Найти тему
Психология Psychologies

Не в силах расстаться: зависимости литературных героев

Оглавление

Литература предлагает нам галерею зависимых персонажей. Алексей Иванович, игрок, подаривший свою жизнь рулетке. Сбегающий в мир шахматных фигур Александр Лужин, одержимая идеей власти леди Макбет, помешанный на вечно ускользающей юности Гумберт Гумберт. Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся зависимости.

   Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012 год), фото: «Кинопоиск»
Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012 год), фото: «Кинопоиск»

О зависимости мы знаем достаточно много — причем не только о наркомании и алкоголизме, но и о булимии, шопоголизме и лудомании. К теме нехимических зависимостей часто обращается кинематограф: эти темы затронуты, например, в «Нимфоманке» Ларса фон Триера и «Одержимости» Дэмьена Шазелла. А вот в классической литературе чаще встречаются другие виды зависимости.

Патологическое накопительство

1. Плюшкин

Болезненное пристрастие к вещам не знает границ. Ярчайший носитель этого недуга — персонаж гоголевских «Мертвых душ» Степан Плюшкин. Он был рачительным хозяином, добрым мужем и заботливым отцом, год за годом его поместье богатело, а соседи приезжали к нему учиться вести хозяйство.

Что же такое случилось с героем, что читателю он является в заношенном сюртуке и с неведомой тряпкой, повязанной на шею? Почему мука в его подвалах каменеет, а клади и стога обращаются в навоз?

Умирает жена персонажа, и именно в этом Николай Васильевич Гоголь видит причину его болезни: «Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее». Чем он скупее, тем более одинок — дети разбегаются, младшая дочь умирает. И чем более он одинок, тем скупее. Пожилой человек не в силах расстаться ни с одной вещью в доме, ему жаль продать урожай и мертвые души, жаль доесть заплесневелый кусок пирога. Любимому внуку он дарит пуговицу — это абсолютная вершина его щедрости.

Писатель задумывал в третьей части «Мертвых душ» отправить героя пешком в Сибирь искать свою сбежавшую и проклятую дочь — это путешествие стало бы символом духовного пути.

2. Скрудж

Английский брат-погодок Степана Плюшкина — Эбинезер Скрудж, главный герой повести-притчи Чарльза Диккенса («Мертвые души» — поэма 1842 года, «Рождественская песнь в прозе» — 1843 год). Он пережил иную драму — одинокое детство вдали от дома и родных. Год за годом персонаж проводил сочельники в школьном пансионе, где вечно было холодно, мрачно, пахло плесенью и текла крыша.

Во всем тексте есть короткая и очень важная для понимания характера героя сцена: за подростком в пансион приезжает сестра. Сквозь слезы счастья она говорит: «Домой! Совсем! Навсегда! Отец стал такой добрый, совсем не такой, как прежде, и дома теперь как в раю».

Мы остаемся в неведении, что же такого творил Скрудж-старший раньше, был ли он деспотом или пьяницей, драчуном, игроком или мотом

Но во взрослой жизни Эбинизер Скрудж предпочитает книги, счета, деньги и долговые расписки человеческому обществу и упорный круглосуточный труд — празднествам. Герой никому не дает денег и не тратит их на себя. В любой мороз в его конторе и квартире не топлено, обедает он раз в день в копеечном трактире и «пользует себя жидкой овсянкой на ночь от простуды». Бессмысленное и бесцельное накопительство денег — вот и все.

Эбинизеру Скруджу удалось исцелиться в полной мере — автор дарит герою на Рождество новую жизнь, полную благодарности, щедрости и счастья.

3. Голлум

Спустя сто лет Джон Толкиен абсолютизировал идею зависимости от вещи, когда взгляд хоббита Смеагола упал на Кольцо Всевластья. Тут сошлись две ветхозаветные истории — Золотого тельца и Каина. Не в силах расстаться с предметом, Смеагол убил брата Деагола и стал Голлумом — существом, живущим в подземных пещерах в полном одиночестве, питающимся падалью и готовым на что угодно, лишь бы не разлучаться со своей «прелестью».

Отношения Голлума и Кольца начинаются с убийства, и, казалось бы, им некуда нарастать. Герой принадлежит вещи с первой секунды — весь, до дна, целиком

Он никогда не делает попыток избавиться от Кольца или рассказать о нем другим, свято соблюдает первое правило зависимых — правило молчания. Его не излечивает даже вынужденная разлука с предметом зависимости: он годами слышит зов. Крещендо их истории звучит, когда Голлум, по характеру трусливый и бешено цепляющийся за свою жизнь, становится одержим Кольцом настолько, что гибнет вместе с ним.

Писатель на целый месяц оставил Голлума в компании Фродо и Сэма по дороге к Ородруину — и месяц общего страха, лишений, поддержки и доброты вернул ему человеческие чувства, но этого оказалось мало.

ЛЮБОВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Анна Каренина

Самый частый случай женской зависимости в литературе — любовная. Яркий пример — Анна Каренина. Верная и добродетельная супруга, она встречает Алексея Вронского и намертво «приклеивается», сливается с ним. Влюблена ли героиня — вопрос спорный, но совершенно ясно, что зависима от ощущения: она любима, у нее есть тот, кто смотрит на нее с восторгом и преклонением.

Лев Толстой не пишет о сексуальной зависимости. Напротив, сцена близости завершается фразой: «Невозможная, ужасная и тем более обворожительная мечта сбылась, но превратилась для Анны в чувство физического унижения».

Во имя счастья чувствовать себя любимой женщина оставляет мужа, ребенка, дом, высший свет и всю прошлую жизнь

Анна расстается с любовником много раз. Похожие отчаянные и безуспешные попытки совершают люди, пытаясь бросить пить. Полуживая, Анна примиряется с мужем и возвращается домой, но вскоре полный цикл зависимости повторяется. Как только семейная жизнь — теперь уже с новым человеком — притупляет влюбленность, а огонь обожания в его глазах тускнеет, ей делается невыносимо жить.

Такая модель поведения — однозначно зависимая, невротическая. И подобные случаи в классической литературе, к сожалению, не редкость. Как, впрочем, и в жизни.