Коль затронули темы Заказчика и Предпроектные работы поговорим и о том «от куда берутся деньги?».
__
Процедура начала работы с объектом:
- Пользователь объекта обращается в орган охраны памятников;
- Пользователь совместно с органом охраны памятников составляют Задание на производство работ;
- Подготовка комплекта Исходно-решительной документации (ИРД);
- Составление Технического задания (ТЗ) и смет на проектно-изыскательские работы;
- Получение государственного финансирования/средств частного инвестирования;
- Конкурс на определение подрядчика на выполнение работ.
__
После того как пользователь обратился в орган охраны памятников, получил задание, подготовил комплект исходно-разрешительной документации, совместно с архитектором составил ТЗ, посчитана предварительная смета можно заняться поиском финансов.
Где взять?
а) у государства (получение государственного финансирования);
б) у инвестора (собственные средства/привлечённые инвесторы).
Государственное финансирование (будь то федеральный, муниципальный, местный бюджет) выделяется в соответствии с гос.программами, например, программа «Наследие» для Санкт-Петербурга, или планами, т.е. оно обязательно должно быть включено в финансовый план на следующий год. Это касается и проектных и непосредственно реставрационных работ.
Что касается частного финансирования. Тут дела обстоят попроще. Существует как минимум три варианта: сам всё сам, помощь друга или обратиться в один из благотворительных фондов (н.р. фонд Варламова https://fondvnimanie.ru/about).
Государственное финансирование
Ознакомиться с гос. программами можно например на сайте КГИОП - https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/restoration/
Есть любители длинных предложений? Ловите выдержку из ФЗ-73.
«Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.». Фух!
Если коротко, за процедурой подачи заявления обращаемся в местный орган самоуправления или Министерство культуры РФ.
В рамках гос. финансирования обязательной является процедура по определению подрядчика согласно ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок …».
Процедура начинается с опубликования конкурсной документации на интернет-площадках, где участники могут ознакомиться с ней, с требованиями конкурса и исходно-разрешительной документацией по объекту (если она будет загружена на портал). Далее осуществляется прием заявок, потом работа комиссии и отбор подрядчиков.
Плюсы/минусы работы по гос. контракту
+ вам выделяют денежные средства;
+ в отельных случаях, есть возможность привлечения дружественной проектной организации;
+ есть регулирование «хотелок» заказчика;
+/- (кому как) сложнее обойти систему;
+/- в случае обнаружения дополнительного объема работ, сметную стоимость можно повысить на 10%;
- условия контракта диктует государство;
- большое количество бюрократических процедур;
- необходимость стартового капитала, так как большинство контрактов не авансируются;
- процесс работы обременен большим количеством совещаний, отчетностью и поверками;
- жесткие сроки, за нарушение которых предусмотрена уплата пени (в крайнем случае расторжение контакта);
- необходимость прохождения сметной экспертизы.
Частное финансирование
Тут понятнее, сам накопил/заработал/кредит взял/у друга одолжил/инвестора привлёк. По-прежнему соблюдаем требования ФЗ №73. Т.е., работаем по ТЗ, получаем необходимые разрешения и допуски, работаем с органом охраны.
Дополнительно поделимся ссылками на существующие благотворительные фонды.
Плюсы/минусы работы
+ можно выбрать подрядчика самостоятельно;
+ нет необходимости прохождения сметной экспертизы;
+ возможны более лояльные сроки, меньшая отчетность;
+ может попасться идейный заказчик;
- отсутствует буфер между подрядчиком и гос. заказчиком, который иногда помогает регулировать «хотелки» пользователей;
- частный заказчик может быть не компетентным в вопросе объектов культурного наследия;
- стремление заказчика к экономии на важных этапах работы (материалах и т.п.).
Благотворительные фонды
Фонд сохранения исторического наследия - https://fondvnimanie.ru/
Фонд сохранения культурного наследия - https://saveheritage.fund/about/
Фонд сохранения и развития объектов культурного наследия - http://fondkn.ru/
Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге - https://kultfond.com/