Найти тему

Кино гангстерское. "Бумер"

Кажется, совсем недавно был премьерный показ "Бумера", а между тем прошло уже двадцать лет. Поэтому: посмотреть "Бумер" сегодня - это уже посмотреть в наше прошлое, такое непонятное, опасное, тревожное, при этом очень интересное.

Для справки: "Бумер"— жаргонное название автомобилей фирмы BMW.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Предвижу, что тема кино о бандитах интересна отнюдь не всем. Очень многим она, как говориться, - ни уму, ни сердцу. Ну, не подходит, то есть. Могу предположить почему. Вероятно, в том видится попытка каким-то образом идеализировать изнанку человеческих взаимоотношений. Но не спешите, друзья, от этой темы отмахнуться. В мировом кинематографе кино про гангстеров имеет свою нишу. Там собрано разное. Есть очень низкопробный материал, а есть и шедевры. Допустим, "Крёстный отец". Я люблю долгим зимним вечером пересмотреть эту картину.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

А что собственно заставляет режиссёра обращаться к обозначенной тематике? Моё мнение - определённый расчёт на зрительский интерес, - тема острая. Второй момент - это возможность показать персонаж (здесь умышленно не говорю - героя) с сильным характером, показать способность персонажа совершать поступки недосягаемые для большинства обычных граждан, хотя поступки эти, чаще всего, контрпродуктивны. А порой, главный герой гангстерского фильма способен и на благородство, которое недоступно обычному обывателю.

Повторюсь, "Бумер" вышел на экраны двадцать лет назад - в 2003 году. И, как бы, подвёл черту, итог, закрыл тему "лихих девяностых". "Бумер" даёт понять, что десятилетие криминальных войн закончилось, путь нового российского гангстера (для нас привычнее - бандита) лежит в никуда.

"Бумер" очень правдоподобен и понятен. Чем именно. Очень удачно прорисованы детали. А именно в деталях, напомню, суть. Образы героев, их язык, мотивы поступков. Мы же понимаем, что бандиты не прилетели в лихие девяностые из космоса, - это были "ребята с нашего двора", они с кем-то учились в одном классе, с кем-то вместе занимались спортом, кто-то был соседом по подъезду.

В одном из интервью Карен Шахназаров сказал, что по мнению Фредерико Феллини, для того, чтобы фильм стал удачным, в нём должно быть, как минимум четыре хороших сцены. В "Бумере" их есть с десяток.

И теперь самое время сказать, что это, практически, дебютная режиссёрская работа Петра Буслова, который учился на курсе у Карена Георгиевича.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Пётр Буслов. Видно, что человек очень хорошо ориентируется в теме. Может быть оттого, что вырос во Владивостоке.

Режиссёр в одном из эпизодов сыграл главаря бандитской группировки (фото из свободного доступа)
Режиссёр в одном из эпизодов сыграл главаря бандитской группировки (фото из свободного доступа)

Владивосток девяностых - это город для паломничества за подержанным японским автомобилем. Это знаменитый авторынок "Зелёный Угол", это целая индустрия, направленная на обслуживание процесса покупки подержанного авто - сфера, где границы бизнеса и криминала очень условны и весьма размыты. Возможно оттуда (я не утверждаю, я говорю - возможно) детальное знание темы.

Несмотря на то, что сюжет картины достаточно тривиальный, фильм умел успех и прошёл проверку временем. Двадцать лет - это не шутка.

-5

А сюжет таков. Четверо друзей, которые суть банда, специализирующаяся на угоне автомобилей, попадают в сложную ситуацию. Желая вступиться за своего товарища, находясь на так называемой "разборке", один из них выстрелом из пистолета убивает человека, который оказывается внедрённым в другую банду, сотрудником ФСБ. Друзья вынуждены скрываться, они пытаются заработать бандитскими методами, но это удаётся не всегда, а порой приводит к обратному эффекту, как в случае с дальнобойщиками, когда их автомобиль был повреждён, а сами они едва не лишились жизни. Итог вообще печален. При неудавшемся ограблении двое парней гибнут в перестрелке с милицией, одного задерживают, а ещё один, из-за которого случилась вся эта история, оказался трусом и позорно сбежал. Роль вот этого, который сбежал, сыграл Андрей Мерзликин, сыграл настолько правдоподобно, что теперь он всегда ассоциируется с человеком низким моральных качеств (хотя, на самом деле это конечно же не так).

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Впрочем, как и Владимир Вдовиченков, - он долгое время воспринимался как настоящий лидер ОПГ.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

В кино есть несколько коротких второстепенных сюжетных линий, где показывается судьба персонажей вторых планов, персонажей не самых высоких убеждений и, соответственно, незавидной участи.

Актёры со своими ролями справились однозначно. Но незначительный нюанс всё же есть - это возраст героев. И Вдовиченков, и Мерзликин, и Горобченко, и Коновалов - они все выглядят на тридцать лет, а преступность в ту пору была молодой, но ранней, то есть в кино им должно быть чуть за двадцать.

У фильма есть продолжение "Бумер. Фильм второй", на мой взгляд, вторая часть очень сильно уступает первой. Хотя бюджет в семь раз больше, сборы, соответственно - тоже. Может оттого, что не хватает удачных сцен, о которых говорил Феллини. Но это всё очень субъективно. А что думаете вы? Пишите.