«Изумленная Европа, которая в начале царствования Ивана III едва подозревала о существовании Московского государства, затиснутого между литовцами и татарами, вдруг была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах».
Кто только не цитировал в советское время это высказывание Маркса. И военный историк Разин, и писатель Всеволод Иванов, и историк Вадим Каргалов. Процитировал вот и я.
Действительно, в годы правления Ивана III Московское государство совершило гигантский скачок территориальных приращений. Разумеется, многие из них потребовали военной силы – для изъятия и для последующей защиты присоединенного.
Счастлив был Иван Васильевич, имея плеяду полководцев, способных действовать самостоятельно. Один из них – князь Даниил Холмский.
Даниил Дмитриевич происходил из удельных князей Холмских. Этот удел выделился в Тверском княжестве в первой половине XIV века. Первым Холмским князем был внук Михаила Ярославича святого Всеволод. Живший на сто лет позже Даниил приходился Всеволоду правнуком.
В 1460-х годах княжатам удельным уже ничего не светило. Оставался один путь – в служилые князья на Москву. Младший сын удельного князя Холмского туда и подался.
Впервые как воевода он появляется в казанской войне 1467-1469 годов. Иван III попытался поставить на казанском престоле своего ставленника царевича Касима. В помощь ему было выделено войско с воеводами Стригой Оболенским и Даниилом Холмским. Из-за слабости позиций Касима поход 1467 года окончился неудачей.
В 1468 году казанцы перешли в контрнаступление. И в частности совершили нападение на Муром. Под Муромом-то и отличился Даниил Холмский, разгромивший здесь татар. Позже они повторили набег, но с тем же результатом.
Ну что ж, Холмский положил начало своей боевой службе на Москве. Следующая война подняла его еще выше.
1471 год, война Москвы с Новгородом. Это как раз то самое, о чем вы слышали в связи с именем «Марфа-посадница». Не воеводское это дело – вникать в политические причины войны. Не будем останавливаться на них и мы. перейдем к боевым действиям.
Москва повела стратегическое наступление с разных направлений. «Центральную» колонну, идущую в обход слева озера Ильмень, через Старую Русу, и возглавил Даниил Холмский. Захватив Русу, Холмский вышел на берег Ильменя у Коростыни.
Тем временем новгородское ополчение двигалось к реке Шелонь. Его задачей, по всей видимости, было вколотить клин между москвичами и союзными Москве псковичами.
Данные о численности той и другой рати очень недостоверны. Есть московские летописные данные, которым историки не доверяют. По ним новгородцев было 40 тысяч, москвичей 5 тысяч. Историки пытаются пересчитать эти числа по косвенным данным, но всё это еще более гадательно. Похоже, что новгородцев было больше, чем москвичей, но на сколько, неизвестно.
Прознав о движении новгородцев, Холмский перебросил свои силы от Коростыни к новгородским позициям. 14 июля он внезапной атакой пересек реку и наголову разгромил новгородскую рать. Тем, собственно, война фактически и была окончена. Одним сражением Холмский положил Новгород к ногам Иоанна.
Иван, правда, тогда Новгород не подмял окончательно. Пришлось идти еще раз в поход в 1477-1478 годах. И тут Холмский вел передовую рать. Перешел Ильмень по льду и окружил город.
Имя воеводы поднимается всё выше. В 1479 году в разряде при особе Ивана Васильевича Холмский поименован первым – а тогда порядок упоминания имен бояр и воевод многое значил.
Конечно, стоял Холмский и на Угре в 1480 году, но там великой битвы не произошло. Другое дело казанская война 1487 года. Война была вызвана политикой Москвы, стремящейся утвердить на казанском престоле своего ставленника Мухаммед-Эмина (разные встречаются варианты написания этого имени).
Русская рать под командой Даниила Дмитриевича Холмского выступила из Москвы 11 апреля 1487 года. Не он один при войске был воеводой, но опять же именуется первым.
Хан Ильхам (в русских летописях Алегам) пытался остановить наступление близ устья Свияги, но не выдержал натиска и отступил. Далее «пришли воеводы великого князя и с силою под город под Казань месяца маиа в 18 день и взяша город Казань июля в 9 день».
То есть подробностей маловато, но судя по всему осада длилась с 18 мая по 9 июля 1487 года и закончилась капитуляцией казанцев. Так Даниил Холмский вписал с вой послужной список «казанское взятие».
Последней войной князя стала русско-литовская война за верховские княжества. Верховские – это в верховьях реки Ока.
В 1492 году «послал князь великий воевод своих в Северу», «в большом полку князь Данило Дмитриевич Холмской». Видимо, князь вновь был главнокомандующим на этом направлении.
Конца этой войны Даниил Дмитриевич не увидел, так как скончался в 1493 году.