропал без вести". На самом деле солдат не пропал без вести, а был захвачен в плен. Чудом бежал, чудом выжил, продолжил воевать. Закончил войну Иннокентий Михайлович в немецком городке Гревесмюлене. Удивительно, что за все время войны Смоктуновский ни разу не был даже ранен. Судьба явно берегла его. Получил две медали "За отвагу". Страшной военной истории посвящена его повесть «Меня оставили жить».
Есть знаменитая фраза, приписываемая Сталину: «У нас нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины». Хотя Смоктуновский бежал из немецкого плена, сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадёжный», он получил «минус 39» - запрет на проживание в 39 крупнейших городах Советского Союза. После недолгой учёбы в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945-1946), «не глотнув даже азбучных истин актёрской профессии», он набирался опыта в тех краях, дальше которых не ссылали. В 1946-1951 годах актёр выступал на сцене Норильского Заполярного театра драмы, в котором служили преимущественно заключённые Норильлага.
Именно здесь, в Норильске, в разгар «борьбы с космополитизмом», по требованию директора театра ему пришлось изменить фамилию. В 1952 году актёр переселился в Махачкалу, где служил в Русском драматическом театре, в 1953-1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. В 54-м он приехал из Сталинграда в Москву, где встретил свою судьбу, где постепенно, шаг за шагом начал своё восхождение.
«Мужчина становится человеком в максимальной из доступных ему степеней совершенства только тогда, когда в жизнь его войдёт женщина, движимая любовью…»
Такой женщиной для Смоктуновского стала его жена. Судьбою была уготована встреча этих двух совершенно разных людей: Суламифь, родившейся в Иерусалиме, и Иннокентия, родившегося в сибирской деревне Татьяновка. Практически сразу же после свадьбы начался триумфальный взлет актера Смоктуновского. Жизнь Суламифь (Соломеи) была служением Актеру. Он же всегда боготворил ее, считал главной опорой в жизни и нежно звал Соломкой…
Существует легенда о том, как режиссёр Ленинградского БДТ Георгий Александрович Товстоногов никак не мог найти актера на роль князя Мышкина в постановку спектакля "Идиот" по одноименному роману Федора Достоевского. Увидев глаза Смоктуновского в фильме «Солдаты», Георгий Товстоногов закричал: «Глаза! У него – глаза! У этого, у Свистуновского! Это же глаза князя Мышкина». И пригласил малоизвестного тогда актёра Иннокентия Михайловича в свою постановку.
Премьера спектакля "Идиот" состоялась в Ленинградском БДТ 31 декабря 1957 года. Первым, кто назвал Смоктуновского гением, был внук Достоевского. Он сказал это после спектакля "Идиот". Зрительский успех спектакля был грандиозным. Каждая реплика актера встречалась в гробовой тишине. И такое необыкновенное воздействие на зрителей оказывали показы спектакля и много месяцев спустя.
Сам Иннокентий Смоктуновский признавал: "Такой тишины в зрительском зале, такой власти над зрителем, какую я испытал в Мышкине, и в Париже, и в Ленинграде, и в Лондоне, я не знаю ни у одного актера. Если говорить откровенно, ни одна моя работа, ни «до», ни «после» не подошла и близко к этому уровню. К сожалению, это правда".
После премьеры «Идиота» Иннокентий Смоктуновский «проснулся знаменитым», смотреть спектакль с необыкновенным князем Мышкиным люди приезжали со всех концов Советского Союза. Впоследствии и театральные критики, и коллеги-актёры называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни. Актёра наперебой приглашали в кино лучшие режиссёры Советского Союза.
Пока существует театр, актеры всего мира будут мечтать о роли Гамлета. Иннокентий Михайлович сотнями критиков и миллионами зрителей признан лучшим Гамлетом всех времен и народов. Это недосягаемая вершина в искусстве театра! Это и гениальная игра, и глубина по содержанию, и блеск интонаций при передаче характера главного героя. Роль датского принца принесла актёру широкое международное признание и была высоко оценена как публикой, так и кинематографистами и критиками во всём мире.
Утончённый Гамлет, трогательный недотёпа Юрий Деточкин, композитор Пётр Ильич Чайковский, царь Фёдор Иоаннович, Порфирий Головлёв, Ленин, чеховские герои Иванов и дядя Ваня, пушкинский Сальери… Иннокентий Смоктуновский блистал в любой роли.
Мишель Курно, которого называли самым злым критиком Франции, писал: "Если вы хотите увидеть Бога на сцене, идите на "Дядю Ваню" в исполнении Смоктуновского".
«Вы назвали меня гениальным актёром. Но почему же тогда мне всё так трудно?!» Покорение вершин – дело трудное. Вершин достигают немногие, а лишь те, которые не отступают перед трудностями. Актёр прошел тернистый жизненный и профессиональный путь, став легендой сценического мастерства, не имея даже актёрского образования.
Необходимы огромная вера в свой дар и недюжинное терпение, чтобы достичь вершины совершенства и быть оцененным миром. Когда Иннокентий Михайлович готовился к роли, для него, кроме этого, ничего не существовало. В любом фильме с участием Смоктуновского он очень выделяется из общей массы актёров неповторимой манерой своей игры. Возможно, дело в том, что он всё-таки в отличие от остальных, даже очень талантливых актёров, не играет, а живёт. В 1990 году актёру присвоили звание Героя Социалистического труда. Но ещё через год отменили социализм, и вскоре стало ясно, что в кино 90-х годов для актёра уровня Смоктуновского не будет достойных ролей. Но не играть он не мог. Без этого он не мог жить.
В последние годы жизни Иннокентий Михайлович снялся в нескольких картинах, которые яйца выеденного не стоят. Но и к этим ролям актёр относился творчески, с полной отдачей. Как всегда.
В феврале 1994 года у Иннокентия Михайловича случился микроинфаркт, но он быстро пошёл на поправку. Вместо отдыха рванул на съёмочную площадку фильма «Вино из одуванчиков». Успешно отснялся ещё в одной картине – «Белый праздник». А «Вино из одуванчиков» заканчивали уже без него. Даже озвучен герой Смоктуновского был голосом Сергея Безрукова.
Он думал о смерти:
«Все мы, как это прерывающееся стрекотание кузнечика в траве: сегодня живём - стрекочем, а завтра навсегда замолчим и никогда, никогда уже... никогда...»
Друзья Иннокентия Михайловича вспоминали, как незадолго до смерти, прогуливаясь с ними по Пушкинской площади в Москве, актёр остановился, обратив внимание на машину с номером 3994.
- Видите, это дата моего ухода,- сказал Иннокентий. Он ошибся ровно на месяц. Его не стало 3 августа 1994 года.
В статье использованы цитаты И.М. Смоктуновского из книги «Быть!»
По ссылке ниже можно прочитать о родителях И.М. Смоктуновского.
В подборке ниже можно прочитать все статьи об И.М. Смоктуновском.