В 1980 году на экраны Советского Союза выходит остросюжетный детектив режиссера И. Усова «Сицилианская защита» с А. Абдуловым в главной роли.
Сюжет рассказывал о краже из музея редкой люстры из богемского хрусталя, которая вскрылась совершенно случайно во время странной погони за кондитерским грузовиком, и была раскрыта с помощью доблестной советской милиции.
Базировался сценарий на реальной истории с участием короля антикварного рынка города Ленинграда в эпоху семидесятых — восьмидесятых годов прошлого столетия. Этот короли и реставратор, по совместительству, работая в Эрмитаже заменил светильники царских времен на советскую подделку, причем сделал это высоко профессионально и очень художественно. Именно это его деяние и легло в основу сценария картины, хотя «подвиги» реставратора этим не ограничивались.
В жизни, в отличие от фильма, эти аферы были удачны до поры до времени и вернуть большую часть похищенного и проданного за границу так и не удалось.
Сам сюжет был довольно банальным, но картина выделялась прекрасной игрой двух ярких актеров того времени — только набиравшим популярность А. Абдуловым и уже матерым актером Н. Волковым. Кроме того в фильме была масса погонь и лихо закрученная детективная интрига.
В остальных ролях снимались: В. Давыдов, А. Самойлов, Н. Павлова, Т. Канаева, А. Иноземцев, Ю. Башков, А. Пашутин, В. Кузин, Т. Иванова, И. Губанова, В. Никулин, Л. Шагалова, П. Кадочников.
Картина вливалась в строй похожих работ, посвященных кражам из музеев. В те времена это была чрезвычайно модная тема. Практически вся интрига выстраивалась на взаимной работе двух главных персонажей. Без них картина была бы просто скучным описанием будней советской милиции.
Забавно видеть А. Абдулова в костюме, в котором спустя два года он же будет сниматься в картине «Чародеи».
Для съемок балетных отрывков привлекли восходящую тогда еще звезду советского балета Н. Павлову. Это была одна из первых ее ролей в кино. Кроме того в картину изящно фоном вставлены фрагменты из балета «Жизель», что придавало картине дополнительный шарм.
В самом начале действия картины, следователь называет цифры телефона. Не известно, кто подсказал именно их актеру, но доподлинно известно, что это был номер реальной тогда супруги А. Абдулова — И. Алферовой. Видимо кто-то из съемочной группы решил таким образом разыграть главного героя картины.
Съемки большей части картины велись во Львове, во дворце Потоцких, и финал снимали в Ленинграде.
В картине много каскадерских трюков на машинах и погонь. Но много и ляпов. Особенно это бросалось в глаза при съемке погони на милицейской машине в самом начале картины. Но по тем временам, такие трюки были верхом каскадерского мастерства. Ляпы видны и в попытке озвучить число вывозимых за рубеж поддельных подвесок. Сразу понятно, что герой Абдулова физически был бы не в состоянии один упаковать такое количество в ящики. И название фильма, которое родилось не понятно у кого, и никак не было связано с сюжетом картины.
Актеру Н. Волкову пришлось в последние минуты фильма «притянуть за уши» игру в шахматы, чтобы хоть как то объяснить название картины.
Картина, несмотря на не столько детективный жанр, сколько на очередное описание будней работников уголовного розыска, пришлась по душе зрителям и с успехом прошла в кинотеатрах, а впоследствии и по телевизору. До сих пор в памяти телезрителя она ассоциируется с блестящей работой таких актеров как Н. Волков и А. Абдулов. А уж последний, в красивом белом костюме, смотрелся настолько привлекательно, что совершенно не воспринимался как злостный вор.