Найти тему
script bro | сценаристы

Создание мира истории на примере "Звёздных войн"

Оглавление

"Создание мира истории" - это когда авторы создают мир, в котором будут жить их персонажи, и место, где будут развиваться события.

Хотя сеттинг играет важную роль в построении мира, это не единственный его элемент: исторический контекст, предыстория персонажей, эстетика и самые мельчайшие детали могут оказать значительное влияние на ваш мир истории.

Когда мы создаём новые вымышленные миры - наша задача помочь читателю визуализировать происходящее и заставить поверить; чем больше читатель верит в ваш мир, тем больше он будет заинтересован в истории.

-2

Как это работает

Если человек что-то читает, и это ощущается поверхностно или даже искусственно, то маловероятно, что он погрузится в вашу историю.

Противоположный литературный термин - "подавление недоверия", который описывает то, что происходит, когда читатель или зритель настолько эмоционально погружается в вымышленные события, что принимает происходящее за реальность (по крайней мере, когда увлечён повествованием).

Продуманное построение мира помогает избавиться от недоверия, что создаёт дополнительную эмоциональную вовлечённость. В конечном счёте, это наша цель при написании фильма или сериала.

Сильная концепция может оказать незначительное влияние или вообще быть бесполезной, если читатель не верит в мир в целом.

Создание мира, пожалуй, наиболее важно при написании научной фантастики и фэнтези, потому что предполагает создание полностью вымышленного мира, часто фантастического по своей природе.

В результате ещё более сложной задачей становится приостановка недоверия. Однако, если всё сделано эффективно, создание мира может стать настоящей визитной карточкой проекта.

Одним из самых успешных "создателей миров", без сомнения, является Джордж Лукас.

-3

Первые шаги в построении мира

Лукас изначально задумывал "Звёздные войны" в стиле сериала "Флэш Гордон", но выполненный в менее вычурной манере:

“Мне особенно нравились истории о Флэше Гордоне... Конечно, теперь я понимаю, насколько неотёсанными и плохо сделанными они были... но если я так сильно любил их, несмотря на то, что они были ужасными, то я начал задаваться вопросом, что произошло бы, если бы они были сделаны хорошо”.
Джордж Лукас, о создании "Звёздных войн"

Руководствуясь таким мышлением, Лукас не торопился разрабатывать оригинальные "Звёздные войны", начав с двухстраничного синопсиса под названием "Журнал Уиллов". В нём повествование шло от первого лица Мейса Винди - мастера-джедая, который брал себе в ученики Си-Джея Торпа.

Хотя Лукас отказался от многого, о чём рассказывается в этом двухстраничном синопсисе, это важно по двум причинам: 1) в нём впервые Лукас письменно упоминает "джедаев" и "Галактическую Империю"; и 2) в нём изложен его подход к миру истории, который он создавал.

Показательно, что первой попыткой Лукаса в "Звёздных войнах" был текст в стиле дневника, написанный от лица персонажа, который рассказывает о событиях; это показывает, как он сразу же попытался придать повествовательный вес своему миру, представив его как "реальность". Приключения Мейса Винди позиционируются как "исторические события".

-4

Конкретизируйте свой мир

Когда коллеги сочли вышеприведённый синопсис заумным, Лукас отказался от него и создал новую историю в виде 13-страничного тритмента под названием "Звёздные войны". Этот тритмент включал многие элементы, которые в конечном итоге должны были появиться в финальном фильме (а также в сиквелах и приквелах).

Лукас приступил к написанию нескольких драфтов сценария; один из них был длиной в 200 страниц и также включал сюжетные элементы, которые он позже использовал в сиквелах и приквелах.

В новеллизации 1977 года "Звёздные войны: из приключений Люка Скайуокера", выпущенной за пару месяцев до выхода фильма — есть пролог, объясняющий предысторию, озаглавленный "Из первой саги: Дневник Уиллов".

Этот пролог не только был явной данью уважения оригинальному синопсису Лукаса и повествовал о восхождении Палпатина от сенатора до императора, но и соответствовал его раннему подходу: представлять вселенную "Звёздных войн" как "реальное место", а историю - как "исторические события". Идея о том, что Дарт Вейдер когда-то был джедаем, который впал в немилость и помог уничтожить Орден Джедаев, также укрепляла предысторию.

Во многом именно поэтому Лукас смог создать не просто две кинотрилогии, а целую франшизу, включающую телесериалы, книги, комиксы, видеоигры и один печально известный праздничный спецвыпуск. И это всё до того, как он продал франшизу Disney!

-5

Раскрывайте свой мир

Несмотря на то, что у мира была предыстория, Лукас в конечном счёте решил не загружать первый фильм слишком большим количеством информации, за исключением нескольких существенных деталей во вступительной части;

Лукас погружал зрителя в "живой" мир, в котором он узнавал о нём что-то органично и периодически на протяжении всего фильма.

История рассказывается в основном с точки зрения персонажей, и мы воспринимаем её их глазами - будь то первая попытка Люка добраться до Мос-Эйсли или его первый взгляд на Звезду Смерти - этим моментам придаётся эмоциональный вес благодаря его реакции и тех, кто его окружает (Оби-Ван, Хан Соло, C-3PO и т.д.).

Персонажи никогда не должны быть забыты при построении мира, как и при создании концепции или истории.

Один из самых эффективных способов заставить читателей поверить в созданный вами мир - заставить ваших персонажей взаимодействовать с ним настолько реалистично, насколько это возможно (независимо от того, насколько фантастичным это может быть).

Когда Люк осторожно заходит Кантину, его страх заметен, даже несмотря на то, что он храбро держится: чем больше нюансов и реакций в поведении, тем правдоподобнее мир.

-6

Познавайте свой мир

Лукас мог бы эффектно проиллюстрировать свой мир, который был бы более фантастичным, чем тот, который увидели кинозрители, — потому что он знал его полностью.

Благодаря своим наброскам и различным черновикам сценария Лукас создал для себя трёхмерный панорамный взгляд на вселенную "Звёздных войн", и в результате он мог медленно, но верно раскрывать её зрителям.

Персонаж мимоходом ссылался на события прошлого (например, Войны клонов, Дарт Вейдер, предающий джедаев) или на закадрового персонажа (например, Императора, Джаббу Хатта), и они были наполнены значением.

Было ощущение, что мы видим и знаем не всё, а мир живёт сам по себе. В дополнение к детализации происходящего на экране, в предыстории была глубина, которая привлекла фанатов и продолжает привлекать по сей день.

Создавая мир, делайте всё возможное, чтобы понять свой мир (а также персонажей, которые его населяют). Чем больше вы это поймёте, тем легче вам будет показать это другим.

Вы сможете создать мир, который притягивает людей и заставляет их что-то чувствовать. Совсем как тогда, когда Люк впервые почувствовал Силу, и Оби-Ван гордо ответил:

"Ты сделал свой первый шаг в большой мир".

by Edwin Cannistraci

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.